Аттестационный лист работника – образец заполнения. Опросный лист аттестуемого специалиста Краткая информация об аттестационном листе

1 . Общие данные сотрудника :

1. Фамилия, имя, отчество __

2. Подразделение__________

3. Должность _____________

4. Год рождения __________

5. Национальность _________

6. Семейное положение _____

7. Учебное заведение (год окончания) _________________________

8. Специальность __________

9. Вид обучения (очное, вечернее, заочное) _____________________

10. Общий стаж работы _____

11. Стаж работы в данной должности _________________________

12. Основные функции должности ____________________________

13. Какой общественной работой любите заниматься_____________

14. Учились ли (учитесь) на курсах повышения квалификации (когда, где)

15. Имеете ли публикации, методические разработки за период с последней аттестации _________

16. Какие награды (поощрения) имеете за период аттестации _________

17. Имеете ли взыскания за период аттестации _____________________

18. Какие знания и в какой области хотели бы углубить и расширить __

19. Какую специализацию по профессии и какие методы хотели бы изучить _____________________

20. Где хотели бы пройти стажировку. У кого из передовых руководителей пройти практику _____

21. Где бы вы, в соответствии с вашими способностями и интересам, хотели поработать _________

22. Кого предлагаете на свое место в резерв _______________________

23. Удовлетворены ли вы своей работой, и что вам мешает __________

24. Ваши замечания и предложения по кадровой, организационной и технико-экономической жизни организации (можно предлагать даже идеальный вариант) _____

"___"______________200___год. Аттестуемый__________________

2. Характеристика сотрудника .

Уважаемые члены экспертной группы!

Цель аттестации – выявить сильные и слабые стороны в действиях руководителя и специалиста. Слабые можно усилить, а сильные поддержать с помощью рекомендаций аттестационной комиссии.

Каждая характерная черта в действиях руководителя или специалиста оценивается семью высказываниями по признаку «от лучшего к худшему» (табл.2). Ваша задача – найти соответствующие высказывание и отметить крестиком коллективное мнение. Если вы в чем-то не уверены, пропустите этот признак. Если ваши мнения расходятся, можно отметить два мнения, но не более.



Таблица 2

Код Характеристика Годы аттестации
1. Самостоятельность
1.1 В сфере своей ответственности принимает решения по вопросам любой сложности самостоятельно и компетентно
1.2 Любые вопросы, касающиеся его работы, старается решить самостоятельно, но не боится обратиться за советом
1.3 Стремится решать любые вопросы, даже вне сферы его ответственности и компетенции самостоятельно, иногда без особой надобности и не посоветовавшись
1.4 Может решать все вопросы, касающиеся его работы, самостоятельно, но не всегда на это идет
1.5 В большинстве случаев стремится устраниться от ответственности в принятии решений по более или менее сложным вопросам
1.6 Самостоятелен и ответственен только в решении не особо сложных вопросов
1.7 Всегда ждет указаний от руководителя, избегает самостоятельных решений
2. Настойчивость
2.1 Крайне настойчив, упорен и цепок, не останавливается, пока не достигнет цели или не разберется в каком-либо деле досконально
2.2 Довольно настойчив, уверен и цепок, не любит останавливаться, пока не доведет дело до конца и не разберется в каком-либо вопросе
2.3 Хотя иногда упускает мелочи, но в основном проявляет настойчивость и упорство в достижении цели
2.4 В своей работе ему надо быть понастойчивее в достижении цели, но особых отклонений нет
2.5 Ему не всегда хватает цепкости и упорства для достижения цели, особенно если этому необходимо посвятить много времени
2.6 Обычно ему хватает упорства на решение оперативных вопросов, но довести дело, требующее затрат времени и усилий, до конца он мало способен, все начинает и бросает на самотек
2.7 Даже в простых случаях не способен проявить настойчивость и упорство в достижении цели
3. Требовательность
3.1 Очень требовательный, иногда излишне придирчив как к подчиненным, так и к руководству
3.2 Требователен в меру и объективен как с подчиненными, так и с руководством, работать с ним легко
3.3 Требователен только с подчиненными, потребовать у руководства у него не всегда получается
3.4 Требователен до мелочей и постоянных придирок, часто необъективен, работать с ним тяжело
3.5 Может требовать с подчиненных, но иногда закрывает глаза на их поступки, потребовать с руководства не способен
3.6 Излишне либеральничает с подчиненными, в его действиях не хватает жесткости и требовательности
3.7 Крайне мягок, не может потребовать и приказать
4. Отстаивание точки зрения
4.1 Исключительно упрям, не изменит своей точки зрения, если уверен в своей правоте, будет отстаивать ее до конца
4.2 Довольно-таки упрям, неохотно меняет свое мнение, даже в тех случаях, когда оно идет вразрез с логикой дела
4.3 Несколько упрям, неохотно меняет свои мнение, но, убедившись в необходимости другого решения или в своей ошибке, меняет его
4.4 В своем мнении стремится к объективности, требуемой обстоятельствами, проявляя необходимую гибкость, но в то же время без особых причин его не меняет
4.5 Хотя без особых причин мнение не меняет, но если на него оказать определенное, аргументированное давление, отстаивать свое мнение не будет
4.6 Если на него оказать давление, он легко меняет свое мнение, даже осознавая неправильность принятого решения
4.7 Крайне легко соглашается с любым мнением, даже без особого давления
5. Принципиальность
5.1 В своих поступках принципиален до максимализма, невзирая на лица, всегда соблюдает моральный кодекс
5.2 У него есть система положительных принципов, которой он твердо придерживается, требуя этого и от окружающих
5.3 В своих поступках принципиален, но другим не навязывает своих взглядов на жизнь, если это не затрагивает интересы дела
5.4 Принципиален, но только в своих действиях, потребовать с других не всегда способен
5.5 Принципиален больше по отношению к окружающим, чем к себе
5.6 В своем поведении, требованиях, предъявляемых к другим, далеко не всегда придерживается каких-либо принципов
5.7 Беспринципен, у него нет какой-либо устоявшейся системы принципов и моральных ценностей
6. Умение разбираться в вопросах
6.1 Может мгновенно схватить суть вопроса, не путаясь во второстепенном, выделить главное
6.2 Способен быстро разобраться в вопросах, выделить узловые моменты
6.3 Всегда стремится понять суть дела, хотя и не быстро, но способен отделить главное от второстепенного, найти узловые проблемы и помочь подчиненным
6.4 Хотя и не всегда схватывает суть проблемы, но в процессе работы способен найти необходимый выход
6.5 Тороплив, иногда второстепенное принимает за главное, путается в мелочах
6.6 Обычно с трудом до него доходит суть дела, но и при этом постоянно путается в мелочах, опуская главное
6.7 Совершенно не может выделять узловые моменты, "заклинивается" на второстепенных и мелких вопросах
7. Умение координировать и взаимодействовать
7.1 Легко может установить необходимые контакты, скоординировать действия людей или подразделений, умело согласовать их интересы
7.2 Хороший координатор, способен находить приемлемые решения при согласовании интересов различных работников или подразделений
7.3 Не всегда способен самостоятельно установить необходимые контакты, но стремится все наладить и скоординировать, и у него это получается
7.4 В вопросах координации стремится действовать в основном через высшее руководство, избегая контактов с исполнителями
7.5 В вопросах координации стремится опираться на официальные документы, запросы, избегая контактов с работниками
7.6 Не может справляться с вопросами координации без особых столкновений и отклонений, действует малоэффективно
7.7 Не способен координировать действия других людей, типичный исполнитель
8. Умение контролировать работу
8.1 Способен держать под контролем массу дел и деталей, вовремя реагировать на любое отклонение
8.2 Способен и умеет осуществлять правильный контроль за узловыми вопросами, но и мелочей старается не выпускать из виду
8.3 Обычно держит под контролем только основные вопросы, пренебрегает тем, что считает мелочью
8.4 Способен контролировать ход дела на основе регламентов и инструкций без особых отклонений
8.5 Не всегда способен осуществлять контроль за ходом дел на основе регламентов и инструкций без особых отклонений
8.6 Не всегда способен осуществлять контроль за ходом дел, часто разбрасывается и упускает главное
8.7 В текучке постоянно выпускает из виду вопросы, требующие постоянного контроля, часто хватается за что попало
8.8 Сам требует постоянного контроля со стороны руководства и коллег
9. Поведение в напряженной ситуации
9.1 Способен быстро ориентироваться в напряженной, сложной ситуации, принять необходимое решение и взять ответственность на себя
9.2 Способен к действиям в напряженной, сложной ситуации и может взять ответственность на себя
9.3 Способен отвечать и действовать по необходимости в напряженной, сложной ситуации
9.4 Способен к действиям в напряженной ситуации, но не всегда возьмет на себя ответственность
9.5 Не всегда способен к эффективным действиям в напряженной, сложной ситуации, хотя ответственности не избегает
9.6 Вряд ли рискнет брать ответственность и решительно действовать в напряженной сложной ситуации
9.7 Постарается всячески уклониться от участия или ответственности в такой ситуации
10. Отношение к порядку на работе
10.1 Рачительный хозяин, в его хозяйстве всегда полный порядок, все предусмотрено и налажено
10.2 Стремится поддерживать в хозяйстве хороший порядок, старается все продумать и предусмотреть, вплоть до мелочей
10.3 В основном в его хозяйстве поддерживается необходимый порядок
10.4 Порядок в его хозяйстве на удовлетворительном уровне, хотя некоторые мелочи иногда портят общую картину
10.5 В его хозяйстве много мелких недостатков, упущений
10.6 В основном беспорядок, хотя пытается время от времени наводить порядок в своем хозяйстве
10.7 Халатно относится к наведению порядка в своем хозяйстве
11. Отношение к работе
11.1 Очень любит свою работу и болеет душой за свое дело, отдает работе все свое время и силы
11.2 Болеет душой за свое дело, стремится к эффективному решению любых вопросов
11.3 К работе относится с интересом, старается все сделать добросовестно
11.4 К работе относится как к долгу и осознанной необходимости, особого старания не проявляет, но и не подводит
11.5 Отношение его к работе сложное и противоречивое, то загорается и готов на все, чтобы добиться результата, то равнодушен и пассивен
11.6 К работе относится без интереса, выполняет «от и до»
11.7 К работе равнодушен, смирился с ней как с необходимостью, пассивен
12. Отношение к подчиненным
12.1 Очень редко вмешивается в работу подчиненных без особой необходимости, решение вопроса оставляет за ними
12.2 Умело сочетает контроль за действиями подчиненных и предоставление им самостоятельности
12.3 Часто вмешивается в работу своих подчиненных, когда видит, что "дело валится", и стремится решать за них их вопросы
12.4 Постоянно вмешивается в работу подчиненных, стремится все сделать сам, все вопросы решает единолично
12.5 Иногда перепоручает подчиненным решение тех вопросов, которые должен решать сам
12.6 Часто перепоручает выполнение своих обязанностей подчиненным без всякого на то основания
12.7 Постоянно перекладывает выполнение своих дел на подчиненных
13. Профессиональные знания и умения
13.1 Профессионал, отлично знает свое дело, постоянно стремится найти что-либо новое, применить в работе, расширяет не только свой кругозор, но и заботится о культурном и профессиональном росте подчиненных
13.2 Хорошо знает свое дело, никогда не упустит возможности узнать и попробовать что-либо новое, следит за профессиональным ростом своих подчиненных
13.3 Неплохо разбирается и действует в круге своих обязанностей, старается поддерживать необходимый профессиональный уровень, по необходимости проявляет заботу о профессиональном росте подчиненных
13.4 Его знания и навыки позволяют ему решать необходимые вопросы без особых отклонений, о профессиональном росте, повышении культурного уровня подчиненных особой заботы не проявляет
13.5 Свое дело знает, старается поддерживать свои профессиональные знания и навыки на современном уровне, но о подчиненных, их профессиональном и культурном уровне не заботится
13.6 Особого стремления расширять свой профессиональный кругозор не проявляет, живет старым багажом знаний, хотя о подчиненных, их профессиональном росте заботится
13.7 Не думает ни о своем профессиональном росте, ни о росте подчиненных, знания и умения устарели
14. Умение устанавливать и поддерживать связь с внешними организациями
14.1 Постоянно интересуется делами внешних организаций, активно участвует в их деятельности, всегда окажет необходимую помощь, прислушивается к их мнению
14.2 Учитывает в своей работе мнение общественных организаций, привлекает их к решению разного рода проблем, по необходимости в помощи не отказывает
14.3 Откликается на просьбы о помощи, оказывает поддержку любым начинаниям, хотя сам в них не участвует, но следит за ними с интересом
14.4 Связь с внешними организациями поддерживает от случая к случаю, особого интереса к их делам не проявляет, но в помощи не отказывает
14.5 Мало считается с общественными организациями, не видит в них помощников, на просьбы об участии в помощи в основном отделывается обещаниями или просто отмахивается
14.6 Контактов с внешними организациями избегает, не считает их помощь действенной, если оказывает помощь, то только под нажимом
14.7 Полностью подавил своей властью активность общественных организаций, связь с внешним миром минимальная
15. Отношение к критике
15.1 К критике относится объективно, хотя иногда невнимателен к замечаниям снизу
15.2 Самокритичен, к критике снизу относится объективно, хотя иногда не прислушивается к замечаниям снизу
15.3 Критику принимает, хотя если что и меняет, то с трудом
15.4 Критику воспринимает только от руководства, критику снизу не терпит
15.5 К критике относится безразлично – «как с гуся вода»
15.6 Излишне самокритичен и принимает любую критику, даже необоснованную
15.7 К любой критике нетерпим и мстителен, злопамятен
16. Порядочность и честность
16.1 Очень порядочный и честный человек, никогда не поступается правами человека и христианскими заповедями
16.2 Порядочный и честный человек в отношении работы, окружающих, денег
16.3 В общем-то, порядочный человек, в чужой карман не залезет, внешне дисциплинирован
16.4 Его честность и порядочность зависят от обстановки и внешней оценки на работе и в семье
16.5 Порядочный только по отношению к себе и близким, «гребет все под себя»
16.6 Очень часто ведет себя непорядочно и нечестно как по отношению к людям, так и к деньгам
16.7 Крайне непорядочный, нечестный, лживый и недисциплинированный человек
17. Использование рабочего времени
17.1 Трудоголик, вся его жизнь посвящена работе, приходит на работу раньше, а уходит значительно позже окончания рабочего дня, использует каждую минуту рабочего времени
17.2 Рационалист, рационально использует рабочий день, никогда не опаздывает на работу и не уходит с работы раньше времени, задерживается, когда необходимо
17.3 Организованный, приходит и уходит с работы строго по распорядку дня, никогда не задерживается, в основном рационально использует рабочее время
17.4 Имитатор, обычно не опаздывает на работу и уходит вовремя, в присутствии руководства имитирует трудовую деятельность, в отсутствие занимается личными делами, хотя чаще всего все успевает сделать в срок
17.5 Торопливый, не всегда приходит на работу вовремя, бывает, уходит раньше времени домой, на работе все стремится сделать в спешке, нерационально использует рабочее время
17.6 Ленивый, часто опаздывает на работу или уходит раньше времени, мало и неохотно занимается основными обязанностями, работает «спустя рукава»
17.7 Бездельник, практически не занимается основной работой, рассматривая ее как посягательство на личное время (курит, читает, играет, слушает радио)
18. Качество труда (работы)
18.1 Выполняет любые плановые задания с высоким качеством работы и всегда без ошибок
18.2 Качество выполнения работы высокое, работает практически без ошибок
18.3 Качество работы хорошее, редко допускает в работе ошибки, да и то незначительные
18.4 Качество работы удовлетворительное, иногда допускает ошибки и небрежности, которые сам исправляет
18.5 Качество труда и плановых заданий ниже среднего, часто допускает в работе ошибки и небрежности
18.6 Качество труда низкое, в работе имеют место грубые ошибки, требует постоянного контроля
18.7 Любые задания выполняет настолько небрежно, с таким низким качеством, что встает вопрос, стоило ли поручать ему работу, и что с ним делать
19. Уровень культуры
19.1 Высокообразованный, эрудированный, интеллигентный человек
19.2 Высокий культурный уровень, обладает обширными знаниями в области искусства, живописи, поэзии, литературы
19.3 Культурный, интеллигентный человек, увлекающийся искусством
19.4 Имеет нормальный культурный уровень для своего коллектива, однако есть проблемы со светским этикетом
19.5 Уровень культуры довольно низкий, допускает много небрежностей и неловкостей в быту, на работе, в общении с партнером
19.6 Уровень культуры весьма низок, практически не интересуется искусством, ограниченные потребности и интересы
19.7 Крайне низкий культурный уровень, примитивны интересы и потребности
20. Опытность
20.1 Исключительно большой государственный, жизненный и производственный опыт, щедро помогает коллегам и подчиненным
20.2 Обладает большим опытом работы, практическими знаниями, какие имеет далеко не каждый, помогает другим
20.3 Имеет обширный опыт в жизни, работе, по должности, однако не всегда передает его подчиненным и коллегам
20.4 Достаточный жизненный и производственный опыт, чтобы справиться с порученным делом
20.5 Производственный опыт и практические знания невелики, но это компенсируется личностными качествами человека
20.6 Опыт работы и практические навыки маловаты для того, чтобы успешно справляться с делом
20.7 Производственный опыт отсутствует, а жизненный незначителен
21. Отношение к власти и полномочиям
21.1 «Соломон», в полной мере и эффективно использует власть и свои полномочия руководителя, всегда принимает мудрые решения
21.2 Демократ, никогда не превышает свои властные полномочия, использует власть в полной мере, принимая, как правило, верные решения для коллектива
21.3 Командир, пользуется властью по принципу «кнута и пряника», применяя их по своему усмотрению
21.4 Нерешительный, недостаточно использует свою власть и полномочия, иногда даже в тех случаях, когда необходимо их применить
21.5 Автократ, часто превышает свою власть, предпочитает руководить с помощью административных методов
21.6 Тиран, постоянно превышает свои полномочия, злоупотребляет властью, как будто она ничем не ограничена
21.7 Бесправный, совершенно не умеет использовать власть, производя впечатление беспомощного и бесправного
Вывод о соответствии занимаемой должности
Высокий уровень квалификации, перерос свою должность и может быть выдвинут на более высокую
Необходимо кое-что доработать и подучиться, после чего он будет способен к выполнению ответственной работы, готов к повышению в должности
По потенциалу и действиям он точно соответствует своему должностному положению
Для более эффективной работы лучше перевести его на равноценную должность в другое подразделение
В данной должности неэффективен, лучше понизить в должности
Было бы лучше для него и для работы, если бы он сменил свою должность или место работы в течение года
Должен быть немедленно уволен после аттестации

Члены экспертной группы:

Генеральный директор _

Руководитель аттестуемого_____________________________

Юрисконсульт________

Социальный психолог__

Начальник отдела кадров_______________________________

Отдел продаж «под ключ». Проект, организация, управление Сотникова Татьяна Владимировна

Приложение 13

Приложение 13

Положение о порядке проведения аттестации сотрудников компании ООО «»

1. Общие положения

Аттестация проводится в целях:

Наиболее рационального использования специалистов;

Повышения эффективности труда работников и ответственности за порученное дело;

Выявления потенциальных способностей работника и стимулирования роста его профессиональной компетенции;

Анализа ошибок и проблем в работе аттестуемого сотрудника;

Определения служебного соответствия работника занимаемой должности;

Определения необходимости повышения квалификации.

2. Сроки проведения аттестации и состав аттестационных комиссий

Аттестация проводится периодически, один раз в год, в необходимых случаях допускается проведение аттестаций в другие сроки.

Для проведения аттестации назначается аттестационная комиссия в составе: директора по персоналу, директора службы, непосредственного руководителя аттестуемого сотрудника, а также, в случае необходимости, независимых экспертов.

В необходимых случаях допускается заочное (без личного присутствия) участие членов аттестационных комиссий в заседаниях.

3. Порядок проведения аттестации

3.1. Аттестации должна предшествовать следующая подготовительная работа:

3.1.1. На каждого работника, подлежащего аттестации, должны быть подготовлены следующие документы:

? аттестационный лист (Приложение 13.1, заполняется менеджером по персоналу не позднее чем за неделю до аттестации);

? оценочная форма (Приложение 13.2, заполняется непосредственным руководителем аттестуемого не позднее, чем за неделю до аттестации);

? опросный лист аттестуемого (Приложение 13.3, заполняется непосредственно аттестуемым не позднее чем за неделю до аттестации);

? результаты сдачи письменного аттестационного зачета (Приложение 4, заполняется непосредственным руководителем аттестуемого не позднее чем за неделю до аттестации).

3.2. За неделю до аттестации, при необходимости, непосредственным начальником проводится письменный зачет аттестуемого сотрудника (вопросы для проведения письменных зачетов разрабатываются непосредственным руководителем аттестуемого и утверждаются директором службы).

Если зачет сдан (не менее 50 % правильно и не до конца раскрытых вопросов) – сотрудник допускается к аттестации;

Если зачет не сдан (менее 50 % правильно и не до конца раскрытых вопросов) – сотрудник не допускается к аттестации, его премиальная часть зарплатных выплат уменьшается на 10 % на период текущего месяца.

3.3. Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает характеристику руководителя подразделения об аттестуемом сотруднике и его работе. При неявке аттестуемого сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

3.4. Оценка работы аттестуемого принимается с учетом: личного вклада в выполнение планов работы компании, соблюдения трудовой дисциплины, квалификации и исполнения должностных обязанностей.

На основе этих данных, с учетом обсуждения результатов работы и деловых качеств работника аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок деятельности работника:

а) соответствует занимаемой должности;

б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через полгода;

в) не соответствует занимаемой должности.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.

3.5. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию и рекомендации аттестационной комиссии, заносится в аттестационный лист (Приложение 13.1).

Аттестационный лист подписывается всеми членами комиссии, принявшими участие в голосовании. Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.

3.6. На основании решений руководства, принятых на основании оценки деятельности работника аттестационной комиссией, с работником заключается соглашение о сохранении или изменении условий труда (должность, обязанность, мотивационные схемы и т. д.).

3.7. Материалы аттестации передаются руководству компании для принятия решения и хранятся в его личном деле.

Приложение 13.1

Аттестационный лист

Дата проведения аттестации «__ » _______ 200_ г.

1. Фамилия, имя, отчество____________________

2. Подразделение, отдел_____________________

3. Должность__________________________

4. Год рождения___________________________

5. Образование____________________________

Окончил (учебные заведения и год окончания)____

6. Специальность по образованию_____________

7. Специальность по опыту работы ____________

8. Дополнительные сведения о квалификации и

профессиональном опыте работника _________

9. Взыскания и поощрения работника за период_____

(какие, за что) ______________________________

10. Трудовой стаж: общий ________ лет;

на данном предприятии_________ лет;

в данной должности_________ лет.

Заключение по результатам аттестации

Уровень соответствия профессиональных знаний требованиям занимаемой должности:

1. Превосходит требования к должности.

2. Полностью соответствует.

3. В основном соответствует.

4. Недостаточно соответствует.

__________________________________

Члены комиссии:_____________________

Ознакомлен «__»________________200_г.

подпись аттестуемого, дата аттестации_____

Приложение 13.2

Оценочная форма (для сотрудников)

Инструкция для оценивающего (непосредственный руководитель)

Для оценки работы подчиненного Вам следует обвести нужную цифру в графе «Оценка» для каждого из перечисленных показателей работы, используя предлагаемую шкалу:

5 отлично, 4 хорошо, 3 средне, 2 ниже среднего, 1 – плохо.

Ф.И.О. работника _______________________

Должность____________________________

Ф.И.О. оценивающего___________________

Дата_________________

Средний балл =_____________________

Приложение 13.3

Опросный лист аттестуемого сотрудника

1. Ф.И.О._____________________________

2. Должность_________________________

3. Стаж работы в данной должности _______

4. Какие успехи были у Вас в течение последнего периода______

1. С какими трудностями Вы встретились?_________

2. Были ли какие-либо ограничения или проблемы, повлиявшие на уровень достигнутого Вами? Как они могут быть устранены или облегчены?__________

3. Как Вы думаете, что является Вашим самым большим преимуществом?________

4. Вы уверены в адекватности Ваших полномочий, ясны ли Вам все аспекты и границы Вашей работы? Если нет, то что хотелось бы уточнить?__________

5. Полностью ли используются Ваши способности на данной работе?_________

6. Каковы Ваши стремления в развитии карьеры?_________

7. Какая помощь Вам может быть оказана посредством_________

Обучения;

Действий коллег;

Действий руководства?

8. Удовлетворены ли Вы своей работой и что Вам мешает?_________

9. Ваши замечания и предложения по кадровой, организационной и технико-экономической жизни компании (можно предлагать даже идеальный вариант)__________

Приложение 13.4

Результаты аттестационного зачета

Аттестуемый сотрудник:______________

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ

дата проведения: «___ »__________ 200_г.

экзаменатор:___________________

оценка: зачет / не зачет

Характеристика зачета:

ВСЕГО ВОПРОСОВ__________ (количество вопросов)

из них ответил:

1 правильно на______ вопросов (_____ %)

2. раскрыто не до конца_____ вопросов (_____ %)

3. неправильно на_____ вопроса (_____ %)

4. не ответил на_____ вопроса (_____ %)

Из книги Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов автора Кузнецов И Н

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЧИ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙНачало речи? Вряд ли есть необходимость говорить о том, какая это для меня большая честь, что мне предоставили эту высокую трибуну.? Я высоко ценю возможность встречи с вами, дамы и господа, и я глубоко благодарен за оказанные мне честь и

Из книги ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ автора Гусев Э. Б.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТРАФАРЕТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВОДАМВступительная фраза. Я высоко ценю предоставленную мне возможность встречи с вами, дамы и господа, и глубоко благодарен за оказанные мне честь и доверие.По случаю прибытия. Мы счастливы приветствовать вас.

Из книги Морская звезда завоевывает жизненное пространство. Новый взгляд на работу специалиста по продажам автора Колик Алексей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Организации российского выставочного рынкаВ табл. П-1.1 перечислены выставочные организации - члены Международного союза выставок и ярмарок, имеющие собственные выставочные площади, а в табл. П-1.2 - организации, не имеющие собственные выставочные площади.

Из книги Система дистрибуции. Инструменты создания конкурентного преимущества автора Сорокина Татьяна

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Крупнейшие зарубежные выставочные

Из книги Успешная короткая презентация автора Шестакова Евгения не Мурманск

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Предисловие 1 Эта книга для тех, кто выбрал для себя интересную, но непростую профессию специалиста по продажам. Книга основана на собственном опыте, а также опыте друзей и знакомых автора. Она о том, как продавать в России, Украине, Беларуси, Казахстане. То есть «у нас», а не

Из книги Риск-менеджмент организации автора Ермасова Наталья Б.

Приложение Автоматизация: еще один шаг к эффективной дистрибуции При выстраивании системы дистрибуции менеджмент неизбежно сталкивается с необходимостью оптимизировать данные, поступающие от сети. Некорректная, разрозненная или запаздывающая информация от филиалов

Из книги Управление проектами от А до Я автора Ньютон Ричард

Приложение Спикер: Мартин Лютер Кинг.Коротко о спикере: афроамериканский баптистский проповедник.Дата: 28 августа 1963 года.Название речи: «У меня есть мечта» («I have a dream!»).Я рад сегодня вместе с вами стать участником события, которое останется в веках как величайшее шествие

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Управление социальным развитием организации: учебное пособие автора Оксинойд Константин Элиасович

Приложение 1 Конституционные основы социального законодательства – статьи и извлечения из статей Конституции РФ, непосредственно определяющие социальные функции государства, гарантии и социальные права гражданСтатья 71. Российская Федерация – социальное

Из книги автора

Приложение 2 Основные законодательные акты РФ по регулированию социально-трудовых отношений периода начала либеральных реформ и массовой

Из книги автора

Приложение 3 Информация о VI Всероссийском конкурсе «Российская ОРГАНИЗАЦИЯ высокой СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ» (2006 г.)1. Организаторы конкурса:Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России с участием заинтересованных федеральных и региональных органов

Одним из основных этапов прохождения процедуры аттестации персоналом компании является заполнение аттестационных ластов на соответствие занимаемой долдности. Аттестационный лист содержит сведения, позволяющие оценить профессиональную пригодность каждого сотрудника. Как правильно заполнить данный документ? Кто его должен утвердить? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Краткая информация об аттестационном листе

Аттестационный лист на соответствие занимаемой должности,образец которого можно скачать в конце этой статьи, не имеет утвержденной законодательством формы. Зачастую его составляют в свободной форме на фирменном бланке юридического лица. Содержание документа зависит от целей проведения аттестации .

Члены аттестационной комиссии, проводящие тестирование сотрудников организации, должны использовать утвержденный бланка аттестационного листа, прилагаемого к Положению об аттестации, принятому в компании. Порядок оформления документа должен быть четко прописан в данном Положении, члены комиссии обязаны неукоснительно придерживаться его.

Документ можно оформить как в рукописной, так и в печатной форме. Допустимо использовать стандартные листы формата А4 или фирменные бланки организации. Заполненный аттестационный лист с ответами работника прилагается к протоколу аттестации .

Аттестационный лист обязаны подписать все члены комиссии. Сотрудник, проходящий аттестацию, также должен подписать документ после ознакомления с ним. Если он отказался подписывать его – комиссия составляет акт об отказе. Данное требование обязательно к выполнению, так как в судебной практике известны случаи, когда уволенные на основании результатов аттестации сотрудники восстанавливались на работе. А работодателям приходилось в судебном порядке доказывать, что отсутствие подписи связано с отказом сотрудников подписывать документы.

Пример заполнения аттестационного листа будет представлен далее.

Структура документа

Стандартный аттестационный лист обычно состоит из следующих разделов:

  • сведения об аттестуемом сотруднике;
  • сведения об образовании сотрудника;
  • сведения о занимаемой должности, квалификационной категории;
  • перечень вопросов и ответы на них;
  • решение комиссии.

Аттестационный лист,образец которого можно взять за основу при составлении аналогичного документа, должен четко фиксировать результаты проведения проверки сотрудников на соответствие занимаемой ими должности. Дополнения и замечания со стороны членов аттестационной комиссии также следует фиксировать в документе.

Члены комиссии должны определить следующее:

  • соответствует ли конкретный сотрудник той должности, которую он занимает;
  • надо ли переводить работника на другую должность;
  • есть ли основания для отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей и т.п.

Заполнение аттестационного листа

  • В верхнем левом углу документа прописывают название организации, в которой проводилось тестирование. Здесь же указывают дату и место проведения мероприятия.
  • Ниже должно быть указано название самого документа.
  • Далее надо внести персональные сведения о конкретном сотруднике: Ф.И.О., дату рождения, данные о полученном образовании, занимаемую должность (на момент проведения тестирования) и дату назначения на нее, трудовой стаж .
  • Следующая часть будет посвящена вопросам, заданным сотруднику. Здесь подробно прописывают все вопросы и полученные ответы. Также можно кратко указать, из каких именно областей были заданы вопросы и удовлетворены ли члены аттестационной комиссии полученными ответами. Если членами комиссии или самим сотрудником были высказаны замечания или предложения – их также фиксируют в данном разделе.
  • В заключительной части необходимо указать решение аттестационной комиссии касательно того, соответствует ли конкретный человек занимаемой должности, можно ли присвоить ему более высокую категорию и т.д.
  • Затем необходимо прописать рекомендации и примечания членов комиссии (если таковые имеются).
  • Ниже указывают Ф.И.О. председателя, секретаря и членов комиссии. Все перечисленные лица должны удостоверить документ своими подписями.
  • Далее должен расписаться сотрудник, прошедший аттестацию. Этим он подтвердит факт ознакомления с документом.

Как связать квалификацию сотрудника и уровень его заработной платы?
Как повысить объективность оценки персонала на каждом из этапов аттестации?
Как использовать результаты аттестации?

Автором предлагается ясно структурированное описание аттестационной процедуры, используемой в компании, занимающейся бизнесом в области технологий связи и сервиса: от постановки задач, создания условий и организации аттестационной комиссии до получения результатов и их анализа. Процедура вводилась в компании для сопровождения новой системы оплаты труда, основанной на тарифной разрядной сетке должностей. Необходимо было определить разряд каждого сотрудника по занимаемой должности в соответствии с его профессиональными и личностными качествами.
Автором даются четкие рекомендации по количественному и качественному составу аттестационной комиссии, в зависимости от количества персонала в компании, а также по оптимальным срокам проведения процедуры.
На этапе подготовки аттестации издается приказ о ее проведении, составляются списки сотрудников, подлежащих аттестации, утверждается график ее проведения. Пакет документов, необходимый для данного этапа, включает опросный лист аттестуемого и анкету \»Аттестация\», заполняемую как непосредственным руководителем, так и аттестуемым сотрудником. Анкета состоит из двух частей. Первая часть одинакова для всех должностей, результаты по ней подсчитываются в баллах, выставленных по 7-балльной шкале личностным и деловым качествам сотрудника. Содержание второй части основано на должностных инструкциях. Обязанности, выполняемые сотрудником, оцениваются по 5-балльной шкале. На основании общей суммы баллов по анкете определяется разряд сотрудника по должности. Образцы документов приведены в приложениях к статье, они раздаются и заполняются за месяц до дня проведения аттестации.
При проведении основной процедуры аттестации комиссия выслушивает выступления сотрудника и его непосредственного руководителя о достигнутых результатах в работе. И, учитывая в том числе данные анкеты \»Аттестация\», по итогам оценочной процедуры сотруднику дается одна из следующих оценок:

  • соответствует занимаемой должности, но не соответствует должностному разряду, аттестационная комиссия рекомендует перевод на другой должностной разряд;
  • не соответствует занимаемой должности и должностному разряду.

    Результаты аттестации заносятся в аттестационную карту и в протокол заседания аттестационной комиссии. С аттестационной картой сотрудник знакомится под расписку, ее образец также приведен в приложении к статье.
    В общепринятом понимании аттестация — это процедура соответствия сотрудников своей должности. Проведение ее можно рассматривать с двух точек зрения: с позиции руководства и с позиции самого сотрудника. То есть, с одной стороны, аттестация осуществляется для того, чтобы руководство определило соответствие своих сотрудников занимаемым рабочим местам (результаты такой аттестации влияют на оплату труда и статус работника в компании), а с другой — для того, чтобы получить обратную связь от сотрудника для планирования его индивидуального развития, карьеры и обучения (результаты такой аттестации приводят к изменениям финансового и карьерного положения работника).
    Перед менеджером по персоналу компании \»СЭМПЛ\» было поставлено две задачи:
    1. Для введения новой системы оплаты труда, основанной на тарифной разрядной сетке для каждой должности, необходимо было определить разряд сотрудника по занимаемой должности в соответствии с его профессиональными и личностными качествами (в этом проявило заинтересованность руководство).
    2. Получение обратной связи от сотрудника для планирования программ обучения, карьерных прогнозов, установления слабых мест в организации труда, производственных взаимосвязях работников (в этом был заинтересован персонал).
    Взаимодействие этих двух задач при организации и проведении аттестации и определило методику, изложенную в статье. Ее специфика заключается в том, что предлагается процедура аттестации, состоящая из трех последовательных этапов, на каждом из которых учитываются ключевые и наиболее важные факторы оценки персонала.

    Условия аттестации
    Аттестации подлежат все сотрудники, проработавшие в компании не менее 6 месяцев. При этом аттестация проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в два года. Как бы ни была важна она с точки зрения руководства (чаще всего) или персонала как возможность заявить о своих профессиональных возможностях (реже), нельзя забывать, что аттестация — это субъективная оценка руководством своего персонала. Руководитель невольно (и естественно) при проведении аттестации больше симпатии проявляет к единомышленникам.
    Можно выделить три этапа аттестации:

  • создание аттестационной комиссии;
  • (подготовка) аттестации;
  • проведение аттестации.
    Задача повышения объективности оценки касается всех перечисленных этапов. Рассмотрим, как эти важные этапы аттестации были реализованы в компании.

    Создание аттестационной комиссии
    Задачей аттестационной комиссии является вынесение решения о том, аттестован или не аттестован сотрудник. Основанием для этого служат результаты собеседования во время проведения аттестации и анкетирования, проводимого на этапе подготовки к аттестации.
    При создании аттестационной комиссии необходимо учитывать количественный, кадровый состав предприятия, его структуру. Например, на предприятии есть четыре службы: коммерческая, техническая, административная и бухгалтерия, причем коммерческая служба делится на несколько департаментов. По количественному составу примерно одинаковые — коммерческая и техническая службы (по 25-30 человек), меньше в административной и бухгалтерской службах (15 человек).
    Количество дней для проведения аттестации определяется числом аттестуемых и количеством структурных подразделений. Например, если предположить, что на каждого аттестуемого будет отведено 15 минут, то аттестационной комиссии потребуется как минимум 6 часов 25 минут работы, чтобы аттестовать 25 человек за один день. Желательно также, чтобы сотрудники одного подразделения аттестовались у одной комиссии, т. к. состав ее напрямую зависит от аттестуемого подразделения. Аттестация проводится непосредственно по рабочим дням, и в указанное время аттестуемый персонал не работает.
    Для проведения аттестации необходимо выделить 3 дня, необязательно последовательных, возможно — частично занятых аттестацией, так чтобы не нарушался производственный процесс. С точки зрения объективности оценки более правильное решение — создать три аттестационные комиссии, такие, чтобы представители одной службы аттестовали бы другую службу, или в рамках коммерческой службы представители одного департамента аттестовали бы другой департамент.
    Например, аттестационная комиссия для аттестации сотрудников технической службы имеет следующий состав:

  • директор (председатель);
  • менеджер по персоналу (секретарь);
  • начальник коммерческой службы;
  • главный бухгалтер;
  • представитель не технической службы, непосредственно по своим должностным обязанностям связанный с технической службой (это может быть инженер-проектировщик или менеджер, кладовщик и т. п.).
    Для оценки профессиональных качеств сотрудников желательно приглашать для работы в аттестационной комиссии соответствующих специалистов с правом совещательного голоса. Это усиливает объективность, увеличивает доверие сотрудников к самой комиссии. Решение об аттестации сотрудника решается открытым голосованием членами аттестационной комиссии, совещательный голос специалиста учитывается только в том случае, когда члены комиссии не приходят к единому мнению. К примеру, если из 5 членов комиссии двое считают, что сотрудника следует аттестовать, а двое других — однозначно против аттестации и еще один — воздержался, тогда учитывается совещательный голос специалиста. Кроме того, приглашенный специалист во время проведения аттестации может задавать аттестуемому вопросы, касающиеся профессиональной деятельности, а затем высказать свое мнение о его профессиональных качествах.
    Таким образом, сотрудники, вошедшие в состав аттестационной комиссии и не являющиеся непосредственными руководителями аттестуемых, приемлемы как для руководства, так и для персонала.

    Подготовка аттестации
    Для проведения аттестации издается приказ о ее проведении, формируются аттестационные комиссии по профессиональным направлениям, подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии, составляются списки сотрудников, подлежащих аттестации, утверждается график ее проведения. На этом этапе важно дать предварительную, как можно более объективную личностную и профессиональную оценку аттестуемому. Для этого разрабатывается пакет документов, включающий:

  • опросный лист аттестуемого (см. Приложение 1);
  • анкету \»Аттестация\» (см. Приложение 2), один экземпляр которой заполняется непосредственным руководителем, а другой — самим аттестуемым сотрудником.
    Эти документы раздаются для заполнения за месяц до дня проведения аттестации. Рассмотрим их.
    Опросный лист позволяет аттестуемому сотруднику высказать свое мнение о целесообразности углубления и расширения своих знаний, возможности получения специализации, удовлетворенности своей работой, высказать замечания о различных сторонах деятельности компании.
    Анкета \»Аттестация\» предназначена для того, чтобы оценить личностные, деловые и профессиональные качества сотрудника. Она заполняется непосредственным руководителем и самим сотрудником. Смысл ее заполнения — в выставлении баллов по категориям, в результате получаем интегрированную оценку, выраженную в баллах. Эта оценка учитывает мнение как самого сотрудника о своих личностных, деловых и профессиональных качествах, так и его непосредственного руководителя. В связи с этим менеджеру по персоналу следует обратить внимание на то, что:
  • если интегрированная оценка значительно ниже средней, т. е. как руководитель сотрудника, так и сам себя сотрудник оценивают очень низко, значит, на аттестации надо проверить, с чем это связано;
  • если интегрированная оценка значительно выше средней, т. е. как руководитель сотрудника, так и сам себя сотрудник оценивают очень высоко, на аттестации тоже это надо проверить.
    Анкета состоит из двух частей. Первая часть является общей для всех аттестуемых должностей и включает оценку личностных и деловых качеств по следующим категориям:
  • самостоятельность;
  • настойчивость;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение разбираться в вопросах;
  • умение координировать и взаимодействовать;
  • умение контролировать работу;
  • поведение в напряженной ситуации;
  • отношение к работе;
  • отношение к критике;
  • порядочность и честность;
  • рабочего времени;
  • опытность;
  • соответствие занимаемой должности.
    Эта часть анкеты является одинаковой для всех должностей. Аттестуемый в ней оценивается по 7-балльной шкале. Баллы распределяются по каждой категории так: 7 баллов, если признак наиболее выражен, т. е. отмечен пункт 1 категории, 6 баллов — отмечен пункт 2, 5 баллов — отмечен пункт 3 и т. д. 1 балл назначается, если признак категории наименее выражен, т. е. выделен пункт 7.
    Например, по категории \»Самостоятельность\»: если в анкете галочкой отмечена строка 1.1 (\»В сфере своей ответственности принимает решения по вопросам любой сложности, самостоятельно и компетентно\»), то аттестуемый по этой категории получает 7 баллов; если отмечена строка 1.2 (\» Любые вопросы, касающиеся его работы, старается решить самостоятельно, но не боится обратиться за советом\»), то аттестуемый по этой категории получает 6 баллов, и т. п. Наконец, за последнюю отмеченную строку 1.7 (\»Всегда ждет указаний от руководителя, избегает самостоятельных решений\») аттестуемый по этой категории получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество суммарных баллов по этой части анкеты составляет 98, а минимальное — 14.
    Содержание второй части анкеты меняется исходя из должности аттестуемого сотрудника. Категории (функции) в зависимости от служебных обязанностей взяты из должностных инструкций, для всех должностей выделено 15 индивидуальных категорий, каждая из которых оценивается по 5-балльной шкале. Максимальное количество баллов по этой части анкеты составляет 75, минимальное — 15 баллов.
    Общая максимальная сумма по анкете \»Аттестация\», заполненная и руководителем подразделения, и аттестуемым сотрудником, составляет 346 баллов, а минимальная — 58 баллов.
    На предприятии разработана тарифная разрядная сетка для всех должностей: от уборщицы до генерального директора, для каждой должности существуют минимальный и максимальный разряды, например, ночной сторож — от 1 до 6, менеджер по персоналу — от 6 до 11, инженер — от 7 до 12, мастер — с 8 по 13 разряд и т. д. Каждая должность варьируется в пределах 6 разрядов. Получается следующее соответствие аттестационных баллов должностному разряду:
  • 58 баллов и ниже — наименьший разряд по должности;
  • от 59 до 115 баллов — следующий разряд;
  • от 116 до 173 баллов — следующий разряд;
  • от 174 до 231 балла — следующий разряд;
  • от 232 до 289 баллов — следующий разряд;
  • от 290 до 346 баллов — наивысший разряд по должности.
    Таким образом, аттестационный балл включает в себя самооценку аттестуемого сотрудника и оценку его непосредственного руководителя. На основании суммы баллов определяется разряд сотрудника по должности. Присвоение разряда связано с введением на предприятии новой системы оплаты труда. Для сотрудника это означает, что чем выше разряд, тем выше его зарплата.
    Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляются документы на аттестуемого сотрудника: опросный лист (заполняется аттестуемым); аттестационная карта (заполняется менеджером по персоналу); анкета \»Аттестация\» (один экземпляр заполняется непосредственным руководителем, а другой — аттестуемым сотрудником).
    Аттестационная карта (см. Приложение 3) заполняется менеджером по персоналу, который вносит данные об образовании, стаже работы, повышении квалификации, поощрениях, взысканиях, указывает аттестационный балл аттестуемого и его соответствие разряду по должности.
    Менеджер по персоналу не менее чем за неделю до начала аттестации должен ознакомить каждого сотрудника с анкетой \»Аттестация\», заполненной непосредственным руководителем и с аттестационной картой.
    Проведение аттестации
    Аттестационная комиссия обязана ознакомиться с пакетом документов аттестуемого до начала аттестации. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. Аттестационная комиссия принимает во внимание выступления сотрудника и его непосредственного руководителя. После рассмотрения представленных сведений о служебной деятельности работника за предшествующий период комиссия, в случае заявления сотрудника о несогласии с представленным отзывом, вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии. Это способствует достижению большей объективности аттестации. Служебная деятельность сотрудника оценивается на основании его соответствия квалификационным требованиям занимаемой должности, должностной инструкции, а также исходя из оценки качества выполняемой им работы и ее результативности.
    По итогам аттестации сотруднику дается одна из следующих оценок:
  • соответствует занимаемой должности и должностному разряду;
  • соответствует занимаемой должности, но не соответствует должностному разряду; аттестационная комиссия рекомендует перевод на другой должностной разряд;
  • не соответствует занимаемой должности и должностному разряду.
    Результаты аттестации заносятся в аттестационную карту и в протокол заседания аттестационной комиссии, который подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. С аттестационной картой сотрудник знакомится под расписку. Другие документы по результатам аттестации не оформляются. Протокол заседания аттестационной комиссии, аттестационная карта, опросный лист аттестуемого, анкета \»Аттестация\» хранятся в личном деле сотрудника.
    Таким образом, изложенная методика организации и проведения аттестации позволяет:
  • на каждом этапе объективно подходить к оценке сотрудников;
  • определить уровень их профессиональной подготовки, соответствие занимаемой должности и установить разряд по тарифной сетке, действующей в компании.

Опросный лист аттестуемого сотрудника

1.Фамилия, имя, отчество _________________
2. Год рождения и число _________________
3. Должность ___________________________
4. Семейное положение____________________

5. Стаж работы в данной должности __________________________________________________________________

6. Какие знания и в какой области вы хотели бы углубить и расширить? _____________________________________________________________________

7. Какую специализацию по профессии и какие методы вы хотели бы изучить? _________________________________________________________

8. Где бы вы соответственно вашим способностям и интересам хотели поработать? ________________________________________________

9. Удовлетворены ли вы своей работой, если \»нет\», то что вам мешает? ______________________________________________________________________

10. Ваши замечания и предложения по кадровой, организационной и технической жизни компании_____________________________________________________

\»___\» _______________200__г. Аттестуемый _________________

Аттестационная карта

1. Ф.И.О. аттестуемого сотрудника __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Подразделение _________________________________________________________________________3. Должность на момент аттестации ___________________________________________

4.Год рождения ____________________________________________________________
5. Семейное положение _____________________________________________________
6. Учебное заведение (название, годы обучения, специальность, форма обучения)
_________________________________________________________________________, специальность — ___________________________________________________________

7. Общий стаж работы на предприятии:________________________________________

8. Стаж работы по аттестуемой должности______________________________________

9. Учился (учится) на курсах повышения квалификации (место и время прохождения),

_______________________________________________________________________________________________________________
10. Награды (поощрения) за период аттестации:______________________________________________________________

11. Взыскания за период аттестации: _________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Аттестационный балл, определенный по анкетам \»Аттестация\», заполненным непосредственным руководителем и самим аттестуемым сотрудником,__________________________________________________________________________________0

  • Как связать квалификацию сотрудника и уровень его заработной платы?
  • Как повысить объективность оценки персонала на каждом из этапов аттестации?
  • Как использовать результаты аттестации?

Автором предлагается ясно структурированное описание аттестационной процедуры, используемой в компании, занимающейся бизнесом в области технологий связи и сервиса: от постановки задач, создания условий и организации аттестационной комиссии до получения результатов и их анализа. Процедура вводилась в компании для сопровождения новой системы оплаты труда, основанной на тарифной разрядной сетке должностей. Необходимо было определить разряд каждого сотрудника по занимаемой должности в соответствии с его профессиональными и личностными качествами. Автором даются четкие рекомендации по количественному и качественному составу аттестационной комиссии, в зависимости от количества персонала в компании, а также по оптимальным срокам проведения процедуры.

На этапе подготовки аттестации издается приказ о ее проведении, составляются списки сотрудников, подлежащих аттестации, утверждается график ее проведения. Пакет документов, необходимый для данного этапа, включает опросный лист аттестуемого и анкету "Аттестация", заполняемую как непосредственным руководителем, так и аттестуемым сотрудником. Анкета состоит из двух частей. Первая часть одинакова для всех должностей, результаты по ней подсчитываются в баллах, выставленных по 7-балльной шкале личностным и деловым качествам сотрудника. Содержание второй части основано на должностных инструкциях. Обязанности, выполняемые сотрудником, оцениваются по 5-балльной шкале. На основании общей суммы баллов по анкете определяется разряд сотрудника по должности. Образцы документов приведены в приложениях к статье, они раздаются и заполняются за месяц до дня проведения аттестации. При проведении основной процедуры аттестации комиссия выслушивает выступления сотрудника и его непосредственного руководителя о достигнутых результатах в работе. И, учитывая в том числе данные анкеты "Аттестация", по итогам оценочной процедуры сотруднику дается одна из следующих оценок:

  • соответствует занимаемой должности, но не соответствует должностному разряду, аттестационная комиссия рекомендует перевод на другой должностной разряд;

Результаты аттестации заносятся в аттестационную карту и в протокол заседания аттестационной комиссии. С аттестационной картой сотрудник знакомится под расписку, ее образец также приведен в приложении к статье. В общепринятом понимании аттестация - это процедура соответствия сотрудников своей должности. Проведение ее можно рассматривать с двух точек зрения: с позиции руководства и с позиции самого сотрудника. То есть, с одной стороны, аттестация осуществляется для того, чтобы руководство определило соответствие своих сотрудников занимаемым рабочим местам (результаты такой аттестации влияют на оплату труда и статус работника в компании), а с другой - для того, чтобы получить обратную связь от сотрудника для планирования его индивидуального развития, карьеры и обучения (результаты такой аттестации приводят к изменениям финансового и карьерного положения работника). Перед менеджером по персоналу компании "СЭМПЛ" было поставлено две задачи:

  1. Для введения новой системы оплаты труда, основанной на тарифной разрядной сетке для каждой должности, необходимо было определить разряд сотрудника по занимаемой должности в соответствии с его профессиональными и личностными качествами (в этом проявило заинтересованность руководство).
  2. Получение обратной связи от сотрудника для планирования программ обучения, карьерных прогнозов, установления слабых мест в организации труда, производственных взаимосвязях работников (в этом был заинтересован персонал). Взаимодействие этих двух задач при организации и проведении аттестации и определило методику, изложенную в статье. Ее специфика заключается в том, что предлагается процедура аттестации, состоящая из трех последовательных этапов, на каждом из которых учитываются ключевые и наиболее важные факторы оценки персонала.

Условия аттестации Аттестации подлежат все сотрудники, проработавшие в компании не менее 6 месяцев. При этом аттестация проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в два года. Как бы ни была важна она с точки зрения руководства (чаще всего) или персонала как возможность заявить о своих профессиональных возможностях (реже), нельзя забывать, что аттестация - это субъективная оценка руководством своего персонала. Руководитель невольно (и естественно) при проведении аттестации больше симпатии проявляет к единомышленникам. Можно выделить три этапа аттестации:

  • создание аттестационной комиссии;
  • (подготовка) аттестации;
  • проведение аттестации.

Задача повышения объективности оценки касается всех перечисленных этапов. Рассмотрим, как эти важные этапы аттестации были реализованы в компании. Создание аттестационной комиссии Задачей аттестационной комиссии является вынесение решения о том, аттестован или не аттестован сотрудник. Основанием для этого служат результаты собеседования во время проведения аттестации и анкетирования, проводимого на этапе подготовки к аттестации. При создании аттестационной комиссии необходимо учитывать количественный, кадровый состав предприятия, его структуру. Например, на предприятии есть четыре службы: коммерческая, техническая, административная и бухгалтерия, причем коммерческая служба делится на несколько департаментов. По количественному составу примерно одинаковые - коммерческая и техническая службы (по 25-30 человек), меньше в административной и бухгалтерской службах (15 человек). Количество дней для проведения аттестации определяется числом аттестуемых и количеством структурных подразделений. Например, если предположить, что на каждого аттестуемого будет отведено 15 минут, то аттестационной комиссии потребуется как минимум 6 часов 25 минут работы, чтобы аттестовать 25 человек за один день. Желательно также, чтобы сотрудники одного подразделения аттестовались у одной комиссии, т. к. состав ее напрямую зависит от аттестуемого подразделения. Аттестация проводится непосредственно по рабочим дням, и в указанное время аттестуемый персонал не работает. Для проведения аттестации необходимо выделить 3 дня, необязательно последовательных, возможно - частично занятых аттестацией, так чтобы не нарушался производственный процесс. С точки зрения объективности оценки более правильное решение - создать три аттестационные комиссии, такие, чтобы представители одной службы аттестовали бы другую службу, или в рамках коммерческой службы представители одного департамента аттестовали бы другой департамент. Например, аттестационная комиссия для аттестации сотрудников технической службы имеет следующий состав:

  • директор (председатель);
  • менеджер по персоналу (секретарь);
  • начальник коммерческой службы;
  • главный бухгалтер;
  • представитель не технической службы, непосредственно по своим должностным обязанностям связанный с технической службой (это может быть инженер-проектировщик или менеджер, кладовщик и т. п.).

Для оценки профессиональных качеств сотрудников желательно приглашать для работы в аттестационной комиссии соответствующих специалистов с правом совещательного голоса. Это усиливает объективность, увеличивает доверие сотрудников к самой комиссии. Решение об аттестации сотрудника решается открытым голосованием членами аттестационной комиссии, совещательный голос специалиста учитывается только в том случае, когда члены комиссии не приходят к единому мнению. К примеру, если из 5 членов комиссии двое считают, что сотрудника следует аттестовать, а двое других - однозначно против аттестации и еще один - воздержался, тогда учитывается совещательный голос специалиста. Кроме того, приглашенный специалист во время проведения аттестации может задавать аттестуемому вопросы, касающиеся профессиональной деятельности, а затем высказать свое мнение о его профессиональных качествах. Таким образом, сотрудники, вошедшие в состав аттестационной комиссии и не являющиеся непосредственными руководителями аттестуемых, приемлемы как для руководства, так и для персонала. Подготовка аттестации Для проведения аттестации издается приказ о ее проведении, формируются аттестационные комиссии по профессиональным направлениям, подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии, составляются списки сотрудников, подлежащих аттестации, утверждается график ее проведения. На этом этапе важно дать предварительную, как можно более объективную личностную и профессиональную оценку аттестуемому. Для этого разрабатывается пакет документов, включающий:

  • опросный лист аттестуемого (см. Приложение 1);
  • анкету "Аттестация" (см. Приложение 2), один экземпляр которой заполняется непосредственным руководителем, а другой - самим аттестуемым сотрудником.

Эти документы раздаются для заполнения за месяц до дня проведения аттестации. Рассмотрим их. Опросный лист позволяет аттестуемому сотруднику высказать свое мнение о целесообразности углубления и расширения своих знаний, возможности получения специализации, удовлетворенности своей работой, высказать замечания о различных сторонах деятельности компании. Анкета "Аттестация" предназначена для того, чтобы оценить личностные, деловые и профессиональные качества сотрудника. Она заполняется непосредственным руководителем и самим сотрудником. Смысл ее заполнения - в выставлении баллов по категориям, в результате получаем интегрированную оценку, выраженную в баллах. Эта оценка учитывает мнение как самого сотрудника о своих личностных, деловых и профессиональных качествах, так и его непосредственного руководителя. В связи с этим менеджеру по персоналу следует обратить внимание на то, что:

  • если интегрированная оценка значительно ниже средней, т. е. как руководитель сотрудника, так и сам себя сотрудник оценивают очень низко, значит, на аттестации надо проверить, с чем это связано;
  • если интегрированная оценка значительно выше средней, т. е. как руководитель сотрудника, так и сам себя сотрудник оценивают очень высоко, на аттестации тоже это надо проверить.

Анкета состоит из двух частей. Первая часть является общей для всех аттестуемых должностей и включает оценку личностных и деловых качеств по следующим категориям:

  • самостоятельность;
  • настойчивость;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение разбираться в вопросах;
  • умение координировать и взаимодействовать;
  • умение контролировать работу;
  • поведение в напряженной ситуации;
  • отношение к работе;
  • отношение к критике;
  • порядочность и честность;
  • рабочего времени;
  • опытность;
  • соответствие занимаемой должности.

Эта часть анкеты является одинаковой для всех должностей. Аттестуемый в ней оценивается по 7-балльной шкале. Баллы распределяются по каждой категории так: 7 баллов, если признак наиболее выражен, т. е. отмечен пункт 1 категории, 6 баллов - отмечен пункт 2, 5 баллов - отмечен пункт 3 и т. д. 1 балл назначается, если признак категории наименее выражен, т. е. выделен пункт 7. Например, по категории "Самостоятельность": если в анкете галочкой отмечена строка 1.1 ("В сфере своей ответственности принимает решения по вопросам любой сложности, самостоятельно и компетентно"), то аттестуемый по этой категории получает 7 баллов; если отмечена строка 1.2 (" Любые вопросы, касающиеся его работы, старается решить самостоятельно, но не боится обратиться за советом"), то аттестуемый по этой категории получает 6 баллов, и т. п. Наконец, за последнюю отмеченную строку 1.7 ("Всегда ждет указаний от руководителя, избегает самостоятельных решений") аттестуемый по этой категории получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество суммарных баллов по этой части анкеты составляет 98, а минимальное - 14. Содержание второй части анкеты меняется исходя из должности аттестуемого сотрудника. Категории (функции) в зависимости от служебных обязанностей взяты из должностных инструкций, для всех должностей выделено 15 индивидуальных категорий, каждая из которых оценивается по 5-балльной шкале. Максимальное количество баллов по этой части анкеты составляет 75, минимальное - 15 баллов. Общая максимальная сумма по анкете "Аттестация", заполненная и руководителем подразделения, и аттестуемым сотрудником, составляет 346 баллов, а минимальная - 58 баллов. На предприятии разработана тарифная разрядная сетка для всех должностей: от уборщицы до генерального директора, для каждой должности существуют минимальный и максимальный разряды, например, ночной сторож - от 1 до 6, менеджер по персоналу - от 6 до 11, инженер - от 7 до 12, мастер - с 8 по 13 разряд и т. д. Каждая должность варьируется в пределах 6 разрядов. Получается следующее соответствие аттестационных баллов должностному разряду:

  • 58 баллов и ниже - наименьший разряд по должности;
  • от 59 до 115 баллов - следующий разряд;
  • от 116 до 173 баллов - следующий разряд;
  • от 174 до 231 балла - следующий разряд;
  • от 232 до 289 баллов - следующий разряд;
  • от 290 до 346 баллов - наивысший разряд по должности.

Таким образом, аттестационный балл включает в себя самооценку аттестуемого сотрудника и оценку его непосредственного руководителя. На основании суммы баллов определяется разряд сотрудника по должности. Присвоение разряда связано с введением на предприятии новой системы оплаты труда. Для сотрудника это означает, что чем выше разряд, тем выше его зарплата. Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляются документы на аттестуемого сотрудника: опросный лист (заполняется аттестуемым); аттестационная карта (заполняется менеджером по персоналу); анкета "Аттестация" (один экземпляр заполняется непосредственным руководителем, а другой - аттестуемым сотрудником). Аттестационная карта (см. Приложение 3) заполняется менеджером по персоналу, который вносит данные об образовании, стаже работы, повышении квалификации, поощрениях, взысканиях, указывает аттестационный балл аттестуемого и его соответствие разряду по должности. Менеджер по персоналу не менее чем за неделю до начала аттестации должен ознакомить каждого сотрудника с анкетой "Аттестация", заполненной непосредственным руководителем и с аттестационной картой. Проведение аттестации Аттестационная комиссия обязана ознакомиться с пакетом документов аттестуемого до начала аттестации. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. Аттестационная комиссия принимает во внимание выступления сотрудника и его непосредственного руководителя. После рассмотрения представленных сведений о служебной деятельности работника за предшествующий период комиссия, в случае заявления сотрудника о несогласии с представленным отзывом, вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии. Это способствует достижению большей объективности аттестации. Служебная деятельность сотрудника оценивается на основании его соответствия квалификационным требованиям занимаемой должности, должностной инструкции, а также исходя из оценки качества выполняемой им работы и ее результативности. По итогам аттестации сотруднику дается одна из следующих оценок:

  • соответствует занимаемой должности и должностному разряду;
  • соответствует занимаемой должности, но не соответствует должностному разряду; аттестационная комиссия рекомендует перевод на другой должностной разряд;
  • не соответствует занимаемой должности и должностному разряду.

Результаты аттестации заносятся в аттестационную карту и в протокол заседания аттестационной комиссии, который подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. С аттестационной картой сотрудник знакомится под расписку. Другие документы по результатам аттестации не оформляются. Протокол заседания аттестационной комиссии, аттестационная карта, опросный лист аттестуемого, анкета "Аттестация" хранятся в личном деле сотрудника. Таким образом, изложенная методика организации и проведения аттестации позволяет:

  • на каждом этапе объективно подходить к оценке сотрудников;
  • определить уровень их профессиональной подготовки, соответствие занимаемой должности и установить разряд по тарифной сетке, действующей в компании.

Приложение 1

Опросный лист аттестуемого сотрудника

1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________________

2. Год рождения и число ___________________________________________________________________

3. Должность ______________________________________________________________________________

4. Семейное положение____________________________________________________________________

5. Стаж работы в данной должности ________________________________________________________

6. Какие знания и в какой области вы хотели бы углубить и расширить? _____________________

7. Какую специализацию по профессии и какие методы вы хотели бы изучить? _______________

8. Где бы вы соответственно вашим способностям и интересам хотели поработать? ____________

9. Удовлетворены ли вы своей работой, если "нет", то что вам мешает? _______________________

10. Ваши замечания и предложения по кадровой, организационной и технической жизни компании_______ "___" _______________200__г. Аттестуемый _________________

Приложение 3

Аттестационная карта

1. Ф.И.О. аттестуемого сотрудника Тронина Любовь Павловна

2. Подразделение "Связь" 3. Должность на момент аттестации менеджер по продажам

4. Год рождения 1969

5. Семейное положение замужем

6. Учебное заведение (название, годы обучения, специальность, форма обучения) Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина), 1986 -1991 гг., специальность - "инженер-конструктор"

7. Общий стаж работы на предприятии: 3 года 4 месяца с 25.08.98 г.

8. Стаж работы по аттестуемой должности с 24.07.01 г.

9. Учился (учится) на курсах повышения квалификации (место и время прохождения), участвовал в конференциях, семинарах:

  • 1998 г. - стажировка в компании "Motorola" (Ирландия);
  • 29.05. - 03.06. 2000 г. - г. Москва, компания АйТи, курс "СКС", сертификат инженера по СКС;
  • 24 - 25.10. 2001 г. - Международный центр научной и технической информации - 3-й Международный форум "Профессиональная мобильная радиосвязь", г. Москва, семинар
  • 10. Награды (поощрения) за период аттестации:

  • объявлена благодарность по итогам работы за 2000 г.;
  • объявлена благодарность по итогам работы за 2001 г.;
  • выдана премия 06.12.01 г.
  • 11. Взыскания за период аттестации: нет.

    12. Аттестационный балл, определенный по анкетам "Аттестация", заполненным непосредственным руководителем и самим аттестуемым сотрудником, и его соответствие должностному разряду: 291 баллов, соответствующих 12 разряду менеджера по продажам

    13. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии ____________________

    14. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым сотрудником

  • в "Опросном листе аттестуемого сотрудника" указано следующее: "Удовлетворена вполне";
  • во время проведения аттестации:_______________________________________________________
  • 15. Оценка деятельности аттестуемого сотрудника по результатам голосования Присутствовало ________ членов аттестационной комиссии Количество голосов "за" ____________________ "против" _______________________ Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) Председатель аттестационной комиссии ____________________ Секретарь аттестационной комиссии _______________________ Члены аттестационной комиссии ___________________________

    Журнал "Справочник по управлению персоналом" №4, 2004

    error: Content is protected !!