Роспись полхов майдан для дошк. Педагогический анализ исследований в области художественного развития младших школьников при ознакомлении с "Полхов–Майданской росписью". Разживка на цветах

Культура России – это классический балет, великие композиторы и большая литература. Так, кажется, принято считать и именно так среднестатистический обыватель ответит на вопрос, чем славится русское искусство. А еще вспомнит Репина, Васнецова и Шишкина. Но даже такой краткий список требует быстрого дополнения: народное творчество определяет русскую культуру так же значительно, как и труды гениев. Полхов-Майданская роспись – одна из ярких страничек народного искусства. О том, как она сформировалась, чем прославилась и как получить собственный художественный опыт в этом направлении, читайте далее.

История появления и развитие полхово-майданской росписи

Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.

Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.

Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.

Нужно было что-то менять, подстраиваться под советские реалии. И отдельные мастера решают объединиться в артель «Красная заря». Так некрашеные деревянные изделия, наконец, становятся живописными.

В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.

Мотивы и орнаменты

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:

  • в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
  • самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
  • приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. «Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.

Цвета

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.

Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.

Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

Особенности росписи матрешки

Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.

И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.

Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других.

Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

Классическое изображение полховской матрешки

Описание матрешки:

  • стройная, вытянутая по форме;
  • плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
  • яркие цветы на сарафане;
  • на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
  • большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.

Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.

Технология росписи

На раскраску матрешки мастерицы тратят больше времени, нежели мужчины, заготавливающие «белье». Мастерица выбирает заготовку, на которую будут наноситься краски.

Роспись матрешки поэтапно:

  1. Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
  2. Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
  3. Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
  4. Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
  5. На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
  6. На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
  7. Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
  8. После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.

В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.

Стоит сказать, что и самостоятельные мастера вынуждены работать быстро, не концентрируясь на одной куколке долго. Нижегородские и московские заказчики торопят, покупать более искусных, художественно-совершенных кукол им не выгодно. На роспись таких матрешек тратится больше времени, а значит, и стоят они дороже. А вот окупаемость их ниже. Разве что ценители могут позволить себе приобрести более тонкую работу, обычному же покупателю нужен красивый и доступный по цене сувенир.

Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.

Удачи в творчестве!

Вконтакте

Урок№1:"Полхов-майданская роспись"

Цель:

познакомить учащихся с разнообразием полхов-майданской росписи.

Задачи:

формировать навыки работы по мотивам полхов-майданской росписи;

воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;

развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

развивать умение учащихся работать в парах.

Оборудование:

Зрительный ряд: презентации с изображением изделий мастеров Полхов-майдана, тестом; образец коллажа; изделия, расписанные полхов-майданской росписью.

Материалы и инструменты:

половинки деревянных изделий (матрёшек, яичек, церквушек, птичек), фанера под основу коллажей; карандаши, кисти, гуашь, акварель.

Ход урока

Учитель. Наш урок посвящён полхов-майданской росписи.

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России.

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" – цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Но самое известное изделие Полховского Майдана – матрёшка.

Основные специфические приемы росписи получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" – цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" – рисунок выписывается по фону без линейного контура.

Учитель: Сегодня на уроке вы выполните коллаж. Послушайте внимательно задание.

Работать будете в парах. Коллаж состоит из фанеры разной формы и половинки деревянной матрёшки или птички, или яйца. Один ученик за партой расписывает дощечку, другой – половинку деревянного изделия. Перед росписью половинку игрушки располагают на дощечке и обводят, чтобы рисунок не заходил на поле, где будет располагаться выпуклая часть коллажа.

Этапы работы.

1. Нанесения рисунка карандашом.

2. Работа в цвете.

3. Соединение деталей коллажа.

Урок №2:"Древнерусские иконы.

Древнерусские иконописцы".

Цели урока:

познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;

показать связь прошлого и настоящего;

расширить словарный запас и кругозор учащихся;

развивать познавательные и творческие способности;

воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;

показать возможности применения компьютера в изучении истории.

Оборудование.

Учебник “Введение в историю” (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин); кроссворд, фотографии древнерусских икон, основные понятия и имена русских мастеров иконописи написаны на отдельные карточки для последующего выноса на доску по ходу урока, компьютерный диск “Шедевры русской живописи”, компьютер.

Основные понятия: икона, фреска, иконопись, крест, паволока, темпера, олифа, нимб, живопись, Третьяковская галерея. (Понятия написаны на карточках и по ходу урока прикрепляются на доску.)

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель: “Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – древнерусским иконам и их создателям.

II. Новый материал.

1.Мастера – кто они?

Создание икон – это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер. Новая тема, которую мы начинаем сегодня изучать, называется “В гости к мастеру”. Откройте наши учебники на с. 85. И как благословение к её изучению мы сразу же видим рисунок старой иконы, которая называется “Звенигородский Спас”, написанной Андреем Рублёвым в XV веке. С ней и её создателем мы ещё сегодня встретимся. А сейчас давайте прочитаем текст учебника и узнаем, кого на Руси называли мастером.

Вывод (после прочитанного текста делают учащиеся). Человека, чьё ремесло и изделия превращались в произведение искусства, называют мастером.

2.Символы древнерусской живописи.

а) Причины распространения икон.

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?

(Ответы учеников)

На Древней Руси было много лесов. Это сегодня от них мало что осталось. Вот и на этом самом месте, где стоит наша школа, раньше был лес. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.

Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

б) Символ иконы. Символ христианства.

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, которые вы видите на доске и в учебнике, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)

в) Отношение к иконам на Руси.

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша. Где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

г) Создание иконы.

Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.

Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было. Как вы думаете из чего делали краски? (Ответы учеников)

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Если кто-то из вас помогал мамам замешивать тесто, то видели, что в него добавляют яйцо. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется темпера. Ею писали иконы.

В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный. Каждый цвет имел определённое значение. Зелёный – признак юности, цветения. Недаром говорят “Молодо-зелено”. Голубой – цвет неба, места обитания Бога и ангелов. Белый - олицетворяет святость, нравственную чистоту. Тёмно – малиновый – цвет мудрости. Красный (багряный)- цвет жизни, мученичества, цвет крови Христа. Золотой – божественный цвет, им окрашивали нимбы, фон икон.

А что изображали на иконах? Мог быть изображён бог Зевс, богиня Афина? А бог Перун?

(Ответы учеников. Иконы писали только на сюжеты из Библии.)

Писание икон считалось богоугодным делом. Настоящий иконописец должен быть праведником, личностью незаурядной - иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за труды свои.

д) Тайна древних икон.

Так вот, готовую, написанную икону сверху покрывали густым веществом, сваренным из льняного масла. После того, как иконописец покрывал икону олифой, краски начинали сиять, блестеть, особенно, особенно когда перед ней зажигали свечи. Но! Вот тут будьте особенно внимательны.

Через 80 лет, когда художника уже не было в живых, олифа темнела, икона становилась тёмной, некрасивой, почти чёрной, и уже нельзя было разобрать, что на ней изображено. Другой художник брал эту почерневшую икону и сверху писал новую, не обращая внимания на то, что было изображено на ней ранее. Написав икону, он покрывал её олифой, чтобы краски ярче сияли, и через 80 лет… что происходило? Да, она темнела. И так продолжалось много лет. И часто, увидев на чердаке почерневшие доски, на них не обращали внимания, потому что поверх гениального творения могло быть написано что-то посредственное, потому что не все художники- иконописцы были гениями. И так продолжалось из века в век. Пока однажды не случилось чудо.

Кто-то из учёных, разбиравших старые, почерневшие иконы, случайно ударил обо что-то острое. От тёмной доски отлетел кусочек верхнего слоя, а в образовавшемся окошке мелькнули яркие краски. Учёный, затаив дыхание, осторожно отколупнул соседний кусочек.… Потом ещё и ещё. Из-под верхнего тёмного, некрасивого слоя стала появляться живопись необычайной красоты. Яркая, нарядная, будто только что созданная. Будто и не хранилась она несколько веков под тёмными слоями других изображений.

Так была открыта тайна старых икон. Вот и те иконы, что мы сейчас увидим, получили второе рождение, т.е. были расчищены и восстановлены (реставрированы).

(Показ репродукции расчищенной иконы “Борис и Глеб” до и после реставрации)

Возрождению икон, т.е. второму рождению посвятил своё стихотворение А.С.Пушкин. Оно так и называется “Возрождение”. (Наизусть читает ученик)

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит.

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые с летами

Спадают ветхой чешуёй;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

III. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконам.

(Просмотр с помощью компьютера экскурсий с диска “Великие шедевры живописи”).

1.“Владимирская Богоматерь”

Самой почитаемой иконой на Руси была “Владимирская Богоматерь”. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Но самой знаменитой из них является та икона, что мы сейчас видим. Автор, создавший эту красоту, неизвестен, т.к. иконы не подписываются мастерами в отличие от картин, ведь написаны они во славу Божию, а не во славу иконописца.

(Экскурсия по иконе “Владимирская Богоматерь”)

2.Русские мастера иконописи.

Иконописное искусство прославили и древнерусские мастера. (Список на доске: Феофан Грек, Даниил Чёрный, Прохор с Городца, Андрей Рублёв, Дионисий, Симеон Ушаков.)

Самым известным из них мастером является Андрей Рублёв, но почему же он не первый в списке? (Ответы учеников)

Это потому, что издавна на Руси в почёте были люди старшего возраста, пожилые. А все мастера, стоявшие перед Рублёвым в списке, были старше его. Это известно из летописей.

Самое раннее известие об А.Рублёве было записано в Троицкой летописи, составленной в Москве и доведённой до 1408 года. Летопись эта сгорела в 1812 году, но сохранилась в копиях. А что произошло в Москве в 1812 году? С кем вела войну Россия? (Ответы детей)

Так вот, летописец, современник Андрея Рублёва, сообщает под 1405 годом: “…Тое же весны наши расписывали церковь каменную Святое Благовещение на князя Великого дворе.…А мастера бяху Феофан иконописцы Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв, да того же лета и кончашаю.” Из этой же летописи мы узнаём о работе Андрея Рублёва во Владимирском Успенском соборе в 1408 году: “ Того же лета мая в 25 наши расписывали церковь каменную великую соборную Святая Богородица, иже во Владимире, повеление князя великого, а мастера Данило иконописцы, да Андрей Рублев”.

а) Феофан Грек.

Первым в списке мастеров-иконописцев стоит Феофан Грек. Сейчас мы посмотрим экскурсию по иконе “Богоматерь Донская”, созданной Феофаном Греком, посмотрим на его фрески.

(Экскурсия по иконе Феофана Грека “Богоматерь Донская”)

б) Андрей Рублёв.

С иконой, написанной А.Рублёвым, мы встречались в начале урока, - это “Звенигородский Спас”, а самая известная его икона – “Троица”, на развороте учебника вы можете её увидеть. А сейчас совершим экскурсию по этой иконе.

(Экскурсия по иконе А.Рублёва “Троица”)

IV. Третьяковская галерея. Разгадывание кроссворда (закрепление).

Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве.<Рисунок 1>

1.Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб)

2.Разговор человека с Богом. (Молитва)

3.Важнейший символ христианства. (Крест)

4.Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска)

5.Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера)

6.Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь)

7.Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь)

8.Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас)

10.Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока)

11.Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона)

12.Льняное масло, которым покрывали готовую икону. (Олифа)

В выделенном столбике мы можем прочитать “Третьяковка”. Так называют Третьяковскую галерею, которая носит имя Павла Михайловича Третьякова. Он не был художником, он был предпринимателем, очень богатым человеком. И очень любил живопись. Он покупал картины у художников, иногда неизвестных, и часто эти деньги спасали их от голода, давали им возможность продолжать работу. Третьяков покупал картины по своему вкусу. И вкус у него оказался безупречным. Потому что неизвестных в его время художников, чьи картины покупал Третьяков, мы сегодня называем гениями, они признаны как великие художники. Третьяков собрал такую большую коллекцию картин, что потребовалось специальное здание- галерея. И по завещанию П.М.Третьякова после его смерти галерея перешла городу Москве. Это подарок всем русским людям. Так много можно сделать для сохранения искусства и не будучи ни художником, ни скульптором, ни артистом. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы, перед многими из них каждый день стоят свежие живые цветы.

V. Итог

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, нынешние художники, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.

Рисунок 1

Литература

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1990.

2. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. Прага, 1928;

3. Кочетков И. А. ДРЕВНИЕ КОПИИ ИКОНЫ «БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ» Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 3

4. Языкова И.К. Богословие Иконы.

5. Лихачев Н.П. Материалы для русского иконописания

6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери

7. Лазарев В.Н. Этюды по иконографии 1967г.

8. Лазарев В.Н. Византийская живопись и древнерусское искусство.

9. Этингоф О.Е. Образ Богоматери.

10. Иосиф Вельперт. Живопись катакомб Рима.

11. Успенский Л.А. Богословие Иконы Православной церкви.

12. Кочетков В.А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская»

13. Прот. Прилупов. В. История апостольского века.

14. Шестун Г. Православная педагогика. 4е Изд. Про-пресс, 2010.

15. свящ. Лоргус А., Войнова А. Иконография.

16. Ионина Н. Православные святыни. Артефакт-пресс, 2006г.

17. Смольникова Е.И., иерей Левшенко Б., Я иду на урок в воскресную школу. 2008г.

18. Сурова Л.В. Мироведение. Клин, 2004г.

19. Верниковская Л.Ф. Уроки для воскресной школы. Минск.2007

20. Антонова В.И. Каталог древнерусской живописи. Москва.1963г. Том 1.

21. Книга о Пресвятой Богородице. Москва.2002.

22. Давыдова Л.П. К иконографии Богоматери Владимирской в 17 веке. Ярославль,2006.

23. Свят.Феофан Затворник. О древних иконах и древнем подлиннике. Душеполезное чтение.1868г.

24. Свят. Иоанн Златоуст. Слово о воспитании. Полное собр. сочинений т.12, кн.2. Москва 2004.

25. Архиеп. Таушев А. Четвероевангелие. Апостол: руководство к изучению Священного писания и Нового Завета. Москва. ПСТГУ.2005.

26. Архим.Христофор. Древнехристианская иконография. Православное обозрение. 1886г.

Полхов - майданская роспись значительно моложе хохломской и Городецкой - ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в.

Основные сюжеты узоров - изображения птиц, животных, сельских пейзажей, архитектурных памятников.

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.

Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.

Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 80* С (6 - 8 г краски на 1 л воды).

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Роспись гуашью

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

Список литературы.

1.В.Вишневская. Русские художественные промыслы. - М., 1981.

2. Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984. - С.101, 103.

3. В.С.Кузин. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983. - С.11, 141.

4. Б.М.Нелинский., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991. - С.82.

5. Е.Осетров. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15.

6. Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков, 1998. - С.30.

Полхов - майданская роспись

Полхов - майданская роспись значительно моложе Хохломской и Городецкой — ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в.

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек.

Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.

Сначала игрушки и предметы быта вытачивают на деревообрабатывающих станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью и ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, по сухой поверхности рисуют («наводят») контур рисунка.

После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику «лессировок» — наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи.

Полхов-майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей — получится ярко-зеленый цвет.

Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен:

Одна группа — детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки.

Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» — цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки с фабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети также принимают участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни.

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Холуйскую миниатюру: , ну а сегодня о поговорим немного о Полхов-Майданской росписи
Названию промыслу дало село Полхов-Майдан, что находится на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе. Полхов-Майдан - это один из самых известных центров не только росписи по дереву,но и вообще деревообработки в этом регионе. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
Хотя, справедливости ради надо отметить,что известность роспись приобрела уже после Революции.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.


В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера. В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.

Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Технология росписи следующая...
Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.
Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.
Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой.

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет.
Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Роспись гуашью немного другая. Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.

После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками.
Вот такие дела.
Приятного времени суток.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ясли-сад № 395 города Донецка»

Конспект интегрированного итогового занятия

в старшей логопедической группе по изучению народной росписи и разных техник рисования

«Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

Подготовил воспитатель: Михальчук Оксана Леонидовна

Г.Донецк-2018

Программное содержание :

Образовательные :

Познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

Обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.

Развивающие :

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

Закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа :

Знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;

Рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

Чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

- дидактические игры : «Продолжи узор» , «Обведи узор» и др.

Словарная работа : Полхов – Майдан .

Материал : мульти медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, вида села, ; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый) ; кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.

Методические приемы : чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора

В.Малышева) входят в группу и становятся в круг.

Приветствие:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель : Ребята, послушайте пословицу :

«Красна птица перьем, а человек уменьем» .

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети : ответы.

Воспитатель : Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: лепить, рисовать,играть, делать аппликации…

Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия,по мокрой бумаге, кляксография)

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети : «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит» .

.

Воспитатель: Какие замечательные поговорки,а как вы их понимаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Посчитайте пожалуйста сколько слов в поговорке «Хорошая работа два века живет» .

Дети: считают и отвечают (5 слов)

Воспитатель: Молодцы. правильно справились с заданием!

В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов.(Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).

Дети: Собирают картинки - пазлы.

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?

Дети : ответы (Филимоновские, Дымковские и Городецкие мастера росписывали изделия ) .

Воспитатель : Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Дети : ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,

Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья,лошади птицы).

Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

Фея Кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Использование ИКТ:

Королева кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Слайд №2:

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду : ложки, миски, детские игрушки.

Слайд№3

С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

Слайд№4

В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»

Слайд№5

Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

Слайд№6

С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Слайд№7

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.

Слайд№8,9

А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

Слайд№10

Рассмотрим основные элементы росписи:

Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

Ягоды: шиповник, черника.

Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.

Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два – спит цветок.

Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?

Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?

Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать грибок- капилочку, и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.

Начинаем роспись с верхней части гриба.

Берем кисть и красную краску Верхнюю часть шляпки отделяем дугой и закрашиваем.

Подводим низ шляпки тонкой красной линией.

Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.

Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.

Переходим к ножке гриба.- ватной палочкой рисуем слева овальную ягодку шиповника в верху ставим овальную точечку.

Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.

Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.

Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.

Кисточкой подводим красной линией низ гриба.

Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

Сейчас кисточкой вращаю.

В мастеров-художников вас превращаю!

Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре,пять

Начинаем рисовать!

Выполнение работы детьми..

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои грибочки и кладем на стол в мастерскую.

Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!

Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)

Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

Кисточкой я поверчу,

В деток снова превращу!

Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? (Полхов- Майданской)

Вам понравилось быть мастерами?

А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.

Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!

error: Content is protected !!