Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное. Виды торгов в России: понятие, классификация и формы Тендер определение

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер - это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион - состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России - Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

Многие организации участвуют в различных тендерах. Но при этом часто не знают о том, как правильно составляется и заверяется тендерная документация. При этом такой вопрос является одним из самых важных, требующих особого к себе внимания. Как порядок, так и состав тендерной документации определены законами и нормативными актами, которым они обязаны соответствовать.

Понятие тендера

Тендер – это конкурс на предоставление услуг, товаров или выполнение каких-либо работ. Правила проведения таких отборов указываются в тендерной документации, в соответствии с которой участники, желающие принять участие в борьбе, должны предоставить комиссии наиболее выгодные условия, предлагаемые заказчику.

Контракт на тендер заключается с участником, который может предоставить самое выгодное для организатора предложение, последнее при этом должно полностью соответствовать выставленным указаниям.

Тендерная документация – это пакет документов, который раскрывает условия конкурса и содержание будущего контракта.

Она обязательно содержит в себе как техническую, так и коммерческую части.

Техническая часть состоит из сведений об условиях заключаемого контракта, характеристик и описания предмета или объекта торгов, инструкций, предназначенных для поставщиков, а также информационные карты, на которых указывается порядок осуществления и подачи заявок на участие в конкурсах. Также в этой части располагаются требования к содержанию заказа на поставку: наименование, объемные графики, ссылки на стандарты и технические условия.

В коммерческой части тендерной документации содержатся все цены и порядок их исчисления, условия, установленные графиком платежей, источники финансирования этого контракта. Также здесь указываются гарантии, предоставляемые банком на выполнение тендерной сделки со стороны заказчика, и требования, выставляемые по различным видам страхования.

Тендерная документация, образец составления заявки и рекомендации к их заполнению содержатся в МДС 80-4.2000 Госстроя России. Более детальное содержание документации определяется тендерным комитетом.

Порядок составления

Подготовка тендерной документации – это отдельная, очень важная и неотъемлемая процедура проведения любого конкурсного торга. В ней оговорено в соответствии с действующим законодательством содержание личных данных, таких как:

  • ФИО организатора.
  • Его юридический адрес и номера телефонов.
  • Номера факсов и адреса электронных почтовых ящиков.
  • Цена, место и выставляемые условия получения пакета документации.

Проверяющие органы всегда выдвигают требования на наличие составленного проекта договора из списка выставляемых условий. Также в документации указывается метод оценки вносимых предложений при помощи определенной системы.

Оформление

Разработка тендерной документации может проводиться как самим организатором, так и специальной консалтинговой компанией. Для ее составления можно воспользоваться типовыми образцами и методическими рекомендациями, а также законодательством, в котором прописаны нормативные требования к составлению. Также можно обратиться в финансовый центр, где специалист по тендерной документации предложит свои услуги по грамотному ее составлению. Там вам в короткие сроки окажут профессиональную и квалифицированную помощь.

Форма тендерной документации, помимо сведений, предназначенных для будущих конкурсантов, должна содержать такую информацию, как численное и подробное содержание пакета документации, составленного поставщиком, выраженное подтверждение его заявки на участие:

  • Заявка на участие.
  • Опись прикрепляемых документов.
  • Справка из банка об отсутствии каких-либо просроченных долгов.
  • Требуемые технические, эксплуатационные и качественные сведения, а также детальное описание закупаемых материалов и товаров.
  • Проект договора на планируемые закупки.
  • Методические указания на произведение расчетов по тендерной заявке, включая ее составляющие, такие как расходная часть на уплату страховых и таможенных платежей, транспортных услуг, различных налогов и пошлин, помимо стоимости поставляемого товара, а также подробную таблицу цен.
  • Указывается валюта, с помощью которой выражаются цены в тендерной заявке.
  • Требования, выставляемые для оформления тендерных заявок.
  • Оговаривается возможность изменения или отзыва данных заявок в течение и до окончания срока объявления результатов тендера.
  • Конечные сроки, место предоставления заявок.
  • Место, дата и время открытия конвертов по тендерным заявкам.
  • Сведения о возможности предоставления приоритетов для отечественных производителей.

Потенциальный поставщик имеет право обратиться в письменном виде к организатору тендера с требованием о разъяснении пунктов и положений тендерной документации в срок не позднее 10 дней до окончательного вынесения решения. В свою очередь, организатор тендера обязан в течение трех дней с момента получения такой заявки направить соответствующие пояснения всем поставщикам, участвующим в данном конкурсе, не указывая при этом автора первичного запроса.

Внесение изменений и дополнений

Дополнения или какие-либо изменения может вносить специалист по подготовке тендерной документации по требованию организатора тендера. Такие действия не являются противозаконными или противоправными. В случае необходимости организатор тендера имеет право вносить в пакет документов изменения, связанные с изъявлением собственной инициативы или в качестве ответа на полученный запрос от потенциального поставщика, в период не позднее 7 календарных дней до истечения сроков подачи заявок на тендер.

После внесения изменений о них незамедлительно необходимо оповестить всех потенциальных поставщиков, которым была выдана тендерная документация. Срок на выполнение таких оповещений и замену пакетной документации устанавливается в размере 5 рабочих дней.

Требования к тендерной документации определяют ее состав:

  • Заявка на участие в тендере и список подаваемых документов, прикрепленных к ней.
  • Документы, являющиеся подтверждением соответствия требованиям, выдвигаемым к потенциальному поставщику.
  • Таблицу цен, которая в полной мере должна отражать все фактически полученные затраты, принимающие участие в составлении конечной цены.
  • Если в качестве тендера выступает поставка каких-либо товаров или технических устройств, то обязательно прилагать технические характеристики предлагаемых моделей.
  • Прайс на предлагаемый перечень сопутствующих услуг, если таковые имеются.
  • Оригинал документа, который является фактическим подтверждением гарантийного обеспечения тендерной заявки.

Документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика выдвигаемым квалификационным требованиям

Каждый потенциальный поставщик, который решил принять участие в тендере, обязан предоставлять такие документы:

  • Копии лицензий, которые являются подтверждением права потенциального поставщика или изготовителя на осуществление своей деятельности.
  • Копию документа, предоставляющего право на занятие предпринимательской деятельностью, заверенную нотариальным органом.
  • Оригинал аудита за последний отчетный год или его нотариально заверенную копию.
  • Свидетельство о госрегистрации организации или предприятия и его копию.
  • В случае c ИП – копию удостоверения его личности или гражданского паспорта.
  • Устав организации с указанием состава ее учредителей, акционеров, а также всех держателей акций в виде заверенной нотариусом копии.
  • Оригинал справки, выданной налоговыми органами о том, что за поставщиком не числятся задолженности по уплате налогов.
  • Справка из учреждения банка об отсутствии просроченных долгов за последние 3 месяца деятельности.

Таблица цен

Оформление тендерной документации происходит с учетом прайс-листов. Потенциальный поставщик обязан составить таблицу цен с указанием и перечислением единиц товара, общей суммарной ценой за весь объем поставки. Она должна быть составлена и предоставлена в виде как распечатанных, так и электронных прайс-листов.

Таблица является также технической спецификацией на предоставляемые товары и услуги и должна полностью отвечать всем требованиям, выставляемым к тендерной документации.

Когда производится подготовка тендерной документации, определяется состав итоговых цен. Указанная стоимость, кроме собственной цены товара, должна включать в свой состав:

  • Расходы, полученные после сертификации, процедуры страхования и транспортировки товара к указанному месту назначения.
  • Все налоговые выплаты, пошлины и другие виды обязательных платежей и сборов, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
  • Другие составляющие цены, которые потенциальный поставщик считает нужным включить в итоговую цену товара.

Если в таблице цен потенциальный поставщик не указывает различные составляющие ее, которые включают в себя вышеописанные затраты, то тендерная комиссия рассматривает предоставляемые им данные о цене товара как общую стоимость, с учетом всех затрат. В таком случае эти цены при заключении контракта не могут быть более пересмотрены или изменены.

Цены, которые указаны в таблице, остаются фиксированными на протяжении всего срока выполнения договорных обязательств о закупках и поставках и не могут меняться.

Цены указываются в тех валютах, которые были оговорены в выдвигаемых требованиях во время подачи заявки на тендер. Оплата поставщику производится по факту доставки товара к месту назначения, по мере поступления бюджетных средств, если другие условия не предусмотрены и не указаны в контракте.

Обеспечение заявки

В отдельных случаях поставщик предоставляет гарантийное обеспечение, выраженное в денежной форме, в виде внесения залога на банковские счета организатора, в размере не менее 3 % от конечной суммы в контракте, со сроком действия не меньше установленных временных рамок, указанных в теле тендерной заявки.

Гарантийное финансовое обеспечение потенциального исполнителя по осуществлению тендерной заявки в виде залога денежной суммы вносится на специально созданный счет организатора тендера.

В случае если потенциальный поставщик не выигрывает тендер, средства, предоставленные организатору как залог его финансовой способности, возвращаются в установленные в договоре сроки.

Подача тендерных заявок

Тендерные заявки предоставляются потенциальными поставщиками в прошитом виде, пронумерованными и должны иметь печать и подпись.

Также подается техническая спецификация тендерной заявки, тоже закрепленная подписью и печатью, и оригинал гарантийного обеспечения. Эти документы запечатываются в один конверт вместе с тендерной заявкой и отдаются на рассмотрение комиссии.

Подписывать заявку может только потенциальный поставщик или его официальный представитель. Не допускается наличие в документации вставок, подтирок и различных приписок.

Потенциальные поставщики саморучно запечатывают документы в конверт, на котором указывают наименование и юридический адрес своей организации, а в качестве адреса доставки указывается организатор тендера, дата и время, установленные для вскрытия конвертов, в виде надписи "не вскрывать до...".

Тендерная документация может присылаться как лично, так и с помощью почтовых отделений в рамках установленных сроков. Любые тендерные заявки, которые были получены после установленных дат и времени, отклоняются или будут возвращены в нераспечатанном виде заявителям.

Не нарушая сроков сдачи и установленный порядок тендерной документации, к ее оформлению можно применить коррекцию, замену условий, цен и тому подобное. Возможно внесение некоторых изменений или окончательного отзыва тендерной заявки до момента истечения установленного срока без потери права ее внесения или обеспечения. Уведомление, составленное потенциальным поставщиком о намерении внести коррекцию или полностью отозвать свою заявку, отправляется организатору в письменном виде и не позднее, чем указанный окончательный срок ее предоставления. По окончании установленной даты и времени такие коррективы вноситься не могут.

После того как все заявки были приняты в указанные сроки, организатор тендера вскрывает конверты и с помощью тендерной комиссии выбирает победителя, который оглашается путем письменного уведомления всех принявших участие потенциальных поставщиков о вынесенном решении с предоставлением копии протокола итогов работы тендерной комиссии.

Правильное оформление и проведение документации во многом определяет успех самого тендера.

Тендер (англ. tender - предложение) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер» , используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или торги, так могут подразумеваться и внеконкурсные (но конкурентные) процедуры, например запросы котировок, запросы цен, запросы предложений.

Торги в Российской федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (94-ФЗ) предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500000 руб), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в Российском Законодательстве.

Акцепт оферты (применительно к конкурсам)
Согласие организатора конкурса на заключение государственного контракта на условиях конкурсной заявки поставщика (ст. 438 Гражданского кодекса РФ).

Аукцион
Способ заключения договора, отличающийся от конкурса возможностью участника изменять поданное предложение. (ст. 447-449 Гражданского кодекса РФ).

Банковская гарантия
Способ обеспечения исполнения обязательств, при котором в случае нарушения обязательств одной из сторон банк выплачивает другой стороне оговоренную сумму.

Государственный заказ
Заказ товаров, услуг или работ органами государственного управления за счёт бюджетных средств.

Государственный заказчик
Орган исполнительной власти (или государственное учреждение), получающий бюджетные средства и использующий их в качестве оплаты товаров, услуг или работ.

Государственные закупки
Закупки товаров, услуг и работ для государственных нужд.

Государственный контракт
Договор о закупке товаров, услуг или работ для государственных нужд.

Государственные нужды
Потребности органов государственного управления в товарах, услугах и работах, которые удовлетворяются за счёт бюджетных средств.

Запрос котировок
Один из способов заключения договора, при котором цены на одну продукцию запрашиваются у нескольких поставщиков одновременно.

Конкурсная заявка
Предложение поставщика (оферта), участвующего в конкурсе, на заключение договора по предмету конкурса, подготовленная согласно требованиям конкурсной документации.

Неустойка
Способ обеспечения исполнения обязательств, при которой нарушение обязанностей одной стороной приводит к выплате определённой денежной суммы другой стороне.

Обеспечение выполнения контракта
Исполнение поставщиком обязательств перед государственным заказчиком по выполнению государственного контракта.

Обеспечение исполнения обязательств
Одна из гарантий того, что сторона, несущая какие-либо обязательства перед другой стороной, исполнит их точно и вовремя.

Организатор конкурса
Лицо, на которое государственным заказчиком возложена ответственность за организацию и проведение конкурсов.

Оферта
Содержащее все основные условия предложение о заключении договора, адресованное какому-то кругу лиц.

Оценка конкурсных заявок
Этап проведения конкурса, когда определяется победивший поставщик.

Поручительство
Вид обеспечения исполнения обязательств, при котором в случае невыполнения определённых обязательств одной стороной перед другой, третья сторона обязана обеспечить исполнение этих обязательств.

Поставщик
Лицо, участвующее в конкурсе и имеющее возможность поставлять государственному заказчику необходимые товары, услуги или работы.

Предварительный квалификационный отбор
Процесс, в ходе которого выбирают удовлетворяющих установленным требованиям к гражданской правоспособности и квалифицированных поставщиков.

Прием конкурсных заявок
Этап конкурса, на котором идёт приём и регистрация конкурсных заявок поставщиков.

Принципы государственных закупок
Правила осуществления закупок товаров, работ или услуг для государственных нужд.

Продукция
Предмет закупки (товары, работы или услуги).

Работы
Вид деятельности, где основным результатом является и подлежит оплате само выполнение работы.

Срок действия конкурсной заявки
Срок, в течение которого идёт приём конкурсных заявок.

Тендер (от англ. tender – торги, конкурс)
Конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации; предложение на строительство объекта, оказание услуг или поставку товаров при проведении торгов; закрытый конкурс.

Тендерная документация
Это документация, разработанная тендерным комитетом и содержащая техническую и коммерческую части.

Техническая часть тендерной документации представляет собой:

    Описание и общую информацию о предмете и объекте торгов, в которой указываются месторасположение и назначение объекта, его основные технико-экономические данные, наличие внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а также сроки строительства;

  • Информацию о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта;
  • Технические данные объекта, общие положения, генеральный план, архитектурно-строительная часть, включая чертежи с объемно-планировочными решениями, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание и основные характеристики технологического оборудования, а также требования экологической безопасности.
  • Подрядчик имеет право использовать другое оборудование с лучшими показателями, но не приводящее к ухудшению экологических показателей проекта в целом;
  • Организацию строительства;
  • Описание работ (по видам и группам работ).

Коммерческая часть тендерной документации включает требования в отношении:

    Цены и порядка ее определения;

  • Условий и сроков поставки;
  • Условий платежа и графика платежа;
  • Источника финансирования контракта;
  • Банковской гарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работ в соответствии с представляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.

По усмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документации может быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования ответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организации) за невыполнение своих обязательств, исходя из соображения экономической целесообразности.

Тендерная комиссия
Постоянно или временно действующий орган, специально создаваемый заказчиком для проведения тендера (тендеров).

Товары
Материальные объекты, в большей степени готовые к использованию по прямому назначению.

Торги
Способ заключения договора.

Упрощённые способы закупок
Способы закупок с упрощённой процедурой (закупка у одного источника, запрос котировок).

Услуги
Интеллектуальная деятельность, которая не имеет отношения к изменению свойств материальных объектов, и результаты такой деятельности.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер » широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке . Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

В последние годы понятие тендера прочно вошло в жизнь, приблизительное значение этого термина известно всем. Но все же, разобрать подробно и дать понятию тендер определение будет не лишним.

Столь популярное слово «тендер» является прямым заимствованием английского tender, которое означает торги или конкурс. Что интересно, законодательной базы под понятием «тендер» не существует – российские нормативные документы оперируют термином «конкурс», которое как нельзя более полно отражает суть процесса. Тем не менее, понятие тендера и его производные, такие как «тендерная комиссия», «тендерная заявка» и «тендерная документация» прочно вошли в обиход.

Историческая справка

Практика, называемая сегодня тендером, известна достаточно давно – еще в петровские времена подобная процедура применялась в России. После революции конкурсные торги перестали существовать – национализация промышленности и руководящая роль партии не оставили места для свободных конкурсов. Возобновилась система торгов в России только в 90-е годы и с тех пор динамично развивается.

В мировую практику понятие тендер, с детальной проработкой его структуры, привнесли США – практика конкурсных торгов была введена как один из методов борьбы с коррупцией и системой взяток, процветавшей в США в 50-х годах. Американцы постарались создать процесс, позволяющий сделать выбор поставщика максимально объективным, представив его в виде подробных пошаговых инструкциях проведения тендера.

Таким образом, процедура конкурсных закупок пришла в мировую практику. Идея пришлась ко двору и ее поддержала ООН: ЮНСИТРАЛ (комиссия по праву международной торговли) тщательно проработала и издала закон о закупках, касающийся как товаров, так и оказания услуг или проведения работ.

Закон был принят большинством стран и положен в основу при создании правил международных инвестиционных фондов.

К 60-м годам подобные конкурсы прочно вошли в мировую практику и в частном секторе экономики.

В случае госзакупок сегодня обязательным условием является проведение тендеров, как способа борьбы с коррупцией и определения наиболее выгодного поставщика. При этом, в зависимости от ряда факторов, применяют разные виды проведения торгов.

Основные виды тендеров

Невзирая на различие форм проведения, предмет тендера – это, прежде всего, запрос на поставку определенного продукта или услуги.

Законодательно оговорено применение различных процедур:

  • открытый тендер;
  • закрытый тендер;
  • двухэтапный тендер;
  • специализированный закрытый тендер;
  • запрос котировок;

Госзакупки проводятся через тендеры, как наименее предвзятый способ распределения заказов с заранее известными условиями и сроками, которые оговариваются в конкурсной документации. Получает госзаказ победитель конкурса– тот участник, предложение которого полностью соответствует условиям конкурсной документации и содержит наиболее интересное предложение. Бытующее мнение, что в тендерах всегда побеждает предложение с минимальной ценой, не соответствует действительности: цена предложения является одним из основных факторов, но не самым главным.

Современные тендеры квалифицируются согласно процедуры проведения: по числу возможных участников или по возможности внесения изменений в конкурсные требования.

Классификация торгов по допуску участников

По тому, какие участники допускаются к конкурсу, выделяют такие виды:

Открытый

В таком типе конкурса могут принять участие все желающие, о проведении таких торгов, в обязательном порядке заблаговременно, размещается информация в печатной периодике.

Свободный доступ к участию в торгах обеспечивает большое количество предложений и позволяет выбрать наиболее оптимальное предложение.

Открытый тип позволяет приобрести товар по наиболее подходящим условиям, так как именно открытые торги являются главным способом конкурсных закупок.

Тендер проводится или самим заказчиком, или лицом, им уполномоченным. Основным документом таких торгов является конкурсная документация. Ее распространяют бесплатно или по стоимости услуг по ее тиражированию и рассылке. В документации подробно расписывается сама процедура торгов, требования заказчика к продукту закупки и критерии отбора наиболее подходящего предложения.

Порядок проведения:

  1. Заявки для участия в тендере оформляются в соответствии с требованиями, прописанными в конкурсной документации. Кроме того, большое значение имеет соблюдение срока подачи документов. Заявка должна содержать, помимо описания предложения, описание гарантий, предоставляемых поставщиком. Это может быть банковская гарантия или договор поручительства.
  2. После того, как заявка на участие в конкурсе была принята, все поставщики принимают участие в публичном вскрытии заявок. При этом, озвучивается полный список конкурсантов и стоимость, указанная в их предложениях.
  3. После оглашения всей информации в задачу конкурсной комиссии входит проверка предоставленной документации на соответствие заявленным требованиям. Помимо всего прочего, проверка включает в себя вопрос квалификации поставщика и правомочности его действий.
  4. Завершается все определением победителя и заключением с ним контракта на поставку. Не всегда переговоры с победителем конкурса завершаются успешно и приводят к контракту. Зная о такой возможности, организаторы не теряют из вида поставщика, сделавшего второе по выгодности предложение.

Закрытый

Интересная форма конкурса – участвовать могут исключительно приглашенные поставщики. Применяется в случае закупок для нужд безопасности или обороны, когда закупки могут быть связаны с государственной тайной или если закупается технически сложное оборудование, которое имеет узкий круг поставщиков.

Закупки, которые проводятся через закрытый конкурс, должны быть согласованны с определенными государственными структурами для получения подтверждения правомочности проведения закрытого тендера.

Порядок проведения:

  1. Заказчик рассылает ограниченному числу лиц приглашения принять участие в тендере. После этого заинтересованный поставщик запрашивает конкурсную документацию и в полном согласии с ее требованиями готовит свое предложение.
  2. Поставщики имеют право задавать любые вопросы заказчику, позволяющие им сформулировать свое предложение наиболее выгодно.
  3. После, готовые предложения направляются на адрес заказчика, где принимаются и регистрируются. Заказчикам предоставляется расписка о получении конкурсной документации.
  4. Конверты с предложениями также вскрываются в присутствии заказчиков, предложения рассматриваются, и поставщик с самым подходящим предложением приглашается для заключения контракта.

Закрытый тендер представляет собой конкурс с целью определения поставщика с наиболее благоприятными условиями для подписания контракта на поставку.

В закрытых тендерах могут принять участие только те поставщики товаров и услуг, которые получили официальное приглашение на участие в торгах, так как объявления о проведении закрытых торгов не публикуется и не распространяется через средства массовой информации.

Классификация торгов по возможности изменения требований конкурса

Существует форма конкурса, когда возможно вносить изменения в требования к предмету поставки в результате обсуждения заявок участниками торгов и их организаторами.

Одноэтапный

В данной форме конкурса, переговоры не предусмотрены, а участники подают документы как для участия в тендере, так и с расчетом стать победителем.

Двухэтапный

Такие торги могут быть как открытыми, так и закрытыми. Такая форма торгов применяется в случае, когда заказчик в связи со сложностью закупаемой продукции не может окончательно сформулировать необходимые требования к предмету закупки. В этом случае на первом этапе заказчик определяет с поставщиками их возможности в решении задачи. Заказчик изучает поступившие предложения, которые не содержат цен, корректирует свои требования и вносит дополнения и изменения в конкурсную документацию. Второй этап конкурса проходит с тем же числом участников, которые повторно предоставляют свои предложения, но уже доработанные с учетом изменений в конкурсной документации и содержащие цены на предложение.

Двухэтапные торги достаточно редко применяются именно из-за затянутости самой процедуры, но в случае закупки дорогостоящего сверхсложного или уникального оборудования данный подход себя полностью оправдывает.

Другие виды конкурсных закупок

В то время, как тендер позволяет приобрести товар по наиболее благоприятной цене (далеко не всегда самой низкой), существует упрощенная форма торгов – запрос котировок.

Когда удобно опираться на котировки

В случае закупок серийных продуктов небольших объемов принята практика котировки цен – суть конкурса при этом остается, а вот документооборот упрощается очень сильно.

Данная схема очень продуктивно зарекомендовала себя при небольших объемах закупки – сравнивание нескольких ценовых предложений известных продуктов позволяет выявить предложение с минимальной ценой, что применительно к подобным закупкам является оправданным.

Заказчик выбирает лучшее ценовое предложение из полученных им котировок цен и предлагает поставщику заключить контракт на поставку. Следует заметить, что выбирать можно не менее, чем из трех предложений.

error: Content is protected !!