Собственником имущества унитарного предприятия является государство. Государственные и муниципальные унитарные предприятия — создание. Имущество унитарных предприятий

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность - специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

Созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

Сохранением права собственности на имущество за учредителем;

Закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

Неделимостью имущества;

Отсутствием членства;

Единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

Необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

Осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

Обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий - решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП

Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации)

Муниципальное унитарное предприятие - МУП (Муниципального образования)

Государственное предприятие – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяйственной деятельности (создание материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг и т.п.).

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверждает и учредительный документ предприятия – его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

Предусмотрено, что правовой статус государственных предприятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

33Муниципальное предприятие.

Государственные и муниципальные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, составляют значительную часть унитарных предприятий.

муниципального предприятия - 1 000 МРОТ (ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

Государственные и муниципальные предприятия могут создаваться для проведения научной и научно-технической деятельности, разработки и изготовления продукции, находящейся в сфере национальных интересов государства и обеспечивающей национальную безопасность, производства изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной продукции.

Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, а недвижимым - с согласия собственника имущества.

Собственник государственного и муниципального предприятия:

Принимает решение о создании предприятия;

Определяет цели и предмет (виды) его деятельности;

Дает согласие на участие предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

Определяет порядок утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Утверждает устав предприятия;

Принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;

Формирует уставный фонд предприятия;

Назначает на должность руководителя предприятия и заключает с ним трудовой договор;

Дает согласие на назначение главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую отчетность предприятия;

Утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение;

Дает согласие на создание филиалов и представительств;

Дает согласие на участие предприятия в других организациях;

Принимает решение о проведении аудиторских проверок и решает многие другие вопросы деятельности предприятия.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Унита́рное предприя́тие - особая организационно-правовая форма юридического лица . Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Российская Федерация

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 (ред. от 13.07.2015) № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

УП - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям .

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ , муниципального - не менее чем 1000 МРОТ .

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит . При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 161-ФЗ от 14.11.2002, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами , поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления . Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011. В части расходовании предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, по Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014г). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года №94-ФЗ .

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

СНГ

В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП ), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Примеры

  • ФГУП «Почта России »
  • ФГУП «Конструкторское бюро "Арсенал" имени М. В. Фрунзе »
  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ »
  • ФГУП «НПЦ газотурбостроения "Салют" »
  • ФГУП «Киноконцерн "Мосфильм" »
  • ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания »
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть »
  • ФГУП « »
  • ФГУП «»

См. также

Напишите отзыв о статье "Унитарное предприятие"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Унитарное предприятие

– Ну, скажи ты этому болвану, – отвечал он на запрос от вотчинного департамента, – чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади – пускай едут во Владимир. Не французам оставлять.
– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.
Растопчин чувствовал это, и это то раздражало его. Полицеймейстер, которого остановила толпа, вместе с адъютантом, который пришел доложить, что лошади готовы, вошли к графу. Оба были бледны, и полицеймейстер, передав об исполнении своего поручения, сообщил, что на дворе графа стояла огромная толпа народа, желавшая его видеть.
Растопчин, ни слова не отвечая, встал и быстрыми шагами направился в свою роскошную светлую гостиную, подошел к двери балкона, взялся за ручку, оставил ее и перешел к окну, из которого виднее была вся толпа. Высокий малый стоял в передних рядах и с строгим лицом, размахивая рукой, говорил что то. Окровавленный кузнец с мрачным видом стоял подле него. Сквозь закрытые окна слышен был гул голосов.
– Готов экипаж? – сказал Растопчин, отходя от окна.
– Готов, ваше сиятельство, – сказал адъютант.
Растопчин опять подошел к двери балкона.
– Да чего они хотят? – спросил он у полицеймейстера.
– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.
Несколько секунд, пока молодой человек устанавливался на ступеньке, продолжалось молчание. Только в задних рядах сдавливающихся к одному месту людей слышались кряхтенье, стоны, толчки и топот переставляемых ног.
Растопчин, ожидая того, чтобы он остановился на указанном месте, хмурясь потирал рукою лицо.
– Ребята! – сказал Растопчин металлически звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва.
Молодой человек в лисьем тулупчике стоял в покорной позе, сложив кисти рук вместе перед животом и немного согнувшись. Исхудалое, с безнадежным выражением, изуродованное бритою головой молодое лицо его было опущено вниз. При первых словах графа он медленно поднял голову и поглядел снизу на графа, как бы желая что то сказать ему или хоть встретить его взгляд. Но Растопчин не смотрел на него. На длинной тонкой шее молодого человека, как веревка, напружилась и посинела жила за ухом, и вдруг покраснело лицо.
Все глаза были устремлены на него. Он посмотрел на толпу, и, как бы обнадеженный тем выражением, которое он прочел на лицах людей, он печально и робко улыбнулся и, опять опустив голову, поправился ногами на ступеньке.

Не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:
  • созданием путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

  • необходимость использования имущества, которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами и , . Права и обязанности работников определяются прежде всего . Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество , выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУП ы и МУП ы);
  • либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУП ы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия , основанные на праве оперативного управления , — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;
  • неиспользованное имущество;
  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия . Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • , полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества , закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения , осуществляются путем продажи имущества на аукционе . Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Программы деятельности унитарных предприятий

Взаимоотношение государственного унитарного предприятия с собственником регламентируется постановлением Правительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУПов» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которые представлены на рис. 1.

Рис. 1. Порядок утверждения программы деятельности унитарного предприятия

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • - внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • - развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • - строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • - проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Обычные компании, находящиеся в частной собственности, воспользоваться унитарной формой не могут.

Что это за форма деятельности?

ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:

  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:

  • его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
  • оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
  • для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
  • организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
  • она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
  • у предприятия только один учредительный документ — устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.

Основные положения о данной организационно-правовой форме согласно ГК РФ вы можете узнать из следующего видео:

Разновидности структур

Действовать в данной правовой форме могут исключительно предприятия:

  • Государственные . Величина их уставного фонда не может быть меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Причем, МРОТ, используемый при определении фонда, обязан соответствовать той его величине, которая закреплена законодательно (т. е. федеральным законом) и действительна на момент регистрации.
  • Муниципальные . Их уставный капитал должен быть 1 тысяч МРОТ и более. Его величина определяется аналогично.

Уставный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также активов, которые имеют денежную оценку. К таким активам относятся ценные бумаги, имущественные права и иное.

А вот у казенного УП уставной капитал совсем отсутствует. Создается такая структура на основе муниципального или государственного имущества, но только в случаях, обозначенных федеральным законом №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», в частности:

  • если значительная доля оказываемых организацией услуг или выпускаемой ею продукции идет на удовлетворение федеральных, муниципальных или региональных потребностей;
  • если необходимо использовать имущество, приватизировать которое невозможно по закону;
  • если требуется производство продукции, оборот которой ограничен или которая полностью изъята из свободного обращения и т. д.

Кроме того, УП могут быть основанными на праве:

  • Хозяйственного ведения . К ним относятся муниципальные, государственные региональные или федеральные предприятия.
  • Оперативного управления . К таким относят казенные предприятия любой государственной формы собственности.

Учредители и учредительные документы

В качестве учредителя могут выступать:

  • Российская Федерация.
  • Любой российский субъект.
  • Любое муниципальное образование РФ.

Решение об образовании федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральным исполнительным органом , в компетенции которого есть такое право.

Решение о создании регионального государственного или муниципального УП принимает соответствующий орган гос. власти в регионе РФ или в местном самоуправлении , но при условии, что у данных структур есть подобная компетенция.

Что касается создания казенной структуры, то:

  • предприятие федерального значения учреждает Правительство РФ;
  • регионального – государственный орган власти субъекта РФ;
  • муниципального – на основании решения органа местного самоуправления.

Учредители УП не только передают ему имущество, но и утверждают его устав, в котором должна найти отражение следующая информация:

  • все названия предприятия (включая полное и сокращенное);
  • его местонахождение, т. е. адрес регистрации;
  • все о деятельности – ее направления, цели и т. д.;
  • о собственнике, передавшем ему имущество;
  • название руководящей должности – генеральный директор, или просто директор, или руководитель;
  • порядок, по которому происходит назначение на эту руководящую должность и по которому осуществляется заключение трудовых отношений и их прекращение;
  • о фондах, которые создают или собираются создать на предприятии — указываются их наименования, размеры, а также правила их формирования и расходования.

Помимо этой и иной информации, которая должна быть отражена в уставе на основании закона, дополнительно еще указывается:

  • величина, источники и порядок формирования уставного фонда;
  • направления, на которые может расходоваться прибыль, полученная организацией от своей деятельности. Данные сведения должны быть обязательно отражены в учредительных документах муниципальных и государственных УП;
  • в уставе казенной структуры – информация о порядке расходования полученных ею доходов.

Права, обязанности и ответственность участников

Помимо того, что собственниками имущества принимается решение о создании УП (о его реорганизации либо ликвидации), определяются направления его деятельности, формируется его фонд, разрабатывается устав и назначается на должность руководитель, они также:

  • согласовывают принятие на работу или увольнение главного бухгалтера;
  • утверждают всю бухгалтерскую отчетность предприятия и его отчеты;
  • дают согласие по поводу использования недвижимости;
  • дают разрешение на совершение сделок, если это право предусмотрено действующим законодательством;
  • контролируют целевое применение имущества, которое принадлежит УП, и его сохранность;
  • утверждают финансово-экономические планы и контролируют их осуществление;
  • разрешают открывать обособленные подразделения, но только в виде филиалов и (или) представительств;
  • дают разрешение на участие в других юридических лицах;
  • решают вопрос о проведении аудита, о выборе в связи с этим аудиторской компании и величине ее вознаграждения за проверку;
  • решают множество других вопросов, которые приведены в законе №161-ФЗ.

В дополнение к вышеуказанным правомочиям собственник имущества казенных структур может:

  • изымать данное имущество, если предприятием оно не используется вовсе или же используется, но не по назначению;
  • утверждать направления производимых организацией расходов и использование получаемых ею доходов;
  • обязывать к осуществлению заказов по товарным поставкам или по оказанию услуг с целью обеспечения нужд муниципального или государственного масштаба.


Несмотря на то, что контроль всех сфер деятельности УП осуществляется собственником его имущества, ответственность за понесенные убытки возлагается только на его руководителя :

  • в случае, если эти убытки стали причиной его действий или наоборот бездействия;
  • в порядке, установленном действующими нормативными актами. В частности, ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, Трудовым кодексом РФ (ст. 81, п. 9), федеральным законом «О банкротстве» №127-ФЗ (ст. 226) и прочими документами;
  • у учредителя есть также право подать в суд на взыскание убытков с руководителя.

Стоит остановиться еще на одном аспекте, который касается ответственности по обязательствам:

  • Унитарное предприятие берет на себя ответственность исключительно по своим долгам, причем всем своим имуществом. А вот обязательства его учредителя предприятия не касаются, как и учредителя не касаются долги созданной им организации.
  • Однако на собственника имущества казённого УП распространяется субсидиарная ответственность по задолженностям этой структуры, но только в том случае, если ее имущества для погашения имеющихся обязательств не хватает.

Цель деятельности

Как уже отмечалось ранее, УП – это коммерческая организация. А согласно Гражданскому Кодексу РФ (статье 50), коммерческие юридические лица главной целью своей работы видят лишь извлечение прибыли.

Однако цель создания данных структур заключена не только в получении дохода, на часть которого имеет право их учредитель, но и в решении таких задач, как:

  • использование имущества, которое нельзя приватизировать по закону;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны;
  • ведение деятельности в научно-технической и научной сферах, которая направлена на обеспечение государственной безопасности;
  • производство продукции, обращение которой ограничено или которая полностью изъята из свободного оборота;
  • обеспечение нужд муниципалитетов, регионов и государства;
  • достижение иных целей, которые определены в федеральном законе №161-ФЗ, в статье 8.

Имущество

Прежде всего, переданное предприятию имущество не признается его собственностью , а используется им в порядке оперативного управления или хозяйственного ведения. Оно не может быть разделено на паи, вклады или иным образом. Но при этом оно обособлено от его собственника.

Имущество, имеющееся у УП, может быть сформировано за счет:

  • активов, которые закреплены их собственником за предприятием;
  • доходов, которые получены организацией в ходе ее деятельности и на часть которых имеет право собственник;
  • иных ресурсов, которые пополняются из различных источников, но не противоречащих нормам действующего законодательства.

В случае, если право собственности на предприятие (за исключением казенного) как имущественный комплекс переходит к другому собственнику, то указанная структура оставляет за собой имущество, переданное ей в рамках хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок распоряжения имуществом прописан в статьях 18-19 закона №161-ФЗ. В частности:

  • Недвижимость без согласия ее собственника нельзя сдавать в аренду, превращать в залог и т. д.
  • Движимым имуществом (при условии, что оно принадлежит структуре на праве хозяйственного ведения) УП может распоряжаться самостоятельно (за исключением казённого учреждения).
  • Казенные организации обязаны согласовывать направления использования любого имущества со своими учредителями.

Преимущества и недостатки

Неудобство унитарной правовой формы заключается в том, что:

  • направления деятельности, ее цели и предмет определяет собственник имущества;
  • кроме того, им регулируется большая часть принимаемых решений. Даже любые сделки необходимо с ним согласовывать;
  • часть прибыли предприятие обязано ежегодно перечислять в бюджет того уровня, к которому относится его учредитель (регион, муниципальное образование, федеральный);
  • все показатели финансово-экономических планов утверждаются и контролируются учредителем.

Однако в такой зависимости организации есть и свои достоинства:

  • она может работать в той сфере, которая закрыта для обычных коммерческих структур;
  • она оснащается имуществом, которое не доступно для частных компаний;
  • всегда есть работа, направленная на удовлетворение потребностей государства, региона или муниципалитета.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

error: Content is protected !!