Расчет мотивации мастера инженера. Эффективная система оплаты труда инженеров юрий буравлев. Эффективная система оплаты труда инженеров

Внимание руководителей предприятий, эксплуатирующих сложное и дорогостоящее оборудование, сосредоточено (особенно в кризис) на технологиях управления его техобслуживанием и ремонтом. Эти технологии основаны на методологических знаниях и опыте управления организационно-техническими системами. При относительно скромных финансовых вложениях они дают значительную отдачу.

Методология

Управление предприятием обычно ориентировано на достижение количественно определенных целей. Для этого выполняются какой-либо процесс, функция, операция (см. схему 1). Чтобы определить степень достижения целей, выбираются показатели. Для каждого устанавливается критерий - пороговое значение, превышение которого говорит, что цель достигнута. Показатели степени достижения целей называют ключевыми показателями эффективности (KPI, Key Performance Indicators).

Любая система управления имеет иерархическую структуру, на каждом уровне которой есть свои цели, а у них – показатели степени их достижения:

  • корпоративные – используются для оценки эффективности бизнеса;
  • финансовые – рассчитываются для центров финансовой ответственности;
  • результативности и производительности – характеризуют степень успешности выполнения отдельных процессов;
  • тактические – позволяют судить об эффективности отдельных функций или технологических процедур;
  • функциональные – оценивают эффективность использования или обслуживания конкретного оборудования.

KPI управления процессом TOPO

Эффективность – максимально возможное увеличение времени нахождения в исправном состоянии (коэффициента готовности оборудования) при фиксированном бюджете ТОРО, либо максимально возможное уменьшение бюджета при заданном увеличении времени исправного состояния.

Результативность – снижение доли аварийных работ, уменьшение сроков подготовки аварийных работ, снижение количества возникающих дефектов и отказов, увеличение срока службы оборудования и т.д.

Экономичность – уменьшение норм аварийного и неснижаемого запаса, уменьшение стоимости оборотных средств, «замороженных в запасах», снижение закупочной стоимости материалов и услуг, снижение расходов на персонал и т.д.

Классифицируют KPI также на финансовые и нефинансовые показатели. Первые можно рассчитать на основе документально подтвержденных первичных данных. Вторые оцениваются с использованием качественных шкал измерений.

Каждый грамотно организованный процесс имеет своего «хозяина», который отвечает за его «выход». Для оценки эффективности своей деятельности ему требуются показатели, характеризующие внутреннюю эффективность процесса. В то же время любой процесс встроен в систему более высокого уровня: цели деятельности бригады подчинены целям деятельности участка, цели последнего – целям цеха и т.д. Таким образом, наряду с показателями внутренней эффективности требуются показатели, позволяющие оценивать «выход» процесса с точки зрения его «заказчика» – показатели внешней эффективности.

Цели определяют планы, а планы – ресурсы, которые требуется привлечь, то есть «входы» процесса. Привлечение ресурсов – это тоже процесс, который выполняется в определенных условиях и на который оказывают влияние различные факторы.

В общем случае если процесс технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) получает на свой «вход» ресурсы надлежащего качества по среднерыночным ценам и эти ресурсы в точности покрывают плановые потребности и привлечены без нарушений законодательства, то можно говорить об экономичности процесса . То есть понятие экономичности дает оценку эффективности привлечения ресурсов.

В результате преобразования «входа» внутри процесса получают «выход», который может быть рассмотрен как с точки зрения внутренней его эффективности, так и внешней. Выход с точки зрения внутренней эффективности, как правило, является многовекторным и определяет результаты процесса. Они сравниваются с целями процесса, что позволяет выполнить оценку результативности – эффективности процесса самого по себе.

Основной «выход», сопоставленный с «входом», позволяет судить об эффективности с точки зрения «заказчика» процесса. Именно данный показатель и является показателем эффективности процесса в узком смысле этого слова.

При управлении процессом важно принимать в расчет и экономичность, и результативность, и эффективность. Тем не менее приоритет должны иметь показатели эффективности, поскольку существование процесса в организации может быть обусловлено и оправданно только в том случае, если он производит полезный «выход» либо для внутреннего, либо для внешнего клиента.

Эффективный процесс должен быть и результативным, и экономичным. Результативный процесс может и не быть экономичным и эффективным. Экономичность является в большей степени предпосылкой эффективности, чем результативности.

Показатели результативности и экономичности используются преимущественно средним менеджментом, показатели эффективности – на верхнем уровне управления. Показатели экономичности рассчитываются на основании данных, характеризующих «вход», а показатели результативности и эффективности – на основании данных, характеризующих «выход» процесса (см. схему 2).


Практика

Применение методологии KPI для управления ТОРО требует ответов на вопросы:

  • Как классифицировать показатели?
  • Как органично вписать использование показателей в механизм управления процессом ТОРО?
  • В чем именно состоит выгода от использования показателей для сотрудников, занятых в управлении ТОРО.

С одной стороны, это вспомогательный бизнес-процесс, который обслуживает производство и зачастую финансируется по остаточному принципу. С другой – доля затрат на ТОРО в структуре себестоимости продукции отдельных капиталоемких отраслей может доходить до 60–70%.

Получается, что хотя процесс и играет подчиненную роль, но в связи с необходимостью значительных материальных затрат должен являться объектом пристального внимания руководителей.

Кроме того, надо учитывать, что кривая зависимости производственных потерь от величины затрат на ТОРО имеет оптимум. То есть увеличение затрат на поддержание оборудования в исправном состоянии эффективно только до определенного предела. При его превышении существенный прирост затрат на ТОРО дает очень незначительный прирост времени нахождения оборудования в исправном состоянии.

Управление процессом ТОРО способно дать максимальную отдачу, если рутинная часть работы будет возложена на автоматизированную информационную систему управления (АСУ ТОРО).

Во-первых, система позволяет в режиме реального времени выполнять мониторинг всех необходимых для эффективной работы показателей. Руководители получают возможность влиять на процесс и его «вход» тогда, когда неблагоприятная тенденция может быть устранена ценой незначительных усилий.

Во-вторых, система дает возможность выполнять более точное, обоснованное и своевременное многовариантное детализированное планирование. При наличии плана известно, какие работы и в какие сроки необходимо выполнить и какого результата следует ожидать.

В-третьих, АСУ ТОРО позволяет реализовать многоэтапный иерархический контроль хода процесса: начиная от контроля поступающих запчастей и материалов на соответствие плановым потребностям и желаемым закупочным ценам и заканчивая план-фактным контролем затрат по результатам выполнения работ.

Иерархичность контрольных процедур состоит в том, что система дает возможность руководителям всех уровней – от мастера ремонтного цеха до главного инженера – отслеживать и сравнивать с планом значения тех показателей, за достижение которых они несут личную ответственность.

Например, накапливая статистику по качественным характеристикам поступающих от конкретных поставщиков запчастей и последующее отслеживание надежности их работы в течение всего срока эксплуатации оборудования, система позволяет определять наиболее надежных поставщиков.

Благодаря тому что все оборудование в системе тщательно классифицировано, а при регистрации дефекта производится его идентификация по целому комплексу признаков, ответственные руководители смогут выявить наиболее часто встречающиеся дефекты однотипного оборудования, чтобы затем скорректировать его ремонтные циклы и состав необходимых работ.

Руководство ремонтной службы всегда имеет возможность сопоставить в различных разрезах ремонтную программу предприятия и выделенный на нее бюджет, использовать сформированные системой планы работ для обоснования затрат на ТОРО в следующие плановые периоды. Также появляется возможность анализа затрат по видам работ, центрам возникновения и статьям затрат. Полученная информация способствует формированию планов, в которых планово-предупредительные мероприятия, проводимые в том числе и на основе фактического состояния оборудования, будут иметь наибольший приоритет.

  • Какие можно установить KPI для инженеров, работающим с базами данных и документацией
  • Как оценивать эффективность сотрудников, работающих на схожих должностях и получающих одинаковую зарплату, но выполняющих разные функции
  • Каковы показатели эффективности для начальника участка

Система KPI для инженеров работает в нашей компании с 2008 года. Планы уточняются ежемесячно, показатели раз от раза могут меняться. Сотрудники заранее знакомятся с задачами, которые им предстоит выполнить в следующем периоде, так что каждый понимает, сколько, за что и когда он получит сверх оклада. Мы ставим не более пяти-шести задач на месяц. Выполнение показателей оценивают и подписывают два человека: непосредственный руководитель и Генеральный Директор компании-подразделения. Мы делаем это по факту выполнения задачи.

Если процесс длительный (например, проектирование объекта), то оцениваем ключевые точки, пройденные за отчетный период. К примеру, если показатель KPI для инженеров называется «Подсчет объемов согласно проектной документации для проведения тендеров, заключение договоров», то это означает, что работник должен был просчитать, сколько нужно бетона, свай, кирпича и стекла, чтобы построить объект площадью 20 000 кв. м. После этого сотрудник объявляет тендер для подрядчиков и поставщиков, где выбирает компании, которые смогут выполнить подрядные работы на выгодных условиях, и подписывает договоры.

В табл. 1–3 приведены KPI для инженеров , по которым мы оценивали в ноябре эффективность сотрудников разной специализации.

Плановое значение в рублях – абсолютная величина. В случае невыполнения или частичного выполнения показателей коэффициент уменьшается. К примеру, сотрудник пропустил объем при расчете сметы. Результатом станет недополучение финансирования от заказчика, поскольку в смете он не видит надобности в данных работах. Руководитель может наказать сотрудника, установив в такой ситуации коэффициент выполнения не 0,3, а 0,2. Соответственно, сотрудник получит меньшее вознаграждение, чем планировал.

KPI для инженера производственно-технического отдела (специализация - работа с подрядчиками)

Показатель Вес показателя Плановое значение (руб.)
Составление актов на скрытые работы по объекту N, подготовка исполнительской документации и ее комплектация 0,2 6 000
Составление информационных таблиц для отслеживания объемов работ 0,2 6 000
Согласование и подписание исполнительской документации у заказчика 0,2 6 000
Расчет объемов по объекту N, составление сводных ведомостей для сметного отдела (КС-2, КС-3) 0,2 6 000
Взаимодействие со смежными подразделениями, заказчиками, проектировщиками 0,1 3 000
Исполнительская дисциплина 0,1 3 000
Итого 1 30 000

KPI для инженера по исходно-разрешительной документации

Показатель Вес показателя Плановое значение (руб.)
Получение обоснований по точкам сброса сточных вод, подготовка материалов для получения заключения Роспотребнадзора по точкам сброса, разрешение на сброс очищенных и ливневых вод в реку X 0,3 9 000
Подготовка материалов для оценки воздействия проектных решений на рыбохозяйственные характеристики ручьев, расчет ущерба, компенсационные мероприятия 0,3 9 000
Подготовка писем поставщику деревянных конструкций Z, решение текущих вопросов по доставке, переводам, оплате 0,3 9 000
Исполнительская дисциплина 0,1 3 000
Итого 1 30 000
  • Сотрудники конструкторского подразделения инжиниринговой компании машиностроения.

Предмет исследования:

  • Особенности управления мотивацией конструкторов в инжиниринговой компании машиностроения.

Осуществимость проекта:

  • Анализ заинтересованных сторон (таблица 1) показывает, что в проекте учитываются потребности важных для осуществимости исследования заинтересованности сторон

Предназначение и цели

Проблемная ситуация: Противоречие между потребностями конструкторов машиностроения в получении удовлетворения от работы и содержанием работы и желанием высшего руководства повысить эффективность и результативность операций.

Непроизводительные затраты рабочего времени, текучесть кадров, снижение энтузиазма свидетельствуют о снижении мотивации конструкторов в конструкторском подразделении инжиниринговой компании машиностроения . Этот проект заключается в проведении исследования мотивации в среде конструкторов и выявлении мер для улучшения положения.

Основные аспекты: Основной изучаемый аспект, влияющий на мотивацию и определяющий будущее деятельности - управление человеческими ресурсами (УЧР). Операционный аспект определяет настоящее и является следствием УЧР.

Цели: Цели приведены на рисунке 1 в виде дерева целей.

Гипотезы:

  • Компетентность руководителей отделов в области менеджмента влияет на постановку целей, обеспечение ресурсами необходимыми для выполнения работы, согласование навыков подчиненных с требованиями работы, оценку выполненной работы.
  • Сложности с внедрением системы вознаграждения, стимулирующей конструкторов, связаны с отсутствием представительного органа конструкторов на высшем уровне.
  • Культура компании, характеризуемая высокой степенью бюрократичности и ориентацией на операции, влияет на степень вовлечения конструкторов, проектирование работы, управление деятельностью и управление потоками человеческими ресурсами.
  • Дирекция по персоналу не принимает реального участия в УЧР.
Стратегия и цели компании, доводимые до руководителей отделов конструкторского подразделения, не позволяют им в полной мере выполнять свои обязанности
Рис.1

Таблица 1. Выявленные заинтересованные стороны

Заинтересованные стороны

Интерес

Результаты переговоров

Генеральный конструктор (управляет необходимыми для меня ресурсами)

Наибольший интерес в качестве результатов и сроках.

Поддерживает проект и готов предоставить необходимые ресурсы для его реализации в разумных рамках.

Тьютор (обладает полезными для меня опытом и знаниями)

Заинтересован в сроках сдачи проекта.

Предложение темы проекта поддержано. Готов предоставить консультации.

Я (инициатор и исполнитель)

Заинтересован в балансе качества, бюджета и сроков проекта.

Получены все необходимые ресурсы для проведения исследования.

Руководители отделов (подвергаются воздействию проекта)

Результаты исследования не должны негативно сказаться на них ("не хотят выносить мусор из избы", обеспокоены тем, что опросы могут еще сильнее демотивировать персонал).

После консультаций с генеральным конструктором готовы участвовать в интервью и помочь в проведении опроса персонала.

Конструкторы (подвергаются воздействию проекта)

Улучшение параметров работы и хорошие отношения с руководителями.

Большая часть готова принять участие в опросе при условии поддержки исследования их непосредственными руководителями и анонимности анкет.


Журнал рисков (таблица 2) позволяет оценить риски и проанализировать их влияние на реализацию проекта. Таким образом, можно управлять рисками.

Таблица 2.

Риск

Влияние

Вероятность

Действие

Повреждение или утрата информации

Дублирование информации

Недостаток ресурсов

Обеспечить запас

Недостаток опыта и знаний

Договориться о возможности консультаций с тьютором

Неадекватность методов сбора данных

Провести предварительный опрос и интервью на предмет понимания вопросов.

Занятость генерального конструктора

Заранее договорится о времени проведения исследования. Доработать план действий под его загрузку другими делами.

Протест руководителей отделов

Обеспечить своевременную поддержку проекта генеральным конструктором

Отказ конструкторов от участия в опросе

Сделать анкету анонимной. Объяснить цели исследования. Обеспечить поддержку со стороны непосредственных руководителей.

Карта распределения полномочий (рисунок 2) позволяет определить роли команды проекта.

Рис.2

График работы над проектом (рисунок 3) показывает, что проект должен уложиться в сроки, а также облегчает мониторинг и контроль.

Рис.3


Проведённые подготовка и детальное планирование исследовательского проекта
позволяют достигнуть поставленных целей за 4 месяца

  • Описание проблемы

Рассматриваемая организация занимается инжинирингом и продажей машин и оборудования для всех основных звеньев цепи добычи полезных ископаемых открытым способом и переработки полезных ископаемых. В компании работает более 130 человек. Компания занимает лидирующие позиции на российском рынке горного оборудования и входит в крупнейшее в России машиностроительное объединение. Конструкторское подразделение, в котором проводилось исследование, разрабатывает проектно-конструкторскую документацию для производства горного оборудования и относится к операционному аспекту деятельности данной компании. В конструкторских работах задействовано более 60 % персонала всей организации.

Миссия корпорации в целом: "Стать конкурентоспособными на международном рынке и соответствовать образцам лучшей мировой практики", под лозунгом: "Задача №1 для компании - достижение лояльности потребителей и уверенности акционеров". Стратегия заключается в повышении прозрачности и эффективности основных бизнесов.

  • Ключевые заинтересованные стороны

Таблица 3.

Заинтересованные стороны

Желаемые выходные результаты деятельности

Акционеры

Повышение капитализации корпорации посредством интенсивного развития бизнеса.

Топ-менеджмент

Самореализация, т.е. получение соответствующего вознаграждения за свои сверх-результаты

Средний менеджмент

Сохранение своих должностных позиций и стабильная не напряженная загрузка операций, позволяющая выполнять заказы "на стороне"

Персонал

Стабильная работа и оплата труда.

Партнеры

Снижение издержек посредством уменьшения гибкости при изготовлении оборудования (изготовление стандартной продукции с минимальными изменениями)

Потребители

Высокое качество продукции по приемлемым ценам



Из анализа ключевых заинтересованных сторон (таблица 3) вытекают следующие противоречия:

  • Достижение конкурентоспособности на международном рынке потребует создания инноваций. Требования обеспечения уверенности акционеров, прозрачности и эффективности операций ведет к авторитарному стилю управления и преобладанию финансового аспекта, что пагубно влияет на творческую активность конструкторов, так как ограничивает инициативу. Средний менеджмент также не заинтересован в создании творческой атмосферы, так как это приведет к неопределенности относительно загрузки операций, а ему необходимо поддерживать определенную производительность. Партнеры, требующие снижения гибкости производства, ограничивают любые изменения в продукции. Большая часть персонала, заинтересованная в стабильной работе и оплате труда, тоже не рвется что-либо совершенствовать, так как их интересы ограничиваются хорошими межличностными отношениями (конструктора старше 55 лет).
  • Повышение прозрачности и эффективности бизнеса противоречит интересам среднего менеджмента, который заинтересован в выполнении работы "на стороне", что подразумевает использование свободных "теневых" ресурсов. Персонал не имеет стимулов к повышению производительности своего труда, так как нет системы вознаграждений.

Таким образом, в компании существуют противоречия между интересами различных заинтересованных сторон, которые мешают реализации провозглашенной стратегии интенсификации бизнеса.

С целью сокращения издержек и повышения капитализации, ген/директором инжиниринговой компании был назначен человек с опытом работы в финансовой сфере. Его предшественник был человеком из рядов бывших ведущих конструкторов, которые во времена перестройки перешли в продажи.

Новый ген/директор инициировал ряд изменений, направленных на усиление фокуса на финансовом/деловом аспектах во всех подразделениях инжиниринговой компании, с целью удовлетворения требований акционеров о сокращении издержек. Для достижения этой цели он предпринял следующие меры:

  • создание нового департамента, ответственного за бюджетный контроль подразделений;
  • назначение финансового директора своим первым заместителем;
  • внедрение управления проектами в машиностроении.

В результате изменений было проведено сокращение штата, но без сокращения уровней управления, наоборот появились новые департаменты, необходимые для построения законченного бизнес-процесса инжиниринга (маркетинг, заказ, разработка, производство, сбыт, монтаж и сервис). Первые две меры привели к увеличению влияния финансового департамента на деятельность компании и приоритетности финансового аспекта. Это ограничило гибкость других подразделений и нарушило и так зыбкую меж-функциональную координацию.

Таким образом, в организации стала преобладать культура "тотального контроля". Конструкторское подразделение перестало играть важную роль в компании и переместилось на вторые позиции. На первых позициях оказался департамент финансов, который стал контролировать все сделки и действия подразделений и оказывать большое влияние на стратегию и политику компании. Это сказалось на других аспектах деятельности. В потребительском аспекте краткосрочные выгоды стали перевешивать достижение лояльности потребителей. В операционном аспекте и аспекте управления человеческими ресурсами на первый план вышла экономичность без учета результативности. В информационном аспекте снизилась эффективность систем коммуникации из-за появления многочисленной отчетной документации.

Этот процесс можно представить в виде модели преобразования (рисунок 4), которая показывает, что принимаемые решения ведут к противоречиям между декларируемой миссией и тем, что происходит на самом деле
Рис.4 Схема входа выхода

Определение проблемы приведено на рисунке 5 посредством проекции ожиданий заинтересованных сторон в будущее, предполагая, что организация не будет ничего предпринимать.

Конструкторское подразделение столкнулось с проблемой низкой мотивации конструкторов, что уже оказало влияние на производительность и результативность разработки проектно-конструкторской документации. Низкая производительность, прогулы, непроизводственные затраты рабочего времени, снижение энтузиазма подтверждают, наблюдаемые в подразделении, подтверждают это предположение. Менеджеры среднего звена все чаще вынуждены отказываться от новых работ и затягивать сроки по утвержденным проектам, аргументируя это недостатком квалифицированного персонала. Попытки департамента финансов контролировать эффективность работы конструкторов не увенчались успехом из-за сложностей измерения работы и отсутствия заинтересованности среднего менеджмента. Отсюда сложилось взаимное недоверие двух подразделений.

Проблема низкой мотивации конструкторов связана с аспектом управления человеческими ресурсами (см.Рис.5)

  • Определение проблемы (Рис.5 )

  • Причинно-следственный анализ (Рис.6).

Рис.6 Причинно-следственный анализ проблемы низкой мотивации конструкторов машиностроения


Для определения фокуса исследования изучены и оценены внутренние документы, имеющиеся на момент реализации проекта в организации.

  • В централизованных документах принципы мотивации персонала не освещаются.
  • Система документооборота касается только управления операциями и не затрагивает область УЧР.
  • Должностные инструкции описывают права и обязанности конструкторов.
  • В правилах внутреннего трудового распорядка есть пункт о мерах поощрения, но нет документов, регламентирующих источники и механизм распределения этих поощрений.
  • Спецификации работы конструкторов и предложение по мотивации не используются, так как не утверждены.
  • Аттестации персонала и руководителей не проводятся.
  • Планы и отчеты конструкторского подразделения затрагивают только операционный аспект деятельности.

Для результативного управления человеческими ресурсами (УЧР) необходима четкая и понятная политика компании в данной области, учитывающая интересы ключевых заинтересованных сторон (таблица 3). Кадровая политика должна соответствовать стратегическим целям организации, что невозможно в условиях закрытости или отсутствия стратегии развития деятельности. Поэтому эта информация должна быть доступна сотрудникам, чтобы они могли ориентироваться в отношении своего личного развития. Должно быть разработано положение о формировании и распределения фонда оплаты труда конструкторского подразделения для усиления материальной заинтересованности всех категорий работников в улучшении показателей работы, отражающих интегрированный подход к пониманию деятельности. Дирекция по персоналу должна направить свои усилия на разработку, реализацию и оценку программ развития руководителей в области УЧР.

Таким образом, преобладающее видение на природу деятельности данного инжинирингового бизнеса машиностроения-"выжимание соков" из операций посредством экономии, что противоречит декларируемой миссии "Стать конкурентоспособными на международном рынке и соответствовать образцам лучшей мировой практики". При этом все подходы к изменениям имеют технократические оттенки, что еще сильнее усугубляет положение.

Как заставить человека работать?

По разным данным, средний сотрудник тратит примерно 2 часа рабочего времени впустую. 2 часа из 8, то есть четверть всего рабочего дня! Преувеличение? Вовсе нет. Однако это еще не значит, что все люди - бездельники и лодыри.

Основная причина потери рабочего времени заключается, как правило, не в том, что человек не хочет работать, а в том, что он не мотивирован на работу.

Сейчас очень модно составлять в отношении работников всевозможные мотивационные схемы. Их цель, вне всякого сомнения, благородна: нужно стремиться достигать конкретных результатов, а не просто посещения сотрудниками офиса. Однако очень часто к самой мотивации подходят настолько формально, что правильная идея полностью извращается.

Мотивация - это не только мотивационная схема. Мотивация в той или иной степени присутствует всегда: без нее человек просто не работает. Другое дело, что он может выполнять свои обязанности формально, а может "болеть душой". Эта истина входит в разряд тех, которые всем известны, но которые всеми же упорно игнорируются. Например, когда человек ведет свой бизнес, он часто думает: "Я плачу деньги этим сотрудникам, а они ничего не делают, отлынивают от работы, хотя я сам вкалываю с утра до ночи!". И он действительно может вкалывать с утра до ночи и получать при этом не намного больше, а то и меньше своих собственных работников. Но в том-то и дело, что у него есть мотивация, а у нанятых им работников - нет. Никто не хочет из кожи вон лезть ради чужого бизнеса, если он не видит в этом важных моментов именно для себя.

Казалось бы, все просто и очевидно. Однако на деле это оказывается не так. Большинство работодателей подходят к вопросу мотивации неправильно. Можно выделить несколько наиболее существенных факторов, которые чаще всего не учитываются в этом вопросе:

1. Уровень мотивации у руководителей и операционных работников - разный. У первой группы он почти всегда выше. Между тем сами начальники часто полагают, что они совершают подвиг, если работают больше других. Не стоит считать, что если топ-менеджер каждый день находится в офисе по 12 - 14 часов, то он гораздо более трудолюбивый, чем клерк, который уходит ровно в 18.00. Это как в боксе: нельзя сравнивать людей в разных весовых категориях.
2. Мотивация и "процент от продаж" - это не одно и то же. Есть люди, которых плата за конкретную продажу мотивирует (обычно они и идут в менеджеры по продажам), а есть те, кому такая мотивация противопоказана, и это вовсе не значит, что человек лентяй.
3. Формальная и реальная мотивация могут сильно отличаться. Например, в компании может быть принята определенная мотивационная схема, но при этом люди психологически не настроены на ее выполнение или им что-то мешает ее выполнять. Бывает так, что сама система построена неверно: взяты не те показатели, поощряется не то, что нужно, и т.д. Так, в компании главным критерием для выплаты премий и бонусов может являться отсутствие опозданий и четкое соблюдение рабочего графика: должен просидеть 8 часов, опоздания больше чем на 10 минут не допускаются (иначе - штраф), обед - не более 1 часа (иначе тоже штраф). Сотрудники в этом случае будут, скорее, заняты подсчетами времени, проводимого в офисе, а не выполнением конкретных задач.
4. Мотивация может работать только тогда, когда возможности и ответственность сотрудника совпадают. Если же руководитель требует достигнуть каких-то показателей, но при этом сам ограничивает возможности сотрудника ("делай только так, а не иначе, но результат должен быть"), то никакой мотивации у сотрудника на самом деле нет. Более того, у него нет даже возможности влиять на результат, поскольку он является лишь исполнителем чужого решения, а решение может быть совсем неверное. В итоге оказывается, что человек отвечает за то, на что он не имеет возможности влиять. Это путь к двум вещам: увольнению сотрудников и застою компании.
5. Огромное значение для мотивации имеет внутренняя атмосфера, корпоративные принципы, психологический климат в компании. Можно сколько угодно говорить "мы бодры, веселы", но если это

Совершенствование мотивации инженерного труда

Наталья ТЕРЕХОВА

Ивановский государственный энергетический

университет им.В.И.Ленина

Инженерный корпус, по существу, является проводником НТП на производстве, что обусловлено содержанием деятельности этой когорты специалистов, которое состоит в применении на практике научного знания в целях создания, развития и использования техники. Т.Веблен считал инженеров наиболее прогрессивной общественной группой; он доказывал, что им присущ ”инстинкт мастерства”: изначальная заинтересованность в обеспечении эффективного функционирования технических устройств становится для них принципом поведения.

Предлагаемый нами методологический подход к построению системы мотивации инженерного труда, учитывающий его особенности и социально-экономическое содержание, позволяет наиболее полно определить систему отношений, в которые инженерный труд включен в процессе производства, выявить систему ценностей, материальных, моральных, культурных, профессиональных потребностей этой категории работников. Именно на стремлении их удовлетворить и основывается мотивация последних к высокопроизводительному, творческому труду.

Начнем с такой особенности инженерного труда, вытекающей их его сущности, как техническая направленность, которая предполагает его особую инструментальную оснащенность. Отечественные специалисты подсчитали, что только за счет правильной организации рабочего места эффективность труда инженера можно повысить на 10-20%; по соответствующим зарубежным оценкам, - в 1,5 раза.

Современные исследования также показывают, что доступ к новейшим технологиям и стимулирующее техническое окружение мотивируют инженерных специалистов к напряженному, качественному, творческому труду. Б.Гейтс, профессиональные достижения которого заставляют прислушаться к его мнению, утверждает: чем лучше инструментарий, находящийся в арсенале специалистов, тем эффективнее они могут использовать свои креативные способности. Соответственно, руководству компаний, как он считает, следует выделять не менее 3-4% фонда заработной платы работников интеллектуального труда на приобретение для них современной техники.

Важную роль в деле активизации трудового потенциала инженера играет индивидуализация средств инженерного труда, которая выступает условием наилучшей реализации способностей работника, мотивирует его посредством внутреннего вознаграждения - чувства удовлетворения от удобства, комфорта (физического и морального).

Как свидетельствует зарубежный опыт, достаточно эффективным оказывается в этом случае и внешнее вознаграждение инженерных работников - поощрение рационализаторских предложений по совершенствованию технической оснащенности труда и организации рабочего места (никто не знает лучше, как усовершенствовать свою работу, чем люди, которые ее выполняют). Показателен пример фирмы ”Сони”: количество поступающих от персонала предложений в среднем за год составляет до восьми на одного работника, причем большинство из них касается улучшения технической оснащенности рабочего места и его организации. И хотя далеко не все из них внедряются, каждое предложение материально вознаграждается.

Н.Блинов, доктор технических наук, в прошлом - инженер, проследил за динамикой количества авторских свидетельств в нашей стране и патентов в США за период 1960-1990 гг. У нас оно возросло в 10 раз, в США - в 1,25 раза; при этом у нас - со 150 тыс. до более чем 1 млн., а в США - с 3 млн. до 4 млн.; ежегодный прирост числа изобретений в странах почти сравнялся.

Анализ причин резкого роста количества изобретений в нашей стране после 1960 г. показал, что он был вызван введением поощрительного вознаграждения за каждое выданное авторское свидетельство. Однако такое стимулирование привело к тому, что большая часть заявок стала подаваться на непродуктивные идеи. В США система патентной службы строится на иных принципах: за патент не выдается никакого вознаграждения; более того, его держатель должен заплатить значительную сумму при выдаче и делать крупные взносы в течение всего срока его действия. Как следствие, заявки подаются только на те идеи, которые, по прогнозу, обещают прибыль. Сегодня в США основными держателями патентов являются фирмы; автор, работающий в ней, обязуется передавать ей свои изобретения, а фирма, в свою очередь, ему за это дополнительно платит. В настоящее время в России работа патентной службы организована на таких же принципах.

Важной особенностью инженерного труда является опосредованность его включения в состав труда совокупного работника. Учет этой особенности должен выражаться в создании и использовании различных организационных форм, представляющих совокупного работника как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне такие формы следует разрабатывать и внедрять в НПО, МНТК (межотраслевых научно-технических комплексах), ИЦ (инженерных центрах), технопарках, технополисах и т.п.; на микроуровне - в творческих бригадах, инициативных целевых творческих группах.

Объединение работников в группы позволяет максимально использовать их творческий потенциал, привлекая к процессу управления. Для решения инновационных, креативных инженерных задач наиболее эффективны, по нашему мнению, целевые группы (временные творческие коллективы), включающие в свой состав инженеров, научных работников и рабочих. По сравнению, например, с ”кружками качества” они обладают явными преимуществами (поскольку перед группами ставятся более сложные цели, задачи формулируются заранее) и используются как для проработки отдельных организационных или технических вопросов, так и для решения сложных проблем.

В подобных ”представительствах” совокупного работника внутренняя мотивация достигается за счет морального удовлетворения, которое человек получает от приобретаемых коммуникативных навыков, причастности к решению творческих задач, самореализации в труде, принятия ответственности за свою часть работы, и как следствие - доверия со стороны коллектива и руководства, участия в управлении.

Наряду с повышением творческого потенциала инженерного труда развитие организационных форм, представляющих совокупного работника, позволяет, на наш взгляд, решить и ряд других проблем.

  • Во-первых, в общих результатах труда выделить вклад инженеров для установления четкой связи между объем усилий работника и размером его вознаграждения.
  • Во-вторых, организация инженерного труда посредством создания групп, присоединение к ним административных служащих, обязанных обеспечивать работу этих ”объединений”, сглаживает противоречивый характер взаимоотношений инженеров и других категорий работников предприятия, так как каждый работник становится заинтересованным в эффективной, творческой деятельности своих коллег, зная, что на его собственный доход серьезно влияют общие усилия.
  • В-третьих, создание и развитие организационных форм, представляющих совокупного работника, при определенной степени свободы в решении организационных и экономических вопросов является способом ускорения внедрения результатов инженерного творчества в производство.

Необходимый элемент инженерного творчества - свобода выбора направления творчества (форм сотворчества, самоорганизации деятельности и т.п.). Именно низкая степень свободы творчества в нашей стране по сравнению с другими, слабая ”обеспеченность” этой свободы оплатой труда является, по мнению специалистов, антимотиватором научной и инженерной деятельности, причиной внешней и внутренней ”утечки мозгов”.

В 1993 г., на который пришелся пик эмиграции из РФ, только в системе НАСА (США) было занято свыше 100 бывших россиян - высококвалифицированных специалистов в области космических исследований; до 90% нынешних кадров ВПК Израиля представлено нашими недавними согражданами. Потенциальный ущерб от эмиграции из России высококвалифицированных специалистов в трудоспособном возрасте оценивается в 60-75 млн. долл. в год.

Не требуют комментариев и такие показатели:

  • количество трудоустроившихся за границей специалистов в области техники и технологий, в том числе инженеров, в 1994 г. - 1997 человек, в 1995 г. - 1279, в 2000 г. - 6067, в 2001 г. - 7545, в 2002 г. - 3969 человек;
  • количество инженеров, занятых обслуживанием средств вычислительной техники за границей, в 1994 г. - 30 человек, в 1995 г. - 51, в 2000 г. - 145, в 2001 г. - 130, в 2002 г. - 6468 человек.

Внутреннюю ”утечку”, характеризуют следующие цифры: с 1989 г. по 1993 г. 27% ученых и инженеров перешли в различные коммерческие структуры, перестав заниматься своей профессиональной деятельностью.

Как подтверждает отечественная и зарубежная практика, свобода творчества на микроуровне достигается организацией инженерного труда в форме целевых творческих групп на принципах самоуправления. Как свидетельствует опыт Японии (да и нашей страны), деятельность творческих самоуправляющихся коллективов приносит большой социально-экономический эффект. Самоуправляющимся группам руководители компаний предоставляют свободу в решении вопросов распределения работ и вознаграждения, установления удобных графиков работы, использования выделенных на группу финансовых средств. Так, в компании IBM руководители технических исследований вправе использовать 15% ассигнованных денежных средств на незапланированные работы.

Инженер творит в условиях ограниченности времени и ресурсов. Поэтому его творчеству необходимо придать четкую целевую направленность. На макроуровне - это прерогатива государства, определяющего (исходя из потребностей общества) приоритетные направления научно-технического развития (например, разработка энергосберегающих технологий, создание установок для очистки промышленных отходов и т.п.), реализующего соответствующие научно-технические программы. На микроуровне определение тематики творческих поисков (исходя из конкретных потребностей рынка в новых товарах и предприятия - в совершенствовании и развитии технической базы) - забота руководства фирмы.

Для активизации инженерного творчества цель работы должна быть ясной и конкретной, соответствовать уровню творческих способностей работника и, что очень важно, четко и априорно коррелироваться с конечным персонифицированным вознаграждением за ее реализацию.

В книге ”Сделано в Японии” А.Морита пишет: ”Если перед инженером или ученым поставить четкую цель, он приложит все силы, чтобы достичь ее, но когда цели нет, если ваша компания или организация просто даст ему кучу денег и скажет: ”Изобрети что-нибудь”, нельзя ожидать успеха”. Он приводит такой пример: технический директор ”Сони” поставил перед специалистами фирмы четкую цель - ”делать магнитофоны”, когда еще даже не было известно, из чего и как изготавливать магнитную ленту. Конкретная цель задала направление творческой активности, мотивировала специалистов и в итоге была достигнута: ”Сони” стала одним из мировых лидеров в производстве магнитофонов.

Результаты социологического исследования, проведенного нами среди инженеров ряда предприятий, показали, что для 71% респондентов решающим моментом при включении в новаторскую деятельность явилась ”осведомленность о конечных целях технического задания” и всего лишь для 2,8% опрошенных инженеров данный мотив оказался незначимым. Еще больший вес этот фактор имеет в мотивационной сфере активных новаторов - 79%.

Выдвигаемые перед инженером цели должны соответствовать уровню его творческих способностей и даже превосходить их. Если они недостаточно сложны и ниже уровня, который инженер способен достичь, то это, как свидетельствует практика, ”расхолаживает” его. Творческий потенциал инженера остается прежним или даже понижается, а система мотивации труда, не учитывающая такой особенности, теряет свою значимость: следовательно, перестает быть эффективной. Именно поэтому в манифесте фирмы ”Сони” сказано, что компания ”всегда будет стремиться к неизведанному”. При таком положении дел задается содержательная мотивация труда инженера и стимулируется рост его творческого потенциала.

На всех своих стадиях инженерный труд связан с технической информацией. Соответственно, информационное обеспечение мы рассматриваем как мотивационный инструмент, способный влиять на творческую активность инженера и результативность его труда.

Известно, что эффективность динамической информационной системы зависит от мощности информационного потока. Обычно рассматривают четыре режима работы - холостой, нормальный, напряженный и критический. При минимальной информационной загруженности возникает парадокс холостого режима работы: представляется, что если работник мало загружен, то работу он выполняет высококачественно; однако практика свидетельствует об обратном - при недогрузке работник исполняет свои обязанности хуже, чем при нормальном режиме работы. Причина, по мнению специалистов, заключается в нарушении психологической ориентации работника и общего трудового настроя. При максимальной загруженности - картина прямо противоположная.

Инженерный труд сегодня - это сложная интеллектуальная научно обоснованная деятельность, требующая фундаментального научного и общетехнического образования. Для формирования высокого творческого потенциала инженера необходимо переориентировать систему инженерного образования с предоставления студентам необходимых профессиональных знаний на самостоятельный их поиск под контролем преподавателя, анализ проблем и противоречий инженерного характера, умение работать в команде, расширение возможностей для научной работы (организация конкурсов, научных студенческих конференций и т.д.).

На Западе модель инженерного образования определил рынок. Спрос на инженеров-эксплуатационников и инженеров-проектировщиков привел к внедрению двухступенчатой схемы подготовки специалистов, а очевидная невозможность ”объять необъятное” - к формированию системы ”узкой индивидуальной специализации”. Сегодня студент Калифорнийского технологического института или Парижской технической школы на каждом последующем курсе получает все большую свободу в выборе изучаемых предметов при фиксированном минимальном общем объеме прослушанных и зачтенных в семестре часов. Выбирая предметы, западный студент обычно ориентируется либо на конкретную должность в конкретной фирме (если он определился в своих планах на работу), либо на конкретную приглянувшуюся специализацию в надежде найти после окончания вуза соответствующую вакансию.

В нашей стране несоответствие системы подготовки инженерных кадров требованиям промышленности стало очевидным уже к концу 70-х годов прошлого века. Характерный показатель качества инженерного образования - время, необходимое для ”доводки” на предприятии молодого специалиста до уровня полноценного инженера-проектировщика (в среднем три-четыре года), по существу, сравнялось с продолжительностью обучения в вузе и практически не меняется. Поэтому в отношении инженерного образования необходимо решить такую важную проблему, как создание некоторой избыточной (а точнее, резервной) инженерной квалификации, что станет важным мотивом проявления инициативы работника. Специфика этого ”избытка” - в его временности. Знания, которые в данный момент еще не могут использоваться в процессе производства, при внедрении новой техники и технологии, постепенно становятся адекватны практическим реалиям и принимают значение необходимой квалификационной подготовки работника. Объем научно-технической информации стремительно возрастает; знания, полученные в вузе, неизбежно устаревают. В связи с этим в течение 30-летнего периода трудовой деятельности каждый специалист должен в 2-3 раза увеличивать стартовый объем профессиональных знаний.

Развитие систем инженерного образования и повышения квалификации, очевидно, требует государственных инвестиций. Скажем, в Японии на эти цели ежегодно тратится примерно 16% ВНП (в том числе 2/3 - на систему образования, а остальное - на систему переподготовки кадров), в США - более 20% ВНП. Для сравнения: в России, по оценкам специалистов, соответствующие расходы составляют 1,5% ВНП.

Еще одна особенность инженерного труда обусловлена спецификой его социально-экономического содержания, а именно - создаваемой им экономией живого и овеществленного труда. Учет этой особенности в мотивации инженера состоит в необходимости направления части этой экономии на оплату его труда.

error: Content is protected !!