Сценарий творческой игры «Избушка Бабы-Яги. Избушка бабы яги в измайловском кремле Режим работы избушки Бабы Яги

В Измайловском кремле развлечение найдется для детей любого возраста. С первых шагов юным туристам становится ясно — сказочное царство существует. Эта достопримечательность является самой яркой, насыщенной и позитивной во всей столице. Можно с уверенностью сказать — этот мир интересен детям, ведь здесь есть возможность побывать в гостях у сказки, где, как известно, есть и избушка Бабы Яги.

Комплекс предлагает окунуться в популярные народные промысли и познавательно-обучающие экскурсии, которые знакомят детей с культурой, традициями, историей и ремеслами русского народа. Но больше всего внимания привлекают сказочные персонажи, о которых все слышали, а теперь могут еще и увидеть.

Интерьеры избушки Бабы Яги

Одним из наиболее узнаваемых персонажей русского сказочного фольклора уже много лет считается старушка, которая живет в избушке на курьих ножках. Сказки о Бабе Яге и ее злобных делах рассказывали большей части детей всех поколений, потому дополнительные разъяснения не требуются.

С некоторого времени на территории Измайловского Кремля все малыши вместе с родителями имеют возможность лично познакомиться с известной лесной колдуньей, посетив аттракцион с говорящим названием — избушка Бабы Яги.

Небольшой бревенчатый домик, который готов всем желающим показать, как живет и творит все свои дела злобные Баба Яга. Для большей убедительности организаторы декорировали дом различными атрибутами колдовской жизни, а ведущих нарядили наподобие сказочных персонажей.

Все, что рассказывают в сказке, здесь можно увидеть наяву. Особенная атмосфера с присутствием всех необходимых помощников жизни колдовской приводит к несравнимым ощущениям. Сразу после того, как открываются скрипучие двери избушки Бабы-Яги для маленьких посетителей начинается настоящая сказка (а для их родителей забавное шоу).

Несмотря на то, что в сказке Баба Яга приглашала к себе в гости только съедобных гостей и такую же нечисть, как сама, хозяйка избушки в Измайловском Кремле более гостеприимна и со своей закадычной подругой Кикиморой готова принимать гостей ради их развлечения.

На стенах избушки Бабы Яги развешаны шкуры животных и портреты хозяюшки, как и в иллюстрациях к детским сказкам. Про паутину и пауков декораторы тоже не забыли. Так что сказочная атмосфера продумана до мелочей и обеспечит малышне соответствующие эмоции.

Репертуар избушки Бабы Яги

С огромным удовольствием и восторгом дети знакомятся с бытом Бабы Яги, проведением магических ритуалов и процессом изготовления различных зелий. Также есть возможность узнать злодейские секреты (родителей просим не беспокоиться — это попросту различные шалости). На фото ниже представлен стол, за которым планируют свои дела Бага Яга и Леший.

Святая святых избушки Бабы Яги — печка. Именно здесь она в свою сказочную бытность пыталась запечь многих персонажей детских сказок, которые не слушались родителей, а также приготавливалось зелье для чудодейственных заклинаний. Теперь же Баба Яга позволяет детворе исследовать устройство русской печи и рассказывает как ею пользовались в старину. А если вы закажете заранее экскурсию с чаепитием, то Баба Яга приготовит и угощения к чаю.

Дети приглашаются поучаствовать в приготовлении ароматного травяного чая, а особо любопытные могут даже познать тайны колдовских зелий. По желанию гостям предлагают присоединиться к изготовлению браслетов и амулетов с заклинаниями, которые будут помогать в делах (особенно в учебе).

Ребятам так же предложат осмотр летающей ступы и метлы, которая нужна лесной колдунье для того, чтобы заметать следы своих коварных дел и путать дорогу тем, кто пытается ее догнать. Правда Баба Яга забыла волшебные слова с помощью которых управляла ступой, но зато хорошо помнит где и как использовалось эти и многие другие предметы быта.

Дополнительные программы

Избушка Бабы Яги в Измайловском кремле предлагает различные развлечения в зависимости от возрастной категории детей, можно даже принять участие в мастер-классе по приготовлению волшебного «Ведьминого студня» или «Баюн-супа», сладкоежки могут выбрать «Малиновое колдовское варение». Одним словом, у хозяйки найдутся рецепты на любой вкус.

Приготовление зелья должно быть точным и правильным — потому особо важные рецепты записаны и приколоты на видном месте, чтобы ничего не забыть, ведь бабулька то уже старенькая. Список ингредиентов доказывает — их сбор дело трудоемкое. Не зря в сказках Баба Яга все время занята важными делами: то со ступой возится, то травы собирает, а то и добрых молодцев привечает.

Всем посетителям Баба Яга разрешает подняться на башню-колокольню. Там каждый может загадать свое заветное желание, позвонить в колокола и ждать его исполнения. При этом нельзя забывать, что по-традиции об этом желании нельзя никому рассказывать, только тогда оно исполнится.

Для празднования дня рождения можно заказать специальную развлекательную программу с конкурсами. Ведущей, естественно будет сама хозяйка, которая своими колдовскими танцами заставит сбыться все загаданные желания. А кроме ваших гостей на праздник могут заглянуть Леший и Кощей Бессмертный.

Режим работы избушки Бабы Яги

Как всем нам известно Баба Яга ведет активный ночной образ жизни, поэтому приглашает на экскурсию или мастер-классы только после обеда, а точнее с 12.00 и до 18.00 в выходные дни. Зато погода не имеет значения и вы можете посетить избушку Бабы Яги в любое время года.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

СЦЕНАРИЙ

Творческой игры «Избушка Бабы-Яги».

Составитель:

МОУ СОШ № 19.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективизма и са­мостоятельности.

Задачи:

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы ребенка;

Развитие речи, фантазии, воображения;

Приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

Формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

Формирование творческой личности, способной к яркому самовыражению.

Основные принципы

Принцип индивидуальности – каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности;

Принцип креативности - проявление выдумки и фантазии;

Принцип сказкотерапии – в виде перевоплощения в сказочного героя;

Место проведения: малый спортивный зал.

Время проведения: после обеда, 1,5 часа

Жюри: зам. директора по УВР, педагоги дополнительного образования, родители.

Реквизит: листы ватмана, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, цветная бумага, картон, подручный материал, метлы.

В конкурсе принимают участие девочки 2-3 классов. К данному мероприятию каждая девочка готовит свой костюм Бабы-Яги.

Этапы подготовки:

1. Подбор участников.

2.Разработка сценария.

3.Подбираем материал, конкурсы, задания, музыкальный материал.

4.Обдумываем образ персонажа. Роль ведущего в данном случае исполняет Баба-Яга.

5.Готовим костюм, подбираем реквизит.

Ход мероприятия:

Сообщение, темы, целей мероприятия. Выбор и представление жюри. Появление сказочного персонажа Быбы-Яги.

1 конкурс - домашнее задание, участницы показывают свои презентации, которые готовили заранее вместе с родителями и одноклассниками. Обязательным условием презентации является демонстрация и творческая защита своего костюма (здесь учитывается оригинальность наряда, его авторское исполнение).

2 конкурс – «Заклинание», разгадывание кроссворда.

3 конкурс – «Следы нечистой силы», на листах ватмана участницы должны нарисовать, как выглядят следы сказочных персонажей: Водяного, Кощея Бессмертного, Лешего, Кикиморы, Бабы-Яги.

4 конкурс – «Гардеропчик», участницы на листе ватмана должны нарисовать: рабочий костюм Бабы-Яги, парадно-выходной костюм Бабы-Яги, домашний костюм Бабы-Яги, спортивный костюм Бабы-Яги, школьная форма Бабы-Яги.

5 конкурс – на лучший «Проект дома для Бабы Яги», из подручного материала участницы мастерят жильё для Бабы-Яги.

6 конкурс – «Гонки на метле», каждая участница получает метлу, оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время, сбитая кегля - штрафное очко.

7 конкурс – «Бал Бабок-Ёжек», участницы должны с танцевать оригинально, весело, зажигательно под музыкальные отрывки: Барыня, Канкан, Рок-н-ролл, Ламбада, Танец с саблями.

Подведение итогов, награждение участниц.

Перед игрой проводится жеребьёвка участников. Представляется жюри.

Появляется ведущий в образе Бабы-Яги.

Бабка -Ёжка:

Я - Бабка-Ёжка - костяная ножка,

Мне всего-то две тысячи лет!

Я совсем молода, не страна мне пурга,

У меня ещё стройный скелет!

Всем - физкультпривет!

Я поняла окончательно: жить просто за­мечательно,

когда здоровый дух в здоровом теле!

Ух! Ах, какие умницы. Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей.

У нас на но­су что?

Зима на носу, а это значит, что всем надо закаляться. Будем заниматься физкультурой.

Мне в лесу стало скучно; всю зиму вьюга да пурга мои подружки.

Скучно мне. Хоть бы вы меня порадовали, лето приблизили.

Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте моё сердечко.

Покажись первая Бабка-Ёжка …

DIV_ADBLOCK327">

https://pandia.ru/text/78/230/images/image004_59.jpg" alt="D:\Documents" width="235" height="176 src=">

1. Водяного;

2.Кощея Бессмертного;

З. Лешего;

4.Кикиморы;

5.Бабы-Яги.

Вот по этим следам, ребята, мы можем узнать, кто по тропке прошёл, кто, где живёт,

кто в лесу хозяин.

4. Конкурс «Гардеропчик».

Ребята, вам нравится мой прикид? Это платье от Юдашкина по цене Брынцалова.

Сегодня одна из крутых профессий - модельер.

А начинается путь к этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке.

Внимание! Задание!

https://pandia.ru/text/78/230/images/image006_48.jpg" alt="D:\Documents" width="370" height="278 src=">Баба-Яга:

Плачет бабушка-Яга на опушке –
Сильно на бок накренилась избушка!
Без ремонту тыщу лет простояла,
А вчерась едва-едва не упала.
Велика беда с избой приключилась:
Накренилась, а ещё покосилась!

О-хо-хошеньки, хо-хо, о-хо-хошеньки.
А хорошего в том нет ничегошеньки.
Ничегошеньки в том нету хорошего,
Что изба наискосяк перекошена.

Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоит ветхое жильё - в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи, одна я никуда не переезжаю. Обидно такая красивенькая Баба-Яга, а жильё у неё неблагоустроенное.

Задание: Каждая участница из подручных средств «строит» избушку Бабы-Яги.

6. Конкурс «Гонки на метле».

Баба-Яга: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами.

А знаете что, я здесь самая главная волшебница. Что, не верите?

Ну вот, что это, по-ваше­му?

Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлу и танцу­ет).

Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такая трудолюби­вая!

Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать.

Кому-нибудь бант развя­зать, что ли, или штаны порвать?

В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой,

и уст­роим шуточные состязания.

Каждая участница получает метлу.

Задание: оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время.

Сбитая кегля - штрафное очко.

7. Конкурс «Бал Бабок-Ёжек.»

Баба-Яга: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют.

Осталось за­звучать оркестру. Маэстро, музыку!

Приглашаю танцевать подружек ­Бабок-Ёжек. Лучшую плясунью награжу.

Баба-Яга:

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители!

Кто в конкурсе победил,

Услышать, не хотите ли?

Наше строгое жюри,

Вам даю я слово:

Поскорее назови

Героиню шоу!

Подведение итогов членами жюри. Церемония награждения.

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила - становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному - они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka - «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга - божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой - только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, - терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили - бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги


Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая - костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница - три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, - и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким - получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация


Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае - порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен - и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника - непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить - не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища - лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос - напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут - смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь - это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок - самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, - можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка


Избушка не просто затаилась в волшебном лесу - пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы - традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости - после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви - женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, - олицетворение страхов так называемой vagina dentata - зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу - ты должен быть дураком, героем, на худой конец - ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги


Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить - мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», - Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей - лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит - так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы


Если у Бабы-яги плохое настроение - она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью - днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери - тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо - символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после - чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.

Рис. 1. Вогульская чамья. Чамья, чамя "небольшая кладовая на высоком настиле", перм. Из манси sume, sumija - то же; см. Кальман, Асtа Lingu. Hung. I, 265; Калима, RLS 132.

Избушки на курьих ножках и их обитатели.

Как-то я писал, что русские на Севере многому научились от угро-финнов. (Очерки - . )
Тема это очень богатая. И, как минимум, она относится к двум пластам русской истории - к ранней северной (10-14 вв.) и более поздней восточной русской колонизации. Эти периоды настоятельно требуют привлечения материалов по культуре угро-финнов. И тогда многие явления русской истории становятся понятнее, и проявляются связи с местным субстратом, который менял привычки русских пришельцев, формировал их.

Разберем еще один круг вопросов, связанный с Бабой-Ягой и ее избушкой.
Очень вероятно, что Яга-костяная нога - это угро-финская колдунья, а ее обиталище, ее избушка - это чамья, сомьях, стаббур - охотничий и ритуальный домик угро-финнов.

Об этом, в частности, пишет Михаил Ситников , собравший несколько интересных свидетельств (хотя и далеко не всех, что можно добыть из литературы). Он, в общем-то настроен связать Бабу-Ягу с восточной колонизацией, то есть с 15 или скорей уже с 16 веком:
"В предисловии к изданию 1915 года сборника "Великорусские сказки Вятской губернии" (А. Афанасьев) отмечается, что распространителями этих сказок чаще всего оказывались солдаты. В записях Дж. Флетчера, который путешествовал в тех краях в конце XVI века, уже имеется упоминание о Яге: "Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть к умир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем , то я убедился, что это простая басня" ("О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях", 1588; Н. Веселовский. "Мнимые каменные бабы", Вестник АИ, Спб., вып. 195).
Кстати, почему Бабу зовут Ягой? В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И. Даля).
Кроме того, образ Бабы-Яги со всем антуражем присутствует в северном быте. Избушка на курьих ножках - не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (чамья ), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а "к лесу задом". Кроме того, в нем всегда оставляется припас для случайного путника ("сначала накорми, а потом расспрашивай"). Лишним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются еще и в наши дни в культовых избушках на опорах".

Примерно о том же пишет Алексей Иванов в очерке об истории Урала, правда, Иванов уже различает охотничьи и специальные обрядовые избы - чамья-сомьях: "...на Урале русские столкнулись с местной обрядовой практикой. Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался «сомъях», а по-русски — чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу, например".
И в самом деле, обычай был распространен у северных угро-финнов далеко за пределами Урала (рис 2-5):



Рис. 2. Такого типа строения, как сомах, чамья, были распространены у угро-финнов по всему Северу и Азии, и Европы - вот саамская чамья для хранения припасов, Стокгольм - Sami Storehouse on stilts, displayed at Skansen in Stockholm.

Рис. 3. Одно из ранних изображений самоедского стаббура - так у саами назывался лабаз., сделанное священником Кнудом Леемом в Норвегии - 1767 год.

Рис. 4 Историческая фотография -саами и его стаббур - Västerbotten, Sweden

Рис. 5. Реконструкция ритуального самьяха-чамьи приобских угров, Томская область.
http://www.diary.ru/~663086/p76348951.htm


Рис. 5. Лабаз у северных хантов, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.


Русские во время восточной колонизации с охотой и пониманием восприняли лабазы, как амбары для охотников. Они хорошо защищают добычу (мех) и запасы (скажем, зерно) от разных животных, из которых мыши и прочие грызуны оказываются самими опасными. Так сибирский лабаз стал понятием и распространился очень широко (рис. 6).

Баба-Яга, как феномен русской восточной колонизации.

Перейдем к прообразу Бабы-Яги. Не обязательно ее навевала лишь кукла иттарма. В самом деле, ее делали как копию умершего (рис 7-8):


Рис. 7. Мансийско-хантыйские обрядовые куклы иттарма. "Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет". У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо". Куклу могли "похоронить" в маленькой копии чамьи - то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.

Рис. 8. Иттарма обских хантов

Так куда девалась иттарма после определенного обычаем 4 или 5 лет житья с семьей? Переселялась в своего домик, такого же типа, как чамах, но маленький:


Рис. 9. Ура, северные ханты, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.

Но Яга - некое таинственное существо в халате, (который, заметим, угро-финны восприняли чуть не в Китае) - не обязательно только куколка, изображение мертвого, а, может, и вполне живое существо.
Ведь существовали еще и шаманы угро-финнов.

Рис. 10. Так выглядел хант-шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год). Интересно смотрится: халат, бубен и деревянная маска.

Аналогичную маску можно посмотреть и поближе:

Рис. 11 Маска хантского шамана

В роли шамана могла выступать и женщина, тем более, что у угро-финнов сильнейшее божество - женское.

Итак, что же, вопрос решен, и Баба Яга появилась на Урале или в его окрестностях? Куда нас ориентируют эти сведения, и в какое время? Самое дальнее - в 15 век, на Урал и и ханты-манси. Между тем, русские стали общаться с угро-финнами заметно раньше, а на севере столкнулись с таким интересным феноменом, как чудь. И тут мы переносимся во времена более ранние, и феномен общения затронет не одну Бабу-Ягу, но и более широкий круг явлений. (продолжение в следующей части).

error: Content is protected !!