Учреждения социального обслуживания семьи и детей. Учреждения социального обслуживания семьи и детей Учреждения соц обслуживания семьи и детей

В обществе является защита и поддержка инсти-тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль-ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль-ных и общественных организаций можно выразить в сле-дующем:

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-не-обходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, органи-зациями и , которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы ;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис-тему взаимодействия семьи государственными, общественны-ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се-мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци-альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре-гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со-циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по-требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ-ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от-ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ-ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите-ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо-димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч-но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си-туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та-кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так-же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон-кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе-ния службы выступают в качестве структур элементов, созда-ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

- аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;


- планово-организационную : планирует и организует соци-альное обслуживание в социуме;

- управленческую : обеспечивает контакт с государственны-ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до-бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

- информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за- щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз-личных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван-ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа-цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со-стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот-ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен-ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен-них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз-можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по-мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма-терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де-тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон-сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую-щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по-мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос-тавляется через работу с социальным окружением клиента (се-мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра-щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду-преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер-риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко-тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под-держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде-ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно-зирования, социально-экономической помощи, медико-соци-альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак-тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра-ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со-действовать развитию и укреплению семьи как социального ин-ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ-лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются :

Выявление причин социального неблагополучия конкрет-ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со-циальных, социально-педагогических, юридических и иных со-циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

Поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

Социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

Анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

Привлечение различных государственных и неправитель-ственных организаций к решению вопросов социального обслу-живания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей-ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне-ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп граждан.

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному развитию семьи как социально-экономической системы;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет развитие горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должны, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

Аналитическую: изучает проблемы и нужды семей или членов коллектива;

Планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;

Управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результатов тех или иных мероприятий и т.д.;

Информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, которая направлена на снятие или уменьшение отрицательных последствий таких состояний, включая возможность суицида. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и более углубленная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов и развитие веры человека в свои силы, в способность самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семей, проблемах и др.

Предоставляемая помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов человека, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть откликающейся в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47 утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - содействие реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

Поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их само обеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

Социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

Анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды, и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Социальное обслуживание семьи – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально – бытовой, социально – медицинской, психолого-педагогических, правовых и других услуг для социальной адаптации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Существуют следующие виды социального обслуживания :

1) социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

2) предоставление временного приюта членам семей;

3) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытовой и иной помощи в дневное время, например, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4) консультативная помощь семьям и прочее.

В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.06.92

сказано о необходимости содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки, попечительства и прочего). Рассмотрим для примера некоторые из названных учреждений.

Служба социальной помощи предусматривает:

· выявление группы семей социального риск и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи;

· выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей и помощь в их преодолении;

· проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает организацию центров планирования семьи, формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению.

Служба социальной реабилитации проводит:

· социальную реабилитацию членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы и пр.;

· оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских-домов;

· устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;

· создание центров усыновления и попечительства, медико-педагогических диагностических центров социальной реабилитации, лечебных и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает:

· создание консультаций, центров повышения психологической устойчивости;

· организация служб доверия и служб знакомств;

· содействие в подготовке молодежи к семейной жизни;

· оказание помощи в воспитании детей в семье.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений в семье и прочее.

Среднее число обслуженных за год одним учреждением социального обслужи­вания семьи и детей в Российской Федерации сейчас составляет около 3 тыс. че­ловек. Больше всего человек в среднем обслуживается центрами психолого-педагогической по­мощи населению. Второе мес­то по численности обслуженных лиц занимают центры социальной помощи семье и детям. Изменения в обеспеченности услугами кризисных центров для мужчин и женщин не столь динамичны и масштабны. На всей территории страны действует только один кризисный центр для мужчин, в силу чего формально наг­рузку на него составляет численность всего мужского населения страны (око­ло 67 млн. человек). В отношении обеспеченности российских женщин услугами кризисных центров ситуация несколько лучше, за счет увеличения количества центров с 6 в 1997 г. до 18 в 2003 г. В настоящее время на 1 кризисный женский центр при­ходится 4,2 млн. россиянок.

Подробная информация об обеспеченности услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей в России в последние десятилетия представлена в приложении Б.

Основной службой, предусмотренной для оказания семье комплекса разного рода услуг, является комплексный центр социальной помощи семье и детям.


Его создание и

функционирование регулируется Методическими рекомендациями по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», которые утверждены постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 52. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» подобный центр создается из расчета 1 учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в го­роде (районе) менее 50 тыс. жителей создается один центр.

Центр помощи семье и детям осуществляет :

· мониторинг социальной и демографической ситуации, уров­ня социально-экономического благополучия семьи и детей;

· выявление и дифференцированный учет семей и детей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социаль­ной поддержке;

· определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

· поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по пре­одолению сложных жизненных ситуаций;

· социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в соци­альной помощи, реабилитации и поддержке;

· социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

· оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

· участие в работе по профилактике безнадзорности несовер­шеннолетних, защите их прав;

· участие в привлечении государственных, муниципальных и не­государственных органов, организаций и учреждений, а также обществен­ных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания со­циальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

· внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и де­тей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

Граждане имеют право обратиться в центр лично, по телефону или напpaвить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения от­дельных видов помощи. Зачисление на обслуживание производится на основании:

· личного заявления;

· заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;

· заключения специалиста по социальной работе;

· направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объеди­нений;

· справки учреждения здравоохранения об отсутствии меди­цинских противопоказаний к обслуживанию.

1) комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан;

2) социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них;

1) комплексной адаптации, направленной на решение всей со­вокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой ус­ловий и места жизнедеятельности;

2) социальной адаптации, направленной на решение социаль­ных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности;

3) комплексной профилактики, направленной на предотвраще­ние реальной угрозы трудной жизненной ситуации;

4) социальной профилактики, направленной на предотвраще­ние социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации.

В состав комплексного центра помощи семье и детям могут входить следующие отделения (конкретные направления работы каждого их этих отделений представлено в приложении В):

· организационно-методическое;

· приема граждан;

· консультативное;

· психолого-педагогической помощи;

· помощи женщинам, оказавшимся в трудной жиз­ненной ситуации;

· профилактики безнадзорности несовершеннолет­них;

· дневного пребывания несовершеннолетних;

· реабилитации несовершеннолетних с ограничен­ными физическими и умственными возможностями;

· стационарное;

· срочного социального обслуживания.

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей Москва Стандартинформ 2008 Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») 2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения» 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. 559-ст 4. В настоящем стандарте реализованы нормы: - федеральных законов Российской Федерации: 1

2 от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании»; - постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. 896 «Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» 5. Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 6. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 2

3 3. Термины и определения 4. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей 4.1. Общие положения 4.2. Типы учреждений для социального обслуживания детей 4.3. Типы учреждений социального обслуживания семьи НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей Social service of the population. Types of establishments of social service of family and children Дата введения Область применения Настоящий стандарт распространяется на государственные и иных форм собственности учреждения социального обслуживания (далее - учреждения), предоставляющие социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и устанавливает типы этих учреждений с соответствующими характеристиками. 2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. 3

4 ГОСТ Р Социальное обслуживание населения. Термины и определения. ГОСТ Р Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и определения В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей 4.1. Общие положения Типы учреждений установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт4 предисловия) и положениями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р В настоящем разделе излагаются общие положения, касающиеся всех типов учреждений, установленных в стандарте При получении социальных услуг в учреждении любого типа семья, дети (их родители или законные представители) имеют право: 4

5 - на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; - на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг; - на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений; - на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации; - на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке; - на отказ от социального обслуживания Социальные услуги предоставляются при условии добровольного согласия семьи, детей (их родителей или законных представителей), кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации Иностранные граждане или дети иностранных граждан, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья взрослых и детей - клиентов учреждений, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев При предоставлении социальных услуг учреждения должны обеспечивать защиту своих клиентов от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения. 5

6 Семье, детям, помещенным в учреждения, должны предоставляться социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги по ГОСТ Р Типы учреждений для социального обслуживания детей В зависимости от предназначения учреждений и групп обслуживаемых детей установлены следующие типы учреждений для социального обслуживания детей: - специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; - учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями. Примечание - В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим они вправе создавать на своих территориях необходимые им учреждения любых типов и видов наряду с указанными в настоящем стандарте К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся: - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; - социальные приюты для детей; - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, 6

7 создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении В центр круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет: - оказавшиеся без попечения родителей или законных представителей; - проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; - заблудившиеся или подкинутые; - самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа; - не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; - оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации. Несовершеннолетние обслуживаются в центре в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации Основаниями помещения несовершеннолетних в центр являются: - личное обращение несовершеннолетнего; 7

8 - заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; - направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего; - акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел закрытого административнотерриториального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - приемное отделение; - группа длительного пребывания; - социальная гостиница; - семейная воспитательная группа; - отделение диагностики и социальной реабилитации; - отделение правовой помощи; - отделение перевозки несовершеннолетних; - иные подразделения, необходимые для реализации основных задач. 8

9 В соответствии со своими задачами центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги. Основными социальными услугами являются: - обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - участие в выявлении и устранении причин, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; - оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; - оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; - разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации; - организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности; - обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних; - содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; - уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; - оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье. 9

10 Социальный приют для детей - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности - определение ребенка в замещающую семью В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние, указанные в настоящего стандарта. Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации Основания для помещения несовершеннолетних в приют аналогичны изложенным в настоящего стандарта В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения: - приемное отделение; - социальная гостиница; - семейная воспитательная группа; - отделение диагностики и социальной реабилитации; - отделение социально-правовой помощи; - отделение перевозки несовершеннолетних; - иные подразделения В соответствии со своими задачами приют предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги. 10

11 Основными социальными услугами являются: - осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями мероприятий по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; - обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи; - обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних; - организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте; - содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; - уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте; - оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье; - осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или 11

12 их законных представителей, и оказание им содействия в их дальнейшем устройстве В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние категорий, указанных в настоящего стандарта. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации Основания для помещения несовершеннолетних в центр аналогичны изложенным в настоящего стандарта В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - приемное отделение; - группа длительного пребывания; - отделение диагностики и социальной реабилитации; - отделение социально-правовой помощи; - отделение семейного устройства и сопровождения замещающих семей; - семейно-воспитательные группы; - иные подразделения В соответствии со своими задачами центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги. Основными социальными услугами являются: - осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей; - обеспечение временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; 12

13 - разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на их дальнейшее устройство; - обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних; - содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; - организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в центре, содействие в профессиональной ориентации и получении ими специальности; - осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в рамках индивидуальных планов реабилитации Учреждения социального обслуживания детей с ограниченными возможностями. К учреждениям для обслуживания детей с ограниченными возможностями относятся: - детские дома-интернаты для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии; - детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками; - реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии - учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев), пятидневного в неделю проживания и дневного пребывания детей в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой реабилитации, обучении и воспитании. Основными задачами детского дома-интерната являются: 13

14 - материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи; - осуществление мероприятий, направленных на социальнотрудовую адаптацию и реабилитацию воспитанников В соответствии с основными задачами детский доминтернат предоставляет своим воспитанникам социальнопедагогические, реабилитационные услуги. Основными социальными услугами являются: - прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; - бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; - организация рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья; - диспансеризация, лечение, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация больных с участием лечебно-профилактических учреждений; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - организация образования и физического воспитания детей с учетом их возраста, состояния здоровья, физических возможностей и умственных способностей; - трудовое обучение детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии в объемах специальных программ Основанием для помещения в дом-интернат является путевка, выданная органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления Приему в дом-интернат подлежат дети с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по 14

15 состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи В состав дома-интерната могут входить следующие структурные подразделения: - приемное отделение; - отделение медико-социальной реабилитации; - отделение психолого-педагогической помощи; - отделение социально-трудовой реабилитации; - отделение социально-консультативной помощи; - отделение милосердия; - группа дневного пребывания Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками - учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и дневного пребывания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальнотрудовой реабилитации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы В детский дом-интернат принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи Основания для помещения детей в дом-интернат аналогичны указанным в В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, аналогичные указанным в Основными задачами детского дома-интерната являются: 15

16 - материально-бытовое обеспечение и обучение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода и оказание им медицинской помощи; - осуществление мероприятий, направленных на социальнотрудовую адаптацию и реабилитацию воспитанников, а также их подготовку к получению специальности в соответствии с медицинскими показаниями В соответствии с основными задачами дом-интернат предоставляет своим воспитанникам социальные и реабилитационные услуги. Основными социальными услугами являются: - прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; - бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; - организация рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья; - диспансеризация, лечение, реабилитация, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация больных с участием лечебно-профилактических учреждений; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - общеобразовательная подготовка и трудовое обучение детей в объеме учебных программ, планов, разработанных с учетом медико-педагогических рекомендаций; - обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями - учреждение государственной системы социальной защиты населения, предназначенное для социальной реабилитации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. 16

17 Основными задачами центра являются: - выявление в районе, обслуживаемом центром, детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях; - сбор информации об основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье; - разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка с ограниченными возможностями; - обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей; - оказание помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях; - социально-реабилитационная работа В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, предназначенное для обеспечения задач, указанных в; - отделение медико-социальной реабилитации, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части медикосоциальных и медико-консультативных мероприятий; - отделение психолого-педагогической помощи, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части социально-психологических и социально-педагогических мероприятий; - отделение дневного пребывания, предназначенное для реализации индивидуальных программ социально-медицинской, 17

18 социально-психологической, социально-педагогической реабилитации детей в дневное время в условиях центра в период, установленный программой; - стационарное отделение, предназначенное для реализации программ социально-медицинской реабилитации детей в условиях круглосуточного пятидневного их пребывания в центре Основания для помещения детей в центр аналогичны указанным в Детям - клиентам центра предоставляются все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социальнопедагогических, социально-экономических, социально-правовых), установленных ГОСТ Р Типы учреждений социального обслуживания семьи В зависимости от предназначения учреждений социального обслуживания семьи установлены следующие типы этих учреждений: - комплексные учреждения общего типа, предоставляющие семье весь комплекс социальных услуг; - специализированные учреждения, предназначенные для предоставления семье отдельных видов услуг К комплексным учреждениям общего типа относятся: - комплексные центры социального обслуживания населения; - центры социальной помощи семье и детям Комплексный центр социального обслуживания населения - учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса Основные задачи центра: 18

19 - мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально- экономического благополучия граждан на территории обслуживания; - учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления; - предоставление гражданам - клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социальномедицинских, социально-психологических, социальнопедагогических, социально-экономических, социально-правовых) при условии соблюдения принципа адресности и преемственности помощи; - организация социальной реабилитации детей-инвалидов; - оказание помощи женщинам и детям-жертвам насилия и пренебрежения в семье; - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав; - привлечение государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.д.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении; - оказание помощи семьям ВИЧ-инфицированных; - оказание социально-психологической помощи, направленной на предотвращение социального сиротства Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании: - личного заявления; - заявления родителя (ей), опекуна или попечителя; - заключения специалиста по социальной работе; 19

20 - направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений; - справки учреждений здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - организационно-методическое отделение; - консультативное отделение (открывается по мере необходимости); - отделение срочного социального обслуживания; - отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан (открывается по мере необходимости); - отделение психолого-педагогической помощи семье и детям; - отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - отделение профилактики безнадзорности детей, помощи детям в социально опасном положении; - отделение дневного пребывания детей (создается по мере необходимости); - отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; - отделение обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделение временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (открывается по мере необходимости); 20

21 - отделение семейно-воспитательных групп. В центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлению деятельности Центр социальной помощи семье и детям - учреждение, предназначенное для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса Основные задачи центра: - мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; - выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; - определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) необходимых семье и детям конкретных видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социальнопедагогических, социально-экономических, социально-правовых); - поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; - социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; - участие в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав; - проведение мероприятий по увеличению объема предоставленных услуг (бесплатно и на платной основе) и улучшению их качества Зачисление граждан на обслуживание центром проводится приказом администрации центра на основании документов, аналогичных документам, указанным в: 21

22 В состав центра могут включаться следующие структурные подразделения: - организационно-методическое отделение; - отделение приема граждан; - консультативное отделение; - отделение психолого-педагогической помощи; - отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - отделение профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних; - отделение дневного пребывания несовершеннолетних; - отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями; - стационарное отделение; - отделение срочного социального обслуживания; - отделение социально-психологического патронажа семей В центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлениям деятельности К специализированным учреждениям относятся: - центры психолого-педагогической помощи населению; - центры экстренной психологической помощи по телефону; - кризисный центр помощи женщинам Центр психолого-педагогической помощи населению - учреждение, предназначенное для оказания специализированной психолого-педагогической помощи населению, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты. 22

23 Основные задачи центра: - оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи гражданам в трудной жизненной ситуации и семьям в социально опасном положении; - профилактика девиантных форм поведения, суицидов; - проведение мероприятий для семей, имеющих детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; - осуществление мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; - психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка; - оказание помощи семье в воспитании детей, обучение детей и родителей здоровому образу жизни, в успешном разрешении семейных конфликтов; - организация работы телефона экстренной психологической помощи; - регулярный анализ обращений в центр, разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по совершенствованию психолого-педагогической поддержки населения; - организация выступлений в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим и социальнопедагогическим проблемам Граждане имеют право обратиться в центр лично, по телефону или направить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения отдельных видов помощи. По просьбе граждан в связи с объективной невозможностью посещать центр работники центра должны оказывать социальные услуги на дому. 23

24 В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - организационно-методическое отделение; - отделение приема граждан; - консультативное отделение (открывается по мере необходимости); - отделение психолого-педагогической помощи семье и детям В центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает требованиям устава центра Центр экстренной психологической помощи по телефону - учреждение, предназначенное для оказания экстренной психологической помощи по телефону различным категориям и группам граждан Центр создается с целью обеспечения экстренной психологической помощи населению, снижения психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая суицид, формирования их психологической культуры и укрепления психического здоровья и атмосферы психической защиты населения, в том числе детей Основные задачи центра: - обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону гражданам независимо от их социального статуса и места жительства; - обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможного доверительного диалога; - психологическое консультирование по телефону; - помощь обратившимся в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; - направление обратившихся к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более 24

25 полно и квалифицированно, содействие гражданам в обращении за помощью к профессиональным психологам, психотерапевтам, психиатрам, специалистам в области психического здоровья; - предотвращение суицидов, выявление случаев насилия и жестокого обращения с детьми Содержанием деятельности центра является предоставление его клиентам заочных (по телефону) социальнопсихологических услуг Возможно создание специализированных линий для приема обращений от несовершеннолетних Кризисный центр помощи женщинам - учреждение системы социального обслуживания населения, предназначенное для оказания женщинам, находящимся в кризисной ситуации, социальной помощи различных видов Основные задачи центра: - создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации женщин в обществе, семье; - привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении В соответствии с основными задачами центр выполняет следующие функции: - выявление совместно с государственными органами и общественными объединениями женщин, остро нуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи; - предоставление клиенткам центра необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социальнопсихологических, социально-педагогических, социальноэкономических, социально-правовых) разового или постоянного характера, установленных ГОСТ Р 52143; 25

26 - поддержка женщин в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций; - помощь женщинам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений; - социально-психологическая помощь женщинам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - отделение дневного пребывания; - стационарное отделение. Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, типы учреждений социального обслуживания, семья, дети 26

Основные понятия.

Государственная социальная помощь - предоставление малоиму­щим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необ­ходимых товаров.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражда­нам определенной денежной суммы за счет средств соответствую­щих бюджетов бюджетной системы РФ.

Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставля,-емых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими рас­ходов, установленных законодательством.

Государственная социальная помощь назначается на основа­нии заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его се­мье) имуществе на праве собственности. Представленные заяви­телем сведения могут быть подтверждены актом обследования материально-бытовых условий, проводимого органами социаль­ной защиты населения.

Социальное обслуживание семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, нахо­дящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация воспринимается человеком субъективно, как трудная лично для него или является объек­тивно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инва­лидность, неспособность к самообслуживанию, в связи с возра­стом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспечен-ностью, безработицей, конфликтами и жестоким отношением в семье, одиночеством и т.п.).

Система социального обслуживания имеет слабую материаль­ную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, уз­ким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональ­ных кадров.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих определенную лицензию, в порядке, установленном Правительством РФ.

Виды социального обслуживания:

- социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в по­стоянном нестационарном обслуживании; в виде социально-быто­вых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

- социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуж­дающихся в постоянном постороннем уходе;

- предоставление временного приюта гражданам без определен­ного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального об­служивания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;



- консультативная помощь гражданам и семьям в социально-экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятель­ности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;

- реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.Региональная социальная политика

Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 и Концепция государственной национальной политики предусмат­ривают правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и мест­ном уровнях.

Региональная социальная политика призвана обеспечить за­щиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социаль­но-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Создаются свои целевые программы и даже концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области).

Анализ более 50 региональных программ показал, что все они направлены на поддержку остронуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во всех ре­гионах приоритетной является социальная поддержка беремен­ных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспорт­ных и других услуг по льготным ценам, натуральной помощи (пи­тание, одежда, обувь).

Определенное распространение получили компенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими дошкольные учреж­дения. В Саратовской области компенсация на дошкольные уч­реждения выдается семьям безработных в объеме 70 % минималь­ной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие на до­школьные учреждения положено детям, не посещающим эти уч­реждения по медицинским показателям.

Во многих регионах осуществляется помощь студенческим се­мьям. В Белгородской области обязательно выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50 % минимальной зарплаты, в Новгородской - двух минимальных зарплат.

Усилия региональных властей направлены на повышение кон­курентоспособности женщин, молодежи, инвалидов, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения," создание новых моделей занятости (неполный рабочий день, вре­менный найм, краткосрочный контракт, самозанятость), позво­ляющих совмещать профессиональные и семейные функции (Бел­городская область). Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных ма­терей, безработных родителей (Калужская, Орловская, Псков­ская, Пензенская области, Республика Мордовия).

Осуществляется поддержка региональными органами власти предпринимательской деятельности семей (обучение основам се­мейного предпринимательства), содействие в организации само­стоятельной производственной деятельности, создание малых пред­приятий (Белгородская, Пензенская области); предоставление без­возмездной материальной помощи, беспроцентных ссуд для раз­вития фермерского хозяйства (Орловская область); введение льгот для малообеспеченных семей с детьми при приватизации мелких объектов торгового и бытового обслуживания (Нижегородская область). В Калужской области предоставляются льготы по налого­обложению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяй­ствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями.

Меры, принимаемые в области улучшения жилищных условий семей, как правило, малоэффективны, касаются незначительной части населения. Это льготы по оплате жилья, жилищно-комму­нальных услуг (Белгородская, Кемеровская, Орловская области); выделение ссуд, субсидий многодетным семьям на строительство жилья, земельных участков под индивидуальное строительство (Пензенская область).

Для подготовки детей и молодежи к семейной жизни органи­зуются лектории, школы на базе учреждений здравоохранения, разрабатываются специальные программы, учебные пособия. Со­здаются службы планирования семьи по вопросам полового и сексуального воспитания и репродуктивного поведения.

Региональная семейная политика в подавляющем большинстве регионов отождествляется с социальной политикой, касающейся женщин и детей, тогда как семейная политика отражает только «семейное направление семейной политики»; реализация соци­альной политики на региональном уровне не имеет системности, научного обоснования, что снижает ее эффективность.

error: Content is protected !!