Религиозный фундаментализм и государственная политика в области абортов - PowerPoint PPT Presentation. Религиозные конфликты Современные нетрадиционные культы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исламский экстремизм: история и современность Ислам и политика

Ислам и политика Традиционализм; Фундаментализм; Модернизм; Секуляризм

Традиционализм в исламе Сохранение ислама таким, каким он сложился в рамках доиндустриальных социально-экономических, политических и культурных институтах и представлениях

Традиционализм в исламе Религия и политика взаимосвязаны и рассматриваются как часть обязательной традиции

Модернизм Приспособление ислама к современным реалиям с сохранением его роли как основной общественной идеологии

Модернизм Сочетание светского государства с высокой ролью исламской культуры

Секуляризм Секуляристы ограничивают влияние религии индивидуальными рамками. Стремятся ограничить влияние ислама на государство, т.е. отделить религию от политики.

Исламский фундаментализм Салафизм от выражения ас-салаф ас-салих (праведные предки), или просто ас-салаф (предки).

Салафизм Мусульмане во всех своих действиях и верованиях, нормах и правилах должны стремиться к идеалам периода жизни пророка Мухаммеда.

Тенденции ХХ века: Развитие секуляризма и модернизма в исламе

«Охранительные» тенденции: Секуляризации и модернизации противостоят традиционализм и фундаментализм

Исламский фактор в современном мире

Основные направления ислама в современном мире

Основные направления ислама Сунниты (83% мусульман) Шииты (16%) Хариджиты (1%)

Мусульманское население (демографическая динамика) Начало ХХ века – 200 – 210 млн. человек (12% от всего населения мира)

Мусульманское население (демографическая динамика) Начало XXI века - 1,1 – 1,5 млрд. человек (20 – 25 % от населения Земли)

Мусульманское население (демографическая динамика) Прогноз на 2025 г. – 2 млрд. человек (30 % от всего населения)

Распространение ислама Большинство населения в 35 странах мира; В 20 странах ислам имеет статус государственной религии.

Распространение ислама (в Азии) 22 % от всего населения Азии; 69 % от всех мусульман

Распространение ислама (в Африке) 27 % от всех мусульман; 41 % от всего населения континента

Распространение ислама (в Европе + Россия) 4 % всего населения этого региона 3 % всех сторонников ислама

Распространение ислама (в Америке) 0,6 % всех последователей этой религии 0,9 % всего населения

Южноазиатский субрегион (Индия, Пакистан, Бангладеш) около 400 млн. чел.

Распространение ислама Африка южнее Сахары – ок. 300 млн. чел.

Распространение ислама Арабский Восток (Северная Африка и Юго-Западная Азия) – ок. 230 млн.

Распространение ислама Юго-Восточная Азия – ок. 230 млн. Центральная Азия и Закавказье – ок. 50 млн.

Распространение ислама Индонезия – 201 млн. человек Индия – 144 млн. человек Пакистан – 140 млн. человек Бангладеш – 108 млн. человек

Распространение ислама Нигерия – 95 млн. человек Китай – 75 млн. человек Турция, Иран, Египет - по 65 млн. человек

Шииты 7/8 - населения Ирана; 3/5 – Ирака; 2/5 – Ливана; 1/5 - Сирии

Шииты Шииты имеются во всех мусульманских странах Юго-Западной Азии 2/5 населения в Йемене 4/7 - населения Азербайджана

Суннитский салафизм История и современные тенденции

Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.) Основатель ханбалитского мазхаба (каноническая правовая школа в суннитском исламе) Заявил о необходимости возврата к порядку, бывшему при Мухаммеде и первых поколениях его последователей

Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.) Концепция борьбы с «нововведениями» («бида») Все нововведения в вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные согласным мнением первых трёх поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены

Такйиддин Ибн-Таймийя (1263-1328) Основоположник салафизма « Шейх Ислама», «отец исламской революции» Обосновывал джихад не только против неверных, но и против «мусульман, отступающих от ислама» («Фетвы против татар»)

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Основатель Ваххабизма (Салафи́я) П риз в а л ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, осуждая все позднейшие нововведения «бида»

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Строжайшее соблюдение принципа единобожия («таухид») Осуждение культа святых и даже культа пророка Мухаммеда

Мухаммед Абд аль-Ваххаб (XVIII в.) Порицал роскошь, корыстолюбие Разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам Скромная отделка мечетей

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Реформирование уммы (мусульманской общины) на основе принципа нераздельности государства и религии

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) 1744 г. - заключил союз с эмиром Мухаммадом Ибн Саудом Создание Дирийского эмирата

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Ваххабитские улемы (в т.ч. потомки Аль-Ваххаба) стали главной опорой государства Саудитов (ныне Саудовская Аравия)

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) «Джихад» (араб. «усилие») - священная война против неверных

Джихадизм Джихад - «священная война мусульман на пути Бога» (аль-джихад фи сабиль Аллах)

Концепции джихада Восходят к одному из хадисов Пророка Про возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой победили мусульмане, он сказал: «Мы вернулись с Малого джихада - к Великому Джихаду»

Концепция Великого джихада «Малый джихад» – вооруженная борьба с неверными «Великий джихад» - борьба человека с самим собой, с «душой, приказывающей совершать зло», т.е. нравственное самосовершенствование

Салафитский джихад Отвергают идеологическое разделение на Великий и Малый Джихад Джихад есть вооруженная борьба с неверными за установление всемирного исламского халифата

Салафитский джихад Дар аль-Ислам – Земля ислама; Дар аль-Куфр – Земля безбожников; Дар аль-Харб – Земля войны; Дар аль-ахд – Земля договора.

Джихадизм Цель - ведение вооруженной борьбы с целью установления «истинно исламской власти» либо в исламских странах, где правят вероотступнические режимы, либо там, где власть над мусульманами принадлежит немусульманам.

Салафизм в ХХ веке

Салафизм в ХХ веке Возвращение к практике иджтихада (личного суждения о священных текстах). Отказ от таклида – слепого следования традиции.

Салафизм в ХХ веке Египтянин Хасан аль-Банна; «Братья –мусульмане» (1928 г.)

«Братья –мусульмане» Противопоставили ислам европейским ценностям и национализму «Аллах - наш идеал. Пророк - наш вождь. Коран - наша конституция»

Салафизм в ХХ веке Египтянин Сайид Кутб (1906 – 1966)

Сайид Кутб Идеолог исламского государства В противовес улемам начал изъясняться доступным, народным языком

Сайид Кутб Эпоха национализма – эра «джахилийи» (араб. «невежества») Поклонение символическим идолам (нации, партии, вожди, социализм и либерализм)

Сайид Кутб Ввел понятие «такфир» (отлучение от уммы) за «куфр» (безбожие) в отношении общества

Абул Ала Маудуди Два типа правления: абсолютная верховная власть Аллаха над миром; политическая власть – ограниченная власть, принадлежащая людям

Абул Ала Маудуди Законы, не отвечающие шариату, - это посягательство на суверенную власть Аллаха

Абул Ала Маудуди «Совещательные органы или парламенты не могут выносить решений по вопросам, ясно освещенным положениями шариата»

Абул Ала Маудуди По вопросам о которых нет ясных указаний в шариате правители должны, опираясь на иджтихад, вырабатывать решения в интересах уммы… в полном соответствии с общим духом шариата.

Абул Ала Маудуди 1941 г. – основал организацию «Джамаат-и ислами» Основная цель - ведение джихада

Абул Ала Маудуди Конечная цель ислама – всемирное государство, в котором все человечество объединится в целостную культурную и политическую систему с равными для всех правами и возможностями

Салафизм в ХХ веке Сайид Кутб и Маудуди заложили основу современного исламизма (политического ислама)

Исламизм (по А. Игнатенко) Идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм

Ханбалидский мазхаб сегодня Является официальной правовой сферой в Саудовской Аравии и Катаре Отсюда большая роль этих стран в развитии современных радикальных исламистских и салафитских движений

«Такфиризм» Такфир - обвинение в куфре (неверии)

«Такфиризм» В Египте создано в 70-е гг. «Общество мусульман» - «Джамаат аль-муслимин» Название в прессе «Ат Такфир Валь Хиджра» (Такфир и Хиджра) Создана Ахмадом Шукри Мустафой

«Такфиризм» Допустимость объявления мусульманина «неверным» Физическое уничтожение «кяфиров»

Исламистские организации Современный салафизм

Исламистские суннитские экстремистские организации Аль-Каида («база», «основа») (1988 г.) «Аль-Каида земли Двуречья» (2005 г.)

Лидеры Усама бен Ладен (до 2011 г.) Айман аз-Завахири (с 2011 г.)

2006 г. Объединение Аль-Каиды в Ираке и 8 других организаций в Совещательное собрание моджахедов Создание Исламского государства Ирака

2010 г. Во главе встает уроженец Ирака Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри)

«Арабская весна» 2011 – 2016 гг.

Движущие силы «Арабской весны». Либералы-западники (студенты и интеллигенция) Исламисты (социальные низы и духовенство)

Версии трактовок: Борьба за демократию в арабском мире? Социально-экономическое выступление беднейших слоев населения против коррумпированной элиты? Создание зоны управляемых конфликтов?

Сирийская «весна»

Сирийская «арабская весна» Март 2011 г. – «пятничная революция» в Сирии Началось в городе Деръа

Международный контекст 11 декабря 2012 г. - США заявили об отказе в восприятии Башара Асада как главы Сирии Запад в целом выразил поддержку вооружённой оппозиции

Международный контекст Россия выступила в поддержку Башара Аль-Асада 2013 – 2014 гг. - легализация для Запада через процесс уничтожения химического оружия

Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) «Фронт помощи народу аш-Шама» «Аль-Каида в Сирии»

Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) Создан в январе 2012 г.

Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) Принимает участие в военных действиях Уничтожает религиозные меньшинства 2012 – 2014 г. – признается террористической организацией Западом, ООН и Россией

2013 г. В связи с событиями в Сирии ИГИ переименовывается в Исламское государство Ирака и Леванта.

ИГИЛ Активные действия в Сирии с марта 2013 г.

ИГИЛ – Аль-Каида Февраль 2014 г. – раскол Аль-Каиды и ИГИЛ Аль-Каиду, с этого времени, представляет только Фронт ан-Нусра

Лето 2014 г. Масштабное наступление ИГИЛ в Ираке и Сирии Создание Халифата (Исламское государство)

Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата «Халиф» Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри, Ибрагим Самарраи)

Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата Столица халифата г. Ракка Ключевым городом является Мосул

ИГ Активизация в Ираке и Ливии летом 2014 г.

Исламское государство Курды являются одним из главных врагов В Ираке и Сирии именно курды ведут основную борьбу против ИГ

Айман аз-Завахири (Аль-Каида Ирака) призвал мусульман объединиться «Американцы, русские, иранцы, алавиты, и Хезболла координируют свою войну против нас - так неужели мы не можем прекратить борьбу между собой и направить свою деятельность против них?»

ИГ и Россия Имарат Кавказ Хизб ут Тахрир аль Ислами Центральноазиатские и кавказские радикалы (ИДУ и др.)

Проблемы и перспективы противодействия исламскому экстремизму в макроисторической перспективе Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды???

Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Выработки стратегии борьбы с радикальным исламом в сфере идеологии Создание «антитеррористической идеологической коалиции»

Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Изменения статуса и положения суннитов Ирака и Сирии Уменьшения влияния Саудовской Аравии и Катара

Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Усиления и изменения статуса курдов

Спасибо за внимание!!!


Понятие и общая характеристика религиозного фундаментализма.

Анализ современной специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество политических, социокультурных, идеологических, морально-этических и иных концепций, объединяющих своих сторонников по всему миру.

Одним из таких течений в настоящее время выступает фундаментализм, определение которого в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Фундаментализм – это собирательное наименование крайне консервативных по своей направленности, социальных, морально-религиозных и философских течений.

При этом следует отметить, что в некоторых западных странах особую популярность приобрел, так называемый, религиозный фундаментализм, определение которого обнаруживается при анализе специальных научных источников:

Определение 2

Религиозный фундаментализм – это тенденция, отражающая негативную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризационные процессы, то есть активно развернувшееся в XIX-XX вв. обособление науки, культурны и общественной жизни от жизни религиозной, что, во многом, поспособствовало ухудшению положения последней.

Проводя общую характеристику религиозного фундаментализма следует отметить, что зачастую он выступает политической реакцией граждан и наиболее влиятельных представителей политической элиты на протекающие в обществе на современном этапе глобализационные и секуляризационные процессы.

В зарубежной литературе возникновение и широкое распространение данного термина на первых этапах связывалось с обозначением ряда протестантских течений в Соединенных Штатах Америки, последователи которых выступали за буквальное безальтернативное прочтения текста библии, категорически отвергая любые рациональные толкования.

Замечание 1

Впоследствии данное обозначение постепенно распространилось на любые подобные религиозные ответвления классических вероисповеданий.

Ключевой задачей сторонников и последователей идей религиозного фундаментализма выступает возвращение соответствующим конфессиональным структурам господствующих позиций в социальной системе. Одним из возможных способов обеспечения такого положения, по мнению соответствующих сторонников выступает необходимость строгого неукоснительного следования требованиям священных писаний, при решительной недопустимости критики или любого рода либерального прочтения их содержания.

При этом учитывая религиозный характер рассматриваемой совокупности теорий следует отметить, что фундаменталистские течения присущи двум мировым религиям – христианству и исламу, а также индуизму, и т.д. Кроме того, специалистами обращается внимание на наличие свойств религиозного фундаментализма и в некоторых нерелигиозных течениях.

Христианский фундаментализм

Останавливаясь подробнее на характеристике фундаменталистских концепций, сформировавшихся в рамках традиционных мировых религий – христианства и ислама, представляется целесообразным обратить внимание на то, что в христианском вероисповедании религиозный фундаментализм образовался, прежде всего, применительно к протестантизму. Даже само понятие «фундаментализм», исторически возникшее в США, первоначально использовалось именно в контексте протестантизма.

Принципы протестантского фундаментализма были предложены в 1895 году на библейской конференции в г. Ниагаре-Фоллс группой пасторов. Они получили название «фундаментальных» принципов и включали в себя:

  • Непогрешимость библейского (священного) Писания;
  • Истинно божественное происхождение Христа и его непорочное зачатие;
  • Историческая достоверность факта «искупления замещением», выразившегося вовне в гибели Христа на кресте за грешников, а также его последующего физического воскресения;
  • Безальтернативное второе пришествие – возвращение Христа в будущем во плоти.

В России некоторые авторы утверждаются существование православного фундаментализма, зарождение которого произошло еще в начале прошлого века, а всплеск интереса общественности и церкви к нему был связан с исторической и политической обстановкой в России в 1980-1990 гг.

В числе основ, вокруг которых происходило (и происходит до сих пор) утверждение русского православного фундаментализма принято называть бескомпромиссный антиэкуменизм, то есть несогласие с идеями всехристианского единства, сближения и объединения различных христианских конфессий, несогласие с либеральными и индивидуалистическими идеями и ценностями, их открытая критика, монархические настроения, и т.д.

Исламский фундаментализм

Как было отмечено выше, несмотря на то, что первоначально фундаменталистские воззрения выступали прерогативой христианства, а именно его протестантского направления, постепенно религиозный фундаментализм распространился на многие религиозные, и даже внерелигиозные сферы знаний. Ислам в этом отношении не является исключением, а соответствующий исламский фундаментализм может быть определен следующим образом:

Определение 3

Исламский фундаментализм – течение, последователи которого утверждают необходимость возвращения истинных мусульман к строгому, неукоснительному соблюдению требований Корана и иных священных для мусульман писаний, и призывают к «освобождению мусульманских земель от колонизаторов.

Применительно к характеристике исламского фундаментализма в специальной литературе отмечается, что как его теоретическое оформление, так и практические попытки внедрения в жизнь отличаются широким многообразием, обусловленным, в том числе тем, что оно фундаментализм в настоящее время характерен как для суннитского, так и для шиитского направления исламского вероисповедания.

Так, например, в ряде государств религиозный (исламский) фундаментализм не просто получил исключительно широкое распространение, но и прямо утвердился в качестве официальной государственной идеологии (в частности, в Иране).

Подобные документы

    Место фундаментализма в религиозной традиции. Причины интереса власти к проблеме приверженности в верованиях к крайним взглядам. Анализ реакции консервативных религиозных кругов на секуляризацию в ХІХ-ХХ вв. Современный православный фундаментализм.

    реферат, добавлен 26.01.2016

    Зарождение религиозного экстремизма в первобытнообщинном строе и использование различными жрецами, колдунами и шаманами как инструмента в межродовой борьбе за власть. Особенность наступательной и оборонительной приверженности к крайним взглядам.

    статья, добавлен 25.12.2017

    Проблема религиозного экстремизма в современное время. Реализация программы профилактики и противодействия религиозному экстремизму на практике. Социальный портрет экстремиста. Отличия салафизма от традиционного ханафитского мазхаба в Казахстане.

    доклад, добавлен 22.05.2015

    Концептуальное осмысление феномена политического экстремизма: его разновидностей, перспектив развития, адекватности антиэкстремистских действий, различий в сущности, масштабах, содержании, мотивации проявлений. Способы борьбы с религиозным экстремизмом.

    реферат, добавлен 15.05.2009

    Исламский фактор как определяющий в восприятии палестинских, чеченских и казахстанских экстремистов. Угроза силового противостояния на религиозной основе внутри мусульманских государств. Элементы, составляющие интеллектуальный феномен экстремизма.

    доклад, добавлен 16.01.2018

    Религиозно-политический экстремизм среди представителей исламского радикального движения как одна из наиболее серьезных форм проявления экстремизма в России. Современные экстремисты религиозно-политической направленности. Возникновение течения ваххабизма.

    статья, добавлен 29.06.2018

    Возрастание роли религии в современном обществе и влияние псевдорелигиозных организаций на национальную и религиозную ситуацию в Республиках Центрально-Азиатского региона. Понятие "исламский экстремизм", его истоки, предпосылки и причины появления.

    статья, добавлен 17.06.2018

    Социально-религиозная нетерпимость ислама и искусства. Философско-эстетическая альтернатива ислама. Эстетическое своеобразие художественной культуры "мусульманских" народов, влияние на нее тенденций общественного (народно-мифологического) развития.

    реферат, добавлен 26.05.2015

    Проблема религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане. Меры по предотвращению возможных угроз на религиозной почве, в отношении активизации разных религиозных радикальных движений и течений. Трансформация конфессионального пространства Казахстана.

    доклад, добавлен 16.01.2018

    Отношение различных конфессий к проблеме аборта. Отражение религиозного взгляда на статус эмбриона в различных культурах. Естественнонаучный взгляд на возникновение и развитие (онтогенез) человеческой жизни. Проблема аборта с позиции здравого смысла.

Церковь − очень влиятельный социальный институт. Она отделена от государства, но не отделена от общества. По логике некоторых авторов, любые действия РПЦ в обществе будут рассматриваться как фундаменталистские, если она не спустится до уровня "светскости", то есть обновится. А если нет, то социальная концепция будет по сути своей фундаменталистской, а Церковь − пережитком архаичности. "Пока православие не поймёт, что оно существует в реальном современном мире, где всякая религия (и традиционная христианская церковь в том числе) переживает глубочайший, сущностный кризис − то есть должна судить себя перед лицом безрелигиозного мира ("кризис означает суд") − до этих самых пор любой разговор о "боге", "церкви", "религии", "христианстве", которые заводят в обществе "религиозные люди", будет звучать или бесконечно двусмысленно, или вообще бессмысленно" . Данные выводы делаются в контексте сравнения с западными христианскими конфессиями. Здесь уже виден недостаток анализа отличия историко-культурного развития западного христианства и православия. Спуститься до зоны "светскости" и обновляться протестантам и католикам было весьма проще, чем РПЦ. По существу, католицизм развивался в рамках рационального, где разуму и интеллектуальному анализу богословских текстов отводилась наибольшая роль. В центре внимания здесь стоит личность. Конфликт с модерном менее выражен, так как разрыв между Богом и человеком огромен. Верующий идет к спасению сугубо земными способами и прежде всего через разум (разумное делание и интеллектуальная работа). Отсюда и практика индульгенций, когда грехи просто выкупались (например, с помощью пожертвований церкви). Позже это стало главной причиной реформации. Протестантизм идёт вслед за модерном. Значение Церкви как института вообще ставится под сомнение; поэтому решение Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг. (концепция "аджорнаменто" − церковного обновления) не явилось столь эпохальной датой в западном христианстве. В православии же основы веры полностью находятся в рамках иррационального. Изначально православие встало на охранительную позицию: свободное толкование приведёт к неминуемому искажению веры. Человек же должен "воцерковляться" в Церкви, через неё соединиться с Христом, а через него − с Богом.

Мирская жизнь должна быть максимально духовной, быть подражанием Христу. Изначально в православном подходе не было места личностному выражению рационализации и возможности усиления материального начала в мирской жизни, ибо идеалом была жизнь церковная или, точнее, воцерковленная. Западное христианство активно включилось в процесс рационализации уже в момент отхода от Церкви православной, а следование модерну и превращение клерикальной области по сути в светскую есть процесс закономерный, который развивался в западном христианстве не одно столетие. Поэтому неудивительно, что в католической Церкви ведётся обсуждение по поводу признания однополых браков и адюльтера, что само по себе для православного верующего кажется не только недопустимым, но и антихристианским, противоречащим всему учению Христа.

В последнее время всё больше западных исследователей говорят не только о постхристианской эпохе, когда влияние Церкви практически отсутствует, но и о постепенном упадке веры. "В либеральной ФРГ процесс фактического исключения христианства из всех решающих областей культурной, политической и общественной жизни зашел уже между тем так далеко, что следовало бы говорить о конце Церкви в стране" . Кьеркегор отмечал, что от христианства осталась ещё форма, она продолжает существовать, но сам дух и субстанция христианства исчезли. Трельч полагал, что мы вступили в специфическую фазу истории христианства. Он обозначал этот этап как конец догматической эпохи. "Даже Церкви и теологи, стараясь приспособиться к духу времени, все более отказываются от христианских догм. Сегодня уже нет дискуссии о христианстве, а есть лишь различные прения. Каждый человек может найти для себя по личному вкусу из рассыпавшейся догматики христианства то, что ему нравится. "Следствием распада догматики и эволюции Церкви и теологии" становится утрата религией всякого влияния на политические устои и культурные взаимоотношения государства. Бог рассматривается лишь как понятие, с которым не связывается никакая действительность. Фундаментализм, при правильном понимании, и свобода − взаимосвязаны," - полагает автор.

Процесс секуляризации религии зашёл очень далеко, он грозит уже существованию самой церкви на Западе. Социальная концепция православной Церкви, придерживаясь идеи "симфонии" Церкви и государства, строится на традиционных устоях, которые сами по себе предполагают большое влияние на общество. Принятые Юбилейным Архиерейским Собором 2002 г. "Основы социальной концепции РПЦ" написаны именно с позиции, которые не противоречат преданию Церкви. В концепции провозглашается отделение Церкви от государства. Однако их цели едины - приводить людей к спасению, к Церкви. С православной точки зрения государство призвано оградить человека от греха. Оно должно способствовать утверждению ценностей православия в обществе, которые сами по себе нравственны и гуманны. Государство участвует в деле спасения граждан. Поэтому Церковь в случае безнравственной и антихристианской деятельности государства может призвать народ к неповиновению .

Исламский фундаментализм

Специфичным влиянием современного мира ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидность религиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. «В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира.» Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но и всего исламского способа жизни. Он требует организации повседневной жизни верующих, по законам шарлата, установления теократического государства, судопроизводства по законам шарлата. Наиболее яркие примеры такого фундаментализма – Иран в 1970 – 1980 е, Афганистан под властью Талибана, Чечня в период «независимости» от России.

Наиболее чувственным современным проявлением исламского фундаментализма принято считать такую его модную ветвь, как ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Казалось бы, движение, возникшее еще в XVII в. должно, было потерять свою актуальность в наши дни, ведь XX, XXI, века – время новых идей и исканий. Однако ваххабитум на совершенном этапе приобрел второе дыхание, и даже хуже – он превратился в серьезную ударную силу в руках международных террористов и религиозных фанатиков. Закономерен вопрос: почему ваххабитум за такое короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой в руках террористов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Вообще, в исламе не существует отдельного толка – мазхаба, который назывался бы ваххабистским, слово «ваххабизм» не встречается ни в одной канонической книге. Ваххабизм - это ответвление ислама, основателем которого является Муххамед Ибн Абу аль-Ваххаб. Главной осью ваххабизма является единобожие. «Один аллах – творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить… Лишь в руках Аллаха способность вершить добро и зло… Нельзя взывать о помощи ни к кому кроме Аллаха. Нельзя давать обет не Аллаху, нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников пророка и святых. «Характерной чертой ваххабитов являлась непримиримость. Фанатизм и экстремизм приобретал необузданные формы. Убеждение в том, что их противники – неверные оправдывало жестокость по отношению к ним, подвигало на военные подвиги и завоевательные походы». Т. о. Складывались идеологические предпосылки для объявления священной войны (джихада) всем неверным. В XVIII в. ваххабизм идеологической основой борьбы за политическое объединение Аравии, захваченной турками, родом аль-Саудов.

Если в XVIII в. ваххабизм носил локальный характер, то на современном этапе ему присущ характер международный. Ваххабизм преследует такие цели, как утверждение основ «чистого» ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства - Халифата. Главным методом достижения этого является терроризм. «Волна кровавого террора захлестнула мир в конце XX в. Стоит лишь вспомнить взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват заложников, прямую агрессию против Чечни и Дагестана. Эти события потеряли всякие представления о правах человека на жизнь, свободу, неприкосновенность жилища». Стоило понять, что ваххабизм в изменившейся геополитической ситуации представляет серьезную угрозу национальной безопасности России.

Заключение

Таким образом, социальная концепция Российской Православной Церкви традиционалистична по своей сути. Значение фундаментализма в её обществе неоднозначно. Некоторые его позиции, касающиеся традиций и догм, необходимы для сохранения Церкви как социального института, так как, включаясь в процесс секуляризации, Церковь может подвергнуть опасности своё существование.

Исламский фундаментализм является ответвлением ислама, его наиболее радикальной интерпретацией. Ислам – это сравнительно молодая религия, он моложе христианства примерно на 600 лет. Вспомним, как выглядел христианский мир 600 лет назад. Костры инквизиции горели в Германии, Франции, Испании. Монахи устраивали оргии, а графы и герцоги возносили молитву дьяволу. Для того, что бы суть христианства пришла в относительное соответствие с формой потребовались века. Такой путь должен пройти и ислам. Сейчас он находится на пике своей активности, он «молод и горяч». В результате и появляются различные экстремистские движения. Но, с течением времени реформированный, совместимый с совершенным миром ислам одолеет экстремистский фанатизм в своих недрах.

Список использованной литературы

1. Новая философская энциклопедия. Том IV. М., 2001.

2. Степанов А. Правда о чёрной сотне // Русь православная. 1999. №2.

3. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1994.

4. Иоанн (Снычёв), митр. СПб. и Ладожский.Проповеди.СПб., 1992; Русь соборная.СПб.,1994 и др.

5. Кырлежев А. Безрелигиозное христианство в "совершеннолетнем мире"? // Знамя. 1995. №10.

6. Феофан Затворник. Письма к ровным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892.

7. Соколов Л. Епископ Игнатия Брянчанинов. Т.2. Приложения. Киев, 1915.

8. Гюнтер Рормозер. Кризис либерализма. М., 1996.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Изд-во Московской Патриархии, 2000 // www. Russian-orthodox-curch.org.ru

10. Д. В. Ольшанский «Психология терроризма». – СПб.:Питер 2002г. – с. 189.

11. «Памятка ваххабитов.» Всемирный исламский совет призыва и взаимопомощи.

13. «Кровавый террор». Ставицкий. – М: ОЛМА-ПРЕСС,2000 работы Георга Зайде, Пауля Рота, Герда Штриккера и др.

Assen Ignatov. Instrumenfalisierung des orfhodoxen Christentums in Osteueropa heute. Theologische Ar-gumente im politischen Kampf// Berrichte des Bundes instituts fur ostwissenschaftliche und infrnationall Studien. Nr. 28/1994

Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Обстоятельства нового времени: Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы // Независ. газета, НГ-.Религии, 1999.26. V; Норма веры как норма жизни: проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества. VIII международные Рождественские образовательные чтения. М., 2000. 7-9. II; и др.

Феофан Затворник. Письма к ровным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С.73.

Соколов Л. Епископ Игнатия Брянчанинов. Т.2. Приложения. Киев, 1915. С.67.

Кырлежев А. Ук. соч. С. 178.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ – тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19–20 вв.) на секуляризацию , т.е. эмансипацию, науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция – модернизм . Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций – «The Fundamentals. A Testimony to the Truth» («Основы. Свидетельства Истины», 1910–12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного Писания в каждой детали, рождение Христа от Девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами. В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий – иудаизма , христианства и ислама , но имеющий также параллели в индуизме , сикхизме, буддизме , конфуцианстве . Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х гг. и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америки, с типологически схожими католическими движениями (напр., Opus Dei, Communione et Liberazione), с «исламским фундаментализмом» аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др. Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в Священном Писании (Тора, христианская Библия , Коран ) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд , святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает «веру помимо интерпретации», что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который с его точки зрения неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной ориентации, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории с т.зр. религиозного фундаментализма заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и «концом мира», под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни). Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является в отличие от консерватизма в обычном понимании современным проектом построения «нового мирового порядка», основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении.

error: Content is protected !!