Презентация - основы выбора профессии. Секрет выбора профессии Основные методы обучения

  • Профориентационный урок «Хочу – могу – надо»

Шилова Т. И.


  • Форма проведения: интерактивное занятие

Цели :

  • формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору;
  • формировать у учащихся навыки и умения самоопределения, самоорганизации и самореализации;
  • побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

  • Тема. Постановка целей

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это не мало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо.

Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни.

Сегодня мы поговорим о первом - выборе профессии . Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.


  • Дерево судьбы
  • Необходимо «сорвать» листочек с «дерева судьбы». На листике написано название профессии. Представьте, что сейчас сама судьба сделала выбор за вас.
  • Каковы ваши чувства?

(Отвечают по очереди).

  • Случайный выбор (из списка, популярных профессий, подготовленного учителем) или осознанный? Как быть?

  • Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих.

  • Ошибка №1 Недостаточная информированность

Последствия:

  • Ограниченный выбор
  • «Неправильный» выбор профессии

  • Ошибка №2 Выбор под влиянием …

Последствия:

  • Отсутствие своей точки зрения
  • Психологический и социальный дискомфорт

  • Ошибка №3. Неадекватная самооценка

Последствия:

  • Несоответствие возможностей стремлениям
  • Отсутствие мотива достижения успеха

  • Ошибка №4. Погоня за престижностью и высокой заработной платой

Последствия:

  • Невостребованность
  • Безработица

  • Почему люди становятся безработными?

Ограниченный

«Неправильный »

Недостаточная

выбор

информированность

выбор профессии

Выбор под

Психологический

Отсутствие

и социальный

влиянием

своей точки зрения

дискомфорт

Неадекватная

Отсутствие

Несоответствие

самооценка

мотива достижения

возможностей

успеха

стремлениям

Погоня за

престижем

Безработица

Невостребо-

ванность


Легко ли быть взрослым?

Хорошо ли быть взрослым?


Самостоятельность

стоять


  • Правила выбора профессии:
  • Во-первых , будущая работа должна быть в радость , а не в тягость (ХОЧУ)
  • Во-вторых , вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ)
  • В-третьих , эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

  • Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются,

это означает, что ОН ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ МОЖЕТ В СИТУАЦИИ, КОГДА ЭТО НИКОМУ НЕ НАДО.

  • Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

  • Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться.
  • Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально.
  • ПО МЕРЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ МОЖЕТ РАСТИ ИНТЕРЕС К НЕЙ. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

  • Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека - самый редкий вариант, дающий
  • ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ ДОСТОЙНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА РАБОТУ, ПРИНОСЯЩУЮ УДОВОЛЬСТВИЕ.


  • Что вы видите?

Повесив на дерево мишень, Мастер стрельбы из лука спросил своих учеников, что они видят.

  • Один сказал: «Я вижу цветущий сад, среди которого стоит дерево с мишенью».
  • Другой сказал: «Я вижу дерево, на котором висит мишень».
  • Третий сказал: «Я ничего не вижу, кроме мишени».

Как вы думаете, кто из них был лучшим стрелком из лука?


  • Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели. Цели должны быть:
  • КОНКРЕТНЫМИ (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);
  • РЕАЛИСТИЧНЫМИ , то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;
  • ПОЗИТИВНЫМИ (идти не от чего-то - «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то - «хочу денег и славы»);
  • ОГРАНИЧЕННЫМИ ВО ВРЕМЕНИ (цель - это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).

  • ВАЖНО:

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами:

  • личностными особенностями,
  • склонностями,
  • способностями,
  • профессионально важными качествами,

а не внешними: деньги, связи, случай.


  • Задание «Машина времени» (начало)

Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее -

  • конкретно,
  • реалистично,
  • позитивно,
  • к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).

Инструкция к действию:

  • Лист тетради согнуть пополам.
  • Левая половина для записи шагов задания «Машина времени».
  • Правая половина для записи собственных размышлений по планированию построения своей профессиональной карьеры (можно карандашом).

  • При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

1. Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть).

2. Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы).

3. Пути и средства достижения целей (для кого-то - знания и умения, для кого-то - связи и деньги).

4. Внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления).

5. Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье).

6. Запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).


  • Чтоб проверить ваши знания, даю Домашнее задание:

1 . Посоветоваться с родителями или другими значимыми для Вас взрослыми людьми о выборе профессии. Узнать то, как они выбирали профессию для себя.

2. Продолжить записи собственных размышлений по планированию построения своей профессиональной карьеры (можно карандашом).

Кем быть в мире профессий?

Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни. 3

ВЫБОР ПРОФЕССИИ- ПУТ ВКА В ЖИЗНЬ! Тема урока «Основы выбора профессии»

Вспомним Узнаем Научимся

Группы профессий по условиям труда Б О Н М Отделы профессий в зависимости от орудий труда Р М А Ф Классы профессий по целям труда: Гностические Преобразующие Изыскательские Цель. Цель.. Цель.. Типы профессий по предмету труда: Ч-П. Ч-Т. Ч-Ч Ч-З Ч-З.

Предметы труда Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ 1 А

Утверждение дня Я выберу будущую профессию с умом и любовью к СЕБЕ, и МОЕ рабочее время будет проходить ИНТЕРЕСНО и с ПОЛЬЗОЙ.

Способности Возможности здоровья Профессиональ ная квалификация Возможность трудоустроитьс я, уровень спроса на рынке труда Интересы и Склонност и Формула выбора профессии «ХОЧУ-МОГУ-НАДО» могу хочу надо

хочу могу надо Способности Возможности здоровья Профессиональная квалификация Возможность трудоустроитьс я, уровень спроса на рынке труда Интересы и Склонност и

мотив - то, что побуждает человека к действию

МОЙ ЦВЕТ Активные, энергичные, деятельные Испытывают потребность в похвале, важен статус в коллективе Мечтательные, с богатым воображением Чувствительные, впечатлительные, уравновешенные

кто я Нарисуй человечка, состоящего из ДЕСЯТИ элементов, используя эти фигуры:

Геометрические фигуры (результаты теста) 6-8 5 4 3 1 Тип руководителя Ответственный исполнитель Склонность к индивидуальной работе Тип учёного Интерес к искусству и человеку Изобретатель, художник, конструктор

мой тип темперамента

ХОЛЕРИК- ЛИДЕР Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.

ФЛЕГМАТИК Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители, терапевты, электрики, агроном, водители, научные работники ботаники, астрономы, физики, математики.

Современная классификация профессий по Е. А. Климову Человек- природа: люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой(ветеринар, агроном). Человек-техника: лётчики, водители, токари. Человек человек: учитель, врач, продавец. Человек- знаковая система: бухгалтер. Человек-художественный образ: музыканты, художники, актёры

Василий Никитич Татищев (1686г.-1750г.) Историк, географ, государствен ный деятель.

Классификация видов деятельности по В. Н. Татищеву Нужные науки- образование, здравоохранение, экономика, право. Полезные науки-сельское хозяйство, физика, биология, математика. Щегольские или увеселяющие науки литература, искусство. Тщётные науки алхимия, астрономия. Вредительские науки колдовство.

пожелания НЕ бойтесь перемен! НЕ думайте только о престижности профессии. НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии. НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. НЕ бойтесь никакого своего решения. У вас есть право на ошибку, на поиск. Разработайте собственный план список необходимых для выбора профессии действий.

Желаю вам выбрать такую профессию, которая будет приносить и моральное, и материальное удовлетворение.

Секреты выбора профессии:

«Хочу» - «Могу» - «Надо»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжать учиться или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по его профессиональной деятельности. Как найти себя в этой жизни? Что поможет нам сделать тот единственный, правильный выбор?

Как любое путешествие начинается с желания отправиться в него, так и любое призвание начинается с желания найти лучшее в себе. Поэтому восхождение на гору призвания - это восхождение внутри нас. И первый помощник в нашем восхождении - «хочу» , иначе говоря, наши эмоции: желание, любопытство, интерес.

Тебе по душе лавры знаменитого футболиста? Замечательно. А ты не прочь петь на сцене Большого театра? Еще лучше. Все это напоминает желания малышей: стать дворником, чтобы гулять, когда вздумается, или продавать мороженое, чтобы наесться его до отвала. И в том и в другом случае интерес вызывает кажущийся или подлинный, но результат профессии. Да, признаками труда считаются: мечта, действия, результаты. Но результаты стоят на последнем месте, следуют за мечтой, идеей и, главное, за каждодневными действиями, о которых мы, как правило, имеем самые смутные представления. Любой человек, не задумываясь, совершает трудовые действия, схожие с профессиональными. Ты пришиваешь пуговицу - то же делает и портной. Ты учишь читать младшего братишку - чем не педагогический опыт?! Тебе нравится возиться с аквариумными рыбками, кормить их, украшать аквариум диковинными водорослями - но то же, только в других масштабах, делает и ихтиолог.

Возможно, ты замечал, что одно тебе удается лучше, а другое - хуже. Скажем, ты берешь молоток и вовсе не уверен, что твой скворечник выйдет не кособоким. Но если у тебя в руках кисть и банка краски - ты уверен, покрасишь что надо. Одному удается все, что связано с техникой: и пробк и заменит, и приемник между делом, играючи отремонтирует. У другого из рук все валиться, зато именно он может подбить сверстников на любую затею, пользуется у них авторитетом как врожденный организатор.

В этом смысле каждый человек изначально талантлив. Только один развивает свой талант, другой зарывает его в землю, а большинство не замечают, и чем дальше, тем больше призыв судьбы глохнет, зарастает сорняками неверия, скептицизма, подневольности и усталости. А как часто приходится слышать в школе, в семье: зачеркни в себе это, избавься от того, а когда выкорчуешь - на этом месте насади что-то совсем иное. Как говориться, «до основания, а затем…». И человек, проявляя недюжинную волю, избавляется от одного, другого, третьего, глядишь, годам к тридцати уже и устал, и разочаровался.

Но на пустыре не соберешь тучного урожая. Выкорчевывая, пусть даже не самое лучшее, изменяешь неповторимое сочетание, именуемое личностью. Человек широк. В нем всякого разного столько найдется, что на самый взыскательный выбор хватит, да еще и останется. Всегда можно опереться на то, что есть в человеке. Открыть в себе лучшее, важное, стать тем, кем ты должен стать.

Но что же на самом деле движет человеком? Побуждает его к тем или иным действиям? Какая таинственная сила сортирует и запечатлевает во всемогущей памяти те или иные следы полученных впечатлений? Какая сила извлекает их из памяти помимо нашей воли? Раньше казалось - сознание. Но исследования ученых показали: в основе основ наших поступков лежат глубинные жизненные устремления, потребности. Порой о них мы и не задумываемся, они управляют нами помимо нашего сознания.

Возьмем, к примеру, отношение человека к работе. Как правило, в труде человек удовлетворяет сразу несколько потребностей: материальную, социальную - стремление к престижу, к уважению окружающих - и, наконец, творческую. Все они нужны. Важно только, чтобы какая - то из мотиваций не стала уродливо преобладающей, не затмила остальные.

Человек занимает, например, такую позицию: заработок, и ничто другое. В этом случае все его помыслы будут направлены на стремление получить побольше денег, и, скорее всего он начнет стремиться получить их любой ценой и любыми средствами, подчас во вред самому делу. Если же труд становиться только инструментом для достижения социального успеха, престижа, появляется тип личности, которую мы называем «карьерист».

Но есть одна очень важная, сравнительно недавно открытая психофизиологическая закономерность: наш мозг устроен так, что все силы нашего организма, наша интуиция всегда работают на ту потребность, которая в данный момент занимает господствующее положение. Поэтому я никогда не сделаю ничего выдающегося - ничего не открою, не изобрету, не стану виртуозом, если у меня любовь к самому делу не занимает достаточно важного места в системе моих интересов.

И еще одна закономерность: удовлетворение одних потребностей не замещает неудовлетворенность других! А неудовлетворенные потребности могут принимать самые неожиданные формы - приводить к депрессиям и опустошенности, жестокости и самомнению, нетерпимости и зависти… Так стоит ли за суммой результатов терять собственную жизнь. Ведь жизнь больше любых результатов. Жизнь - это прежде всего любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь… Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое?

Вот несколько заповедей:

1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?

2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!

4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.

5. Выбирай по душе не профессию, а связанный с нею образ жизни и подходящий тебе вид деятельности.

6. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому!


ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ЭТО СЛОЖНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ ШАГ, ОТ КОТОРОГО БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ВСЯ ВАША ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ .

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЫВАЙТЕ:

þ Ваши интересы (что интересно на уровне хобби, а что может стать профессией)

þ Собственные склонности и возможности, способности, которые обеспечат успех в работе

þ Сведения о профессиях, которые соответствуют вашим интересам и способностям

þ Состояние вашего здоровья, советы вашего врача

þ Возможность получить выбранную специальность (обучение)

þ Возможности трудоустройства

Тип занятия – комбинированный

ДЦ : создать условия для формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований современного рынка труда

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать формированию понятия “секрет выбора профессии”; выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии;
  • развивающая:
  • способствовать развитию познавательной активности учащихся, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
  • воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности учащихся

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемное изложение материала
  • частично-поисковый

Форма организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал для групповой работы;
  • рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению;
  • видеофрагменты;
  • презентация ученика о своей будущей профессии;
  • презентация ученика о профессиональной ориентации старшеклассников школы
  • документкамера,
  • фотостенд “Мир профессий”

Ход занятия.

1. Орг. момент

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Сегодня у нас очередное занятие по профориентации “Мой выбор” и тема нашего занятия “Секреты выбора профессии”. У нас будет возможность на этом и на последующих занятиях соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, определить свой профессиональный тип личности. Возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.

Эпиграфом к нашему занятию являются слова К.Д. Ушинского “Если вы удачно выберете профессию, труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.

Согласны ли вы с этими словами? Почему?

А разве счастье заключается только в выборе профессии и работе?

Какой же вывод напрашивается?

(Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию)

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

Учитель: Все вы сейчас уже серьезно задумываетесь над выбором своей профессии, как и одиннадцатиклассники. Ваши одноклассники провели небольшое исследование среди учеников 9-11 классов и выяснили их профессиональные предпочтения (Презентация ученика по результатам исследования и ее анализ. См. приложение № 1)

Давайте вспомним формулу выбора профессии, поработаем в режиме белой доски (работа на интерактивной доске)

Какие понятия входят в эти компоненты “хочу”, “могу”, “надо”? Работаем в галерее рисунков (работа на интерактивной доске) (см. приложение № 2)

4. Объяснение нового материала

Учитель: Действительно ли для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда? Получить ответ на данный вопрос вам поможет анализ одной ситуации. Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, почему не сразу сложилась профессиональная карьера героини фильма?

(Просмотр видеофрагмента: диалог бывшего бухгалтера со специалистом – психологом центра занятости)

(Ответ: потому что профессия бухгалтера не соответствовала ее психологическим особенностям).

Учитель: Эта профессия по характеру труда относится к исполнительному классу профессии, а героиня по своим психологическим качествам более соответствовала творческому классу профессий.

Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, как вы считаете? - Вернемся к формуле выбора профессии.

(Работа на интерактивной доске)

Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей.

5. Осознание и осмысление первичной информации

Учитель: Некоторые из вас уже определились с профессиональным выбором. И сейчас один из вас представит нам презентацию о своей будущей профессии. (Презентация ученицы о профессии повара. См. приложение № 3)

Что в первую очередь ты учитывала при выборе профессии?

Что не учла? Почему?

(Оценивание проекта другими учениками)

6. Практическая работа (работа в группах) См. приложение № 4

Учитель: Часто получается так, что человек понимает свою ошибку в выборе профессии лишь на практике, в процессе труда, сталкиваясь со многими трудностями и проблемами. Поэтому сейчас я предлагаю вам познакомиться еще с одной профессией – журналиста – через профессиональную пробу. Для этого делимся на заранее обговоренные группы и приступаем к выполнению заданий

(групповая работа и презентация результатов групповой работы).

Психологический тест.

Учитель: Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет вам определить свой профессиональный тип личности (работа в рабочих тетрадях.).

7. Рефлексия

Что нового ты сегодня узнал на занятии?

Какие трудности испытывал и почему?

Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?

error: Content is protected !!