Социальная поддержка отдельных категорий граждан. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Что входит в меры социальной поддержки

  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"
  • Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого риска
  • Меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Меры социальной поддержки и льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
  • Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам)
  • Положениями Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" определены следующие подходы к предоставлению мер социальной поддержки граждан:

    • Профессиональный подход предусматривает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям государственных служащих в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности, в частности:
      • военнослужащим;
      • судьям;
      • должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
      • судебным приставам;
      • сотрудникам органов безопасности и внешней разведки, таможенных органов, органов пожарной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
      • Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты указанных категорий госслужащих регулирует федеральное законодательство:
        • Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
        • Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах";
        • Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
        • Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
        • Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и другие.
    • Категориальный подход предусматривает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан независимо от их профессиональной принадлежности. Более подробно меры социальной поддержки отдельных категорий граждан изложены на страницах по вышеприведенным ссылкам.
    • Адресный подход предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам с учетом их доходов независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности.

    Предоставление мер социальной поддержки гражданам носит преимущественно заявительный принцип, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган местного самоуправления о предоставлении мер социальной поддержки.

    Новости по теме

    • В Госдуме объяснили, зачем информировать россиян о положенных им льготах

      Президент России Владимир Путин подписал закон, который наделяет россиян правом самостоятельно выбирать, как их будут информировать о полагающихся им льготах. В Госдуме объяснили необходимость этого нововведения.

    • Как граждан будут информировать о положенных льготах

      Очень многие граждане, особенно пожилые люди, не знают точно, на какие льготы они имеют право или узнают о них совсем не сразу. Со следующего года все должно измениться: мы будем получать уведомления о том, какие нам положены меры социальной поддержки. Эта информация будет доступна 70-80% их потенциальных...

    • Госдума приняла закон об информировании граждан о льготах

      Россиянам станет проще узнавать о положенных им льготах и других мерах соцподдержки: вводится специальный механизм информирования граждан. Закон об этом одобрила Госдума.

    Последние федеральные новости по соцподдержке

    • Две тысячи абитуриентов смогут подготовиться к поступлению в вуз бесплатно

      Вступил в силу порядок приема граждан на подготовительные отделения вузов, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования.

    • В ЦБ пояснили механизм перехода "молчунов" в новую пенсионную схему

      Сроки перевода пенсионных накоплений, сделанных до 2014 года, в новую пенсионную схему - гарантированный пенсионный план (ГПП) - будут разными для "молчунов" и клиентов негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Но в любом случае потери инвестиционного дохода, как в действующей системе при досрочных переходах, будут исключены.

    • В ЦБ оценили доход потенциальных участников новой пенсионной схемы

      Новая пенсионная схема - гарантированный пенсионный план - нацелена на средний класс, в большей степени заинтересует граждан с месячным доходом от 45 тысяч рублей на человека в семье, считает первый зампред Банка России Сергей Швецов.

    В России законодательством выделены различные категории социально незащищенных слоев населения. Люди, которые по объективным причинам не могут сами себя обеспечивать, могут претендовать на помощь со стороны государства. В статье перечисляются виды социальной помощи и поддержки, а также те, кто может на них претендовать.

    Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

    Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

    • охрана труда и здоровья людей;
    • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
    • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
    • развитие системы социальных служб;
    • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

    Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

    Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.

    С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.

    Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:

    • социальная помощь – выплата пособий, компенсаций, субсидирование, и другие меры, которые помогают человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основное отличие социальной помощи – она оказывается регулярно;
    • социальная поддержка – мероприятия, которые помогают снизить влияние жизненных трудностей. Такие мероприятия единичны, что отличает их от социальной помощи.

    Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.

    Виды мер социальной защиты со стороны государства

    Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

    Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

    • Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
    • Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
    • Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
    • Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
    • Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
    • Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
    • Прочие меры социальной защиты

    Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина» . В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2018 году составляет 9868 рублей.

    Таким образом, государство предлагает разные виды помощи гражданам и семьям, которые социально не защищены или нуждаются в помощи.

    Кто может претендовать на социальную защиту

    Законодательство Российской Федерации предусматривает, что помощь и поддержку от государства может получить самый широкий круг нуждающихся. Рассмотрим, какие категории населения могут претендовать на помощь и поддержку от государства.

    Участники, ветераны и инвалиды ВОВ и других военных действий, их семьи имеют право на такие меры социальной защиты, как:

    • ежемесячная социальная выплата в зависимости от статуса;
    • для инвалидов войны – дополнительная пенсия по инвалидности;
    • бесплатное жилье от государства (если участник ВОВ не имеет своего);
    • компенсация половины стоимости коммунальных услуг;
    • бесплатное изготовление и установка протезов;
    • расширенные гарантии бесплатной медицинской помощи;
    • помощь социальных работников.

    После смерти ветерана войны большая часть его социального пакета переходит к его родственникам – супругам, родителям и иждивенцам. Узники концлагерей приравниваются в правах к участникам войны.

    Труженикам тыла во время ВОВ выплаты устанавливаются на уровне региона, льготы определяются федеральным законодательством. Согласно законодательству, перечень мер поддержки такой:

    • скидка в 50% на лекарства, приобретаемые по рецепту;
    • бесплатная медицинская помощь;
    • бесплатные зубные протезы и стоматологическое вмешательство;
    • скидка в 50% на оплату ЖКХ;
    • санаторное и курортное лечение (при наличии медицинских показаний);
    • бесплатный проезд (на любом виде транспорта в городе при наличии социальной карты).

    Большинство регионов также устанавливает ежемесячные денежные выплаты, а также может оказать помощь в решении жилищных проблем.

    Читайте также:

    Транспортный налог в 2020 году: каких изменений стоит ждать

    Инвалиды

    Инвалиды – очень обширная категория населения. Инвалидность подразделяется в зависимости от тяжести на 3 группы, а также выделяют детей-инвалидов. Размеры льгот и выплат для инвалидов существенно различаются в зависимости от группы. В целом, инвалиды в России претендуют на такие виды помощи от государства:

    • социальная пенсия по инвалидности – если инвалид не достиг пенсионного возраста, либо не имеет необходимого трудового стажа для начисления страховой пенсии. Не зависит от того, работает ли получатель;
    • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ);
    • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – для инвалидов ВОВ и пострадавших во время боевых действий;
    • федеральная социальная доплата (ФСД) – выплачивается, если сумма остальных платежей не покрывает прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан;
    • обеспечение протезами;
    • набор социальных услуг – лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к нему. Можно заменить на денежную выплату;
    • налоговые льготы и налоговые вычеты;
    • льготы на оплату услуг ЖКХ (оплата половины стоимости);
    • получение вне очереди земельных участков, жилья в аренду или социальный найм.

    Семьи, имеющие детей-инвалидов, также получают социальную пенсию, ЕДВ и имеют льготы на оплату услуг ЖКХ.

    Отдельные регионы и населенные пункты устанавливают для инвалидов дополнительные доплаты, материальное обеспечение и другие виды помощи.

    Безработные – это те граждане, которые не имеют работы и зарегистрировались в органах службы занятости. Согласно законодательству РФ, безработные претендуют на такие формы помощи:

    • пособие по безработице;
    • материальная помощь (устанавливается регионами);
    • единовременная субсидия на открытие собственного бизнеса.

    Важно, что получать пособие по безработице можно ограниченное время и при определенных условиях. В каждом отдельном регионе могут устанавливаться надбавки к пособию по безработице.

    Граждане пожилого возраста, если они не имеют достаточного трудового стажа для начисления страховой пенсии, могут претендовать на социальную пенсию.

    Кроме того, для одиноких и одиноко проживающих пожилых людей государство гарантирует оказание социальных услуг социальными работниками. Для малообеспеченных пожилых людей оказывают помощь разового характера – обеспечение продуктами питания, помощь в оформлении документов, и т.д.

    Для тех пожилых людей, которые нуждаются в постоянной помощи, организуется стационарное обслуживание (дома престарелых), где оказываются все необходимые услуги.

    Ветераны труда – это те люди, которые начали трудовую деятельность во время ВОВ в несовершеннолетнем возрасте и на настоящий момент имеют не менее 40 лет стажа для мужчин и 35 лет – для женщин (либо награждены соответствующими званиями). Кроме льготных прав, которые есть у всех пенсионеров, ветераны труда имеют также следующие права:

    • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта.
    • оплата коммунальных услуг в размере 50% стоимости;
    • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных учреждениях здравоохранения;
    • ежемесячная денежная выплата (устанавливается регионами).

    Дополнительно регионы могут устанавливать и другие виды льгот и доплат для ветеранов труда.

    Лица, отмеченные государственными наградами

    Лица, отмеченные государственными наградами также имеют право на определенные льготы и выплаты. Суммы выплат зависят от статуса награды. Так, Герой РФ вправе претендовать на повышенную пенсию в размере порядка 75 тысяч рублей (по состоянию на 2018 год). Кроме того, награжденные государственными наградами претендуют на такие льготы:

    • отсутствие платы за услуги ЖКХ;
    • предоставление бесплатных лекарств по рецепту доктора;
    • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
    • бесплатные путевки в санатории, включая питание и билеты на проезд к месту терапии;
    • право на получение земельного участка и расширение жилплощади.

    При этом конкретные условия получения льгот и выплат зависят от самой награды и прописаны в законодательстве России.

    Молодые специалисты, к которым обычно относят молодых врачей и учителей, имеют право на выплаты. В частности, молодые учителя имеют право на такую помощь:

    • подъемные выплаты – единоразовые выплаты при переезде на новое место работы;
    • льготы при оформлении ипотеки – компенсируется часть процентной ставки;
    • помощь в обеспечении жильем.

    Для молодых специалистов сферы здравоохранения предлагаются Государственные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Первая программа предполагает выплату молодым докторам в размере 1 миллиона рублей при переезде на работу в село. Вторая программа реализуется в некоторых регионах и предполагает аналогичные выплаты молодым фельдшерам в размере 500 тысяч рублей.

    Все беременные женщины получают льготы и компенсации, независимо от того, имеют ли работу. К мерам поддержки государством рождения детей относят следующие:

    • пособие за раннюю постановку на учет;
    • родовой сертификат;
    • единовременное пособие при рождении ребенка (выплачивается один раз после рождения ребенка, за счет государства или работодателя);
    • пособие по беременности и родам;
    • пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет;
    • ежемесячное пособие на третьего ребенка до 3 лет;
    • региональные детские пособия до 18 лет;
    • компенсация за непредоставление места ребёнку в детском саду;
    • материнский капитал (на второго, третьего или более детей).

    Как видно, государство предусматривает достаточно большой объем помощи при рождении детей.

    Помощь многодетным семьям основывается на нормативных актах местных органов власти, которые определяют, какие семьи относятся к многодетным. Но при этом перечень льгот для таких семей утвержден на федеральном уровне:

    • льгота в 30% на оплату коммунальных услуг;
    • бесплатная медикаментозная помощь детям до 6 лет;
    • субсидии на питание в учебных заведениях;
    • бесплатные наборы школьной и спортивной формы;
    • бесплатное посещение культурных мест и учреждений раз в месяц;
    • бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте
    • бесплатное образование для родителей из многодетных семей
    • скидки на земельный налог, арендную плату и оплату регистрационного сбора (если многодетная семья занимается фермерской или коммерческой деятельностью).

    Читайте также:

    Открытие своей компании на Кипре – реально ли это?

    На региональном уровне устанавливаются размеры таких выплат для многодетных семей:

    • ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей;
    • ежемесячная выплата от полутора до семи лет на каждого несовершеннолетнего ребенка;
    • ежемесячная социальная выплата матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию;
    • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • ежемесячная денежная выплата малообеспеченным семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;
    • ежемесячная выплата женщинам, которым присвоено почетное звание «Мать-героиня»;
    • единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей.

    Таким образом, для многодетных семей предоставляются также многочисленные льготы и выплаты, что нужно для улучшения условий жизни детей в таких семьях.

    Дети до 16 лет

    Государство выплачивает пособия на детей до полутора лет или в некоторых случаях до трех лет. Однако дети, не достигшие 16 лет, также могут претендовать на выплаты. Основанием для них является ситуация, когда доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Государство доплачивает недостающую сумму до прожиточного минимума.

    Потерявшие кормильца

    Помогает государство и тем родственникам, которые потеряли кормильца. Дети и нетрудоспособные родственники после смерти кормильца могут претендовать на:

    • получение пенсии – социальной, страховой или государственной (в зависимости от статуса умершего);
    • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта;
    • для школьников предоставляется двухразовое бесплатное питание;
    • скидка на услуги ЖКХ в размере 50%;
    • бесплатное посещение культурных мероприятий;
    • право на бесплатную медицинскую помощь;
    • приобретение лекарств на льготных условиях или бесплатно;
    • для детей до двух лет предоставляется бесплатное питание на молочной кухне.

    Однако в еще более серьезной помощи и поддержке нуждаются дети-сироты – лишившиеся обоих родителей. Дети-сироты в России получают такие виды помощи:

    • пенсия;
    • полностью бесплатное медицинское лечение;
    • регулярная выдача путевок в летний лагерь оздоровительного типа, в том числе бесплатная доставка к месту отдыха и обратно;
    • бесплатное получение среднего профессионального или высшего образования;
    • ежегодная помощь в размере трех стипендий на покупку учебных материалов – для учащихся;
    • бесплатное питание в государственных учебных заведениях;
    • предоставление собственного жилья или в соответствии с договором социального найма к моменту достижения совершеннолетия.

    Дополнительно для сирот могут устанавливаться льготы на уровне региона – бесплатный проезд в транспорте, дополнительные выплаты, скидки при оплате услуг ЖКХ.

    Малообеспеченные граждане и семьи

    Малообеспеченные граждане и семьи получают такой статус в соответствии со своими доходами (если они ниже прожиточного минимума в регионе). Малоимущие семьи могут получать такие выплаты:

    • ежемесячные пособия на ребенка (также в некоторых регионах есть дополнительные выплаты);
    • возможность в порядке очереди получить в пользование жилье по договору социального найма;
    • социальная ипотека по льготной стоимости;
    • субсидия владельцам и нанимателям жилья;
    • налоговые льготы и вычеты;
    • региональный материнский капитал (в некоторых субъектах).

    Малоимущие, а также некоторые другие категории семей могут быть отнесены к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти семьи становятся на учет в соответствующем местном органе власти и получают порядковый номер в очереди. Отдельные категории получают жилье в первую очередь или вне очереди (дети-сироты, «Чернобыльцы», судьи и прокуроры).

    Потребность в собственном отдельном жилье возникает и у молодых семей. Молодые семьи с детьми и без них имеют право:

    • на получение субсидии на покупку квартиры;
    • получение земельного участка;
    • получить субсидию на строительство дома;
    • воспользоваться социальной ипотекой;
    • использовать ипотеку по сниженным процентным ставкам;
    • на льготы по коммунальным платежам;

    Государственная субсидия может покрыть до 70% от стоимости приобретаемого жилья, а за счет Материнского капитала оплатить первоначальный взнос по ипотечному кредиту или оплатить часть основного долга.

    Реабилитированные жертвы политических репрессий

    Реабилитированным жертвам политических репрессий устанавливаются льготы и социальные выплаты. Реабилитированные получают право претендовать на материальную компенсацию понесенных потерь:

    • предоставление за счет государства жилого помещения, если доказана потеря жилья по вине прежних властей;
    • получение денежной компенсации в случае ограничения свободы передвижения (нахождения в тюрьме или в психиатрической лечебнице), а также за потерянное недвижимое имущество, если вернуть его не представляется возможным;
    • бесплатный проездной на все виды городского общественного транспорта (либо проезд без приобретения билета по удостоверению);
    • предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке;
    • устройство в дома для престарелых;
    • скидка на приобретение лекарственных средств по рецепту врача.

    Частично эти меры оплачиваются федеральным бюджетом, частично – финансируются на уровне региона.

    Лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС, стихийных и техногенных катастроф получают помощь от государства. Льготы чернобыльцам могут значительно отличаться в зависимости от основания для присвоения статуса, наличия группы инвалидности и степени полученного облучения.

    Социальная поддержка - специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

    Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).

    1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);

    2) малоимущие;

    3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

    Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.

    Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

    Виды программ социальной поддержки:

    1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;

    2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.

    Социальное обслуживание - механизм осуществления социальной поддержки.

    Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению со-циальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Главное звено организации социального обслуживания населе-ния — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллек-тив), малый город без административного деления.

    Функции управления вопросами социального обслуживания насе-ления на подведомственной территории осуществляют органы соци-альной защиты населения.

    Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон-ного представителя.


    Принципы социального обслуживания:

    1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;

    2. доступности;

    3. добровольности;

    4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

    5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;

    6. гуманности , доброжелательности, соблюдения конфиденциаль-ности в работе;

    7. профилактической направленности;

    8. законности и учета международных стандартов.

    Цель создания системы социального обслуживания - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя ком-плекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.

    Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособны-ми членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.

    Социальная служба - система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Работники социальной службы - лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

    Одно из требований - все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру вы-полняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.

    Клиент социальной службы - человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в соци-альном обслуживании.

    Социальная работа - разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

    Виды социального обслуживания:

    1. Материальная помощь , предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости; специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

    2. Социальный патронажграждан и семей , нуждающихся в посто-янном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении меди-цинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.

    3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, час-тично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых ус-ловий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, ухо-дом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

    4. Предоставление временного приюта гражданам без определенно-го места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.

    5. Организация дневного пребывания в учреждении социального об-служивания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранив-шим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жиз-ненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального об-служивания.

    6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области соци-ально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизне-деятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

    7. Реабилитационные услуги . Социальные службы оказывают по-мощь в профессиональной, социальной, психологической реабилита-ции гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилита-ционную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с об-щественно опасным поведением.

    Функции социального обслуживания:

    а) функция социальной помощи, которая включает:

    Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (фи-нансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся вре-менного жилья и т.п.;

    Профилактику бедности: создание семьям условий для самосто-ятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринима-тельства;

    Надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в посто-роннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лече-ние, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

    Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогу-лочные группы и т.п.);

    Организация совместно с органами народного образования вре-менного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечи-тельство), усыновление;

    б) функция консультировании:

    Консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

    Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

    Подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

    Родительский медико-психологический всеобуч;

    в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:

    Социальную, медико-психологическую реабилитацию несовер-шеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

    Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и под-ростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;

    г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

    Предоставление клиенту информации, необходимой для разре-шения сложной жизненной ситуации;

    Распространение среди населения медико-психологических, пе-дагогических и иных знаний;

    Изучение специалистами по социальной работе, специально со-зданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;

    д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоле-нию последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

    Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвы-чайных программ;

    Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходи-мости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью про-фессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.

    Источники финансирования социальных служб:

    Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

    Поступлений из фонда социальной поддержки населения в ре-зультате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

    Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

    Перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

    Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

    От платных услуг и от хозяйственной деятельности уч-реждений и предприятий службы;

    Доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

    Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

    Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

    Вопросы для самоконтроля

    2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддерж-ки населения и муниципальном образовании?

    3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

    4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?

    Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами.

    К компетенции РФ отнесена социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий и др. Указанным категориям граждан предоставлено право сохранить прежние льготы по бесплатному проезду на транспорте, бесплатному получению лекарств и предметов медицинского назначения, по санаторно-курортному лечению или заменить их денежными выплатами.

    Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.

    Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

    Обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

    Предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;

    Не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

    Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание.

    Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г. (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)

    В соответствии со ст.2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой обозначают систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, за исключением пенсионного обеспечения. Эта система регулируется законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичное определение содержится в ст.4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Таким образом, социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям). Следует согласиться с позицией М.В.Филипповой. Замена понятия «льготы» термином «социальная поддержка», имеющим иное содержание, «деформировала используемый в законодательстве о социальном обеспечении понятийный аппарат» (Филиппова М.В.

    (ред.). Право социального обеспечения. М: Юристъ, 2006. С.412.).

    Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды (Приложение. Рис.43, 44.):

    Ежемесячную денежную выплату;

    Иные денежные выплаты;

    Полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;

    Набор социальных услуг.

    Меры социальной поддержки предоставляются без учета материального положения лиц, имеющих на них право.

    Рисунок 43. Субъекты социальной поддержки

    Рисунок 44. Меры социальной поддержки

    2. Ежемесячная денежная выплата

    Право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории «федеральных льготников»:

    1) инвалиды войны;

    2) участники Великой Отечественной войны;

    3) ветераны боевых действий;

    4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

    5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

    6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

    7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

    Если гражданин имеет одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, то назначается одна – более высокая по размеру.

    Ежемесячная денежная выплата установлена в размерах:

    1) инвалидам войны – 2683 руб.;

    2) участникам Великой Отечественной войны – 2012 руб.;

    3) ветеранам боевых действий и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», – 1476 руб.;

    4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, и другим категориям, указанным в законе, – 805 руб.

    Ежемесячная денежная выплата индексируется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера БЧ трудовой пенсии.

    Ее выплата осуществляется территориальным органом ПФР.

    Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

    Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

    • гуманность;
    • адресность;
    • комплексность;
    • обеспечение прав и свобод личности.

    Система социальной зашиты населения и ее структура

    Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

    Она включает в себя:

    1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

    Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

    2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

    • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
    • общедоступность и бесплатность образования;
    • минимальный размер оплаты труда;
    • минимальный размер пенсии, стипендии;
    • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
    • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
    • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

    С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

    Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

    С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

    Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

    Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

    Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

    Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

    Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

    Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

    Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

    Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
    желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

    Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

    Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

    С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

    error: Content is protected !!