Классификации групп изучаемых социальной психологией. Классификация групп в социальной психологии выполнили студентки. Биография: Классификация социальных технологий

В

Андреева Галина Михайловна (род. 13 июня 1924 г.) - доктор философских наук, профессор, создала и заведовала кафедрой социальной психологии МГУ до 1989. В 1980 г. Г.М.Андреевой был написан первый в России учебник по социальной психологии. Область научных интересов перемещалась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Г.М.Андреевой была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. Автором опубликовано более 160 работ. В том числе: Лекции по методике конкретного социального исследования (1972); Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). (1978); Социальная психология. Учебник для университетов (1980, 1988,1994,1996,1997); Актуальные проблемы социальной психологии (1988); Психология социального познания (1997).

первые подход к разделению групп на виды, был предложен американским социологом Ч.Кули в началеXX века. Он предлагал подразделять группы на первичные , где люди имеют непосредственный контакт друг с другом и объединены эмоциональной близостью, и вторичные, где контакты формальны, и обусловлены организационными отношениями. Принадлежность к первичным группам является ценностью для ее членов. Во вторичные группы люди вступают в стремлении получить те, или иные экономические, социальные, политические выгоды.

Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М.Андреевой. Он представлен в следующей схеме:

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Социальная психология изучает реальные группы. Среди них выделяют лабораторные группы, которые представлены в диагностических научных исследованиях и естественные, которые существуют в действительности. Другие разновидности групп, представленных в схеме мы рассмотрим далее.

Главными основаниями для классификации социальных групп в являются: способ возникновения, форма осуществления совместной деятельности, длительность существования группы, количество и характер взаимосвязи ее участников (А.И.Донцов).

В отечественной социальной психологии используют и классификацию, предложенную А.И.Донцовым. Данная классификация, по мнению автора, необходима для упорядоченного описания реальных социальных групп.

Социальные группы делятся:

    По непосредственности взаимодействия и взаимоотношений на:

первичные и вторичные.

    По способу образования, структуре на:

неофициальные (спонтанно возникшие, естественные) и формальные (официальные).

Формальные группы создаются для решения определенных задач. Взаимодействие участников формальной группы регламентируется внешними инстанциями. Неформальная группа создается на основании стремления людей стать ее участниками.

    По длительности существования на: временные и постоянные.

    По степени регламентации групповой жизни и деятельности на:

оганизованные и неорганизованные.

    По проницаемости границ на: открытые и закрытые.

    По личностной значимости для участников на: референтные группы

и группы членства.

Референтной называют значимую для индивида группы, в соответствии с которой он оценивает свое поведение или ситуацию. Группой членства принято называть группу, к которой реально принадлежит человек.

    По уровню развития на:

Группа малая социальная - ограниченная совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей.

становящиеся (вновь созданные, "диффузные" группы) и развитые (коллективы).

Становящимися являются те группы, которые еще не обладают сплоченностью, возникшей в процессе деятельности. Развитыми называют уже сложившиеся группы, с высоким уровнем развития.

    По числу участников на: малые и большие.

Но в отечественной психологической традиции большие и малые группы выделяются не только исходя из численности их участников.

М

Группы большие социальные - это значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

алой социальной группой называют ограниченную совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей. Эти группы существуют в реальности, их можно увидеть непосредственно в действительности, сосчитать количество, входящих в нее людей. Для малой группы всегда можно выделить: конкретную цель и время существования, а также размер .

Примером малой группы может являться, например, студенческая группа, спортивная команда, сотрудники отдела той или иной организации и т.д.

Под большими социальными

группами понимают значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

Обычно их объединяют признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою (экономическому положению), нахождение в определенном месте в конкретный час.

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личност в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группа имеет ряд признаков:

Осознание индивидом своей принадлежности к группе;

Наличие между индивидами определенных отношений, непосредственных личных контактов, как формы реализации общественных отношений;

Сформированность внутренней организации;

Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

Изменения в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленные их включенностью в группу;

Границы малой группы, определенные в пределах 2-3 человек и до числа членов, которое будет достаточным для выполнения конкретной совместной деятельности (некоторые исследователи максимально возможным числом называют 50 человек).

К элементарным характеристикам любой группы относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследовать Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому числу добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие.

Приведем некоторые классификации групп. Западная СП выделяла:

1. малые неформальные группы;

2. большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);

3. массы и массовидные движения.

Этот подход схематичен и не учитывает промежуточные группы, градацию социальных организаций.

В отечественной СП группы ранжировались в ином порядке. На первом месте – массы, на последнем – малые группы. Детальный подход к классификации групп позволяет выделить более тонкий их спектр (классификация групп из «СП» сухова, деркача.):

1. с точки зрения социального положения и величины: большие, средние и малые группы;

2. с позиции объективизации: условные и реальные;

3. с точки зрения официальной регламентации: официальные и неофициальные;


5. с точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы.

Диффузная группа – группа в которой отсутствует совместная деятельность, но присутствуют определенные МЛО между ее участниками;

Ассоциация – группа с низкой степенью опосредования МЛО совместной деятельностью.

Корпорация – группа в которой деятельность представлена на высоком уровне, а МЛО в группе развиты очень слабо.

Коллектив – высокоорганизованная группа, в которой и совместная деятельность и система МЛО развиты на высоком уровне.

Андреева привела следующую классификацию групп:

Группы она подразделяла на условные и реальные; реальные группы делятся на лабораторные и естественные; естественные группы подразделяются на большие и малые; большие делятся на стихийные(стихийные, неорганизованно возникшие) и устойчивые (организованные, длительно существующие), а малые на становящиеся и развитые.

Лабораторные – группы существующие реально, используемые для психологических исследований (они же могут быть и естественными).

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 11). Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

Рис. 11. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

Литература

Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967.

Московией С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты... М., 1984.

Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Шерковин Ю.А. Понятие группы в марксистской социальной психологии // Социальная психология. Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.

Как мы уже упоминали, социальные группы по численности делятся на малые и большие группы. Малые - это группы в несколько человек (до 10), которые хорошо знакомы и регулярно взаимодействуют друг с другом лично, например, школьный класс, бригада рабочих и т.п.

Большие группы - это группы, где невозможны личные контакты между всеми членами, в этом случае, отношения являются чисто формальными, например, ученики школы, рабочие завода и т.п. Здесь нет тесных личных контактов, а общение происходит по формальным правилам.

Если рассматривать историческое развитие общества, то можно отметить, что в традиционном обществе ведущее значение имели малые группы (семья, кланы), а в современном - большие (классы, профессиональные группы).

Г. Зиммель считал, что "размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды".Simmel G. Soziologie: Untersuchundeniiber die Formen der Vorgosellschaftung. 3. Aufl.Munchen; Leipzig, 1923, P. 534 По мере роста группы, возрастает степень свободы, рождается интеллект, способность сознания.

Большие социальные группы - количественно не ограниченые социальные общности, имеющие устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999, С. 227

Классификация больших социальных групп по разным признакам: Мир психологии. Психология большой группы.

1. по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

объективные - люди объединены общностью объективных связей, существующие независимо от сознания и воли этих людей;

субъективно-психологические - группы возникают в результате сознательного объединения людей;

2. по времени существования:

длительно существующие - классы, нации;

коротко существующие-митинги, собрания, толпа;

3. по характеру организованности:

организованные - партии, союзы;

неорганизованные - толпа;

4. по характеру возникновения:

организованные сознательно - партии, ассоциации;

возникшие стихийно - толпа;

5. по контактности членов группы:

условные- создаются по определенному признаку (пол, возраст, профессия), люди не имеют прямых контактов между собой;

реальные группы - реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6. по открытости:

открытые;

закрытые - членство определяется внутренними установками.

Большие социальные группы можно разделить на виды: Понятие и виды социальных групп.

1. Общество - самая крупная социальная группа, которая является основным объектом теоретического и эмпирического исследования.

2. Территориальные-группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания.

3. Целевые-группы создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью.

4. Интеллигенция - социальная группа, профессионально занимающаяся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования.Выделяют интеллигенцию: медицинскую, производственную, научную, педагогическую, военную, культурно-художественную и др.Иногда в литературе встречается довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих -секретарей, контролеров банка и т.п.

5. Люди умственного и физического труда-рассматриваются как отдельные группы, которые заметно различаются по содержанию, условиям труда, по уровню образования, квалификации, культурно-бытовым запросам.

6. Население города и население деревни - это главные виды поселения людей, различающиеся по месту проживания. Различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, связи.

Среди многообразия больших групп, можно выделить две, которые являются субъектами исторического процесса -этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос - исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность - нацию.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999, С. 276

В системе общественного производства различают общественные классы. Их существование обусловлено разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.Там же, С. 277

Субъектами внегруппового поведения являются публика и масса.Там же, С. 277

Публика - большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, слушатели лекций).

Масса - совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные и др.).

В историческом развитии общества и конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят несколько определенных этапов. Они соответствуют уровню развитости групп. По классификации Дилигенского Г.Г. таких этапов три.Социальная психология. Учебное пособие/Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: "ПЕР СЭ", 2002, С. 169

Первый - низкий уровень - типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

Уровень развития социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.

В структуре больших социальных групп можно выделить два подтипа.Мир психологии. Психология большой группы.

Первый - этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития.

Второй - публика, толпа, аудитория. Они кратковременные и возникли случайно, некоторое время включены в общее эмоциональное пространство.

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Для всех выделенных больших социальных групп характерны общие признаки, которые отличают эти группы от малых групп.

1. В больших группах существуют регуляторы социального поведения - это нравы, обычаи, традиции. Они дают характеристику образа жизни группы. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности и потребности группы.

2. Важную роль в психологической характеристике имеет наличие специфического языка.Для этнических групп - это обыденная характеристика, для других групп - "язык" выступает в роли определенного жаргона.

Общие черты, которые свойственны большим группам нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, профессию, молодежь.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и их особенности. Поэтому все характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

Мы рассмотрели большую социальную группу, дали ее характеристику, описали структуру, теперь познакомимся с психологическими механизмами саморегуляциив этих группах.

Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Именно с этими попытками обычно связывают возникновение самой науки социальной психологии. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус, Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России.

Начиная с 20-х годов ХХ века, усилия социальных психологов сместились в сферу изучения малых групп, микроструктуры общества, при этом часто выводы, полученные при исследовании малых групп, стали неправомерно распространяться на большие группы. По традиции в зарубежной социальной психологии основное внимание уделяется большим неорганизованным общностям людей, которые именуются массой, толпой, аудиторией и т.п. Проводя классификацию больших групп, большинство исследователей выделяют дихотомию: неорганизованные - организованные.

Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества. Выделяют группы по территориальному, этническому, классовому и различным демографическим признакам. Как отмечает Г.Г. Дилигенский, «под это понятие попадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим принципом». Для более четкой дифференциации он предлагает выделить «в качестве особого объекта познания группы, которые функционируют в масштабе общества (в отличие от социальных групп, которые могут быть объединены общностью по месту проживания, по принадлежности к какой-то локальной организации и т.д.)» 88 Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп / Методологические проблемы социальной психологии. -- М.: Наука, 1975. -- 198 с..

Стихийные группы возникают случайно, они, как правило, кратковременны и некоторые авторы объединяют их общим названием - толпа. Толпа образуется из случайных лиц. В случае не разрешения общественных проблем толпа может начать беспорядки.

В социальной психологии выделяют разновидности стихийных групп: аудитория, митинг, публика, толпа, массы (см. схему 1).

Схема 1. Классификация групп в социальной психологии

Общение в больших группах носит опосредованный (через средства массовой коммуникации) характер. К структурным явлениям психологии большой группы, которые становятся предметом изучения социальных психологов и социологов относят: менталитет, профессиональную мораль, национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы

Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира (Г.М. Андреева). По профессиональной моралью понимают обычно систему моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.

При изучении подобных явлений социальные психологи используют методы этнографии, к анализу продуктов культуры. Полноту информации обеспечивают сравнительные, кросскультурные исследования, приемы, принятые в языкознании, а также методы традиционные для социологии.

Особую известность в связи с изучением массового сознания приобрела концепция социальных представлений С. Московичи. Социальные представления -- основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. Структура социального представления состоит их трех компонентов: информации (знание об объекте), поля представления (образный и смысловой аспект) и установки (отношение, оценка объекта).

Другое направление в изучении больших групп - исследование социальных стереотипов. Проблематика социальных стереотипов развивалась в связи с изучением межэтнических отношений. Социальный стереотип - это схематизированный эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы (учителя, американцы и т.д.) с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Г. Тэджфел выделяет две функции социальных стереотипов на индивидуальном и две - на групповом уровне 99 Шихирев П. Современная социальная психология. -- М.: Академический проект, 1999 -- С. 269-270.. К индивидуальному уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение и т.д.); 2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»). К социальному - 3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и 4) идентифицирующая (создание и сохранение положительного группового «Мы-образа»).

Теджфел (1978) суммировал главные выводы в области исследования социальных стереотипов.

  • 1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
  • 2. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного времени.
  • 3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических, экономических изменений, но это происходит крайне медленно.
  • 4. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
  • 5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
  • 6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в групповых отношениях.
error: Content is protected !!