Примеры деловой игры для руководителей. Деловые Игры (примеры). Определение цели переговоров

Деловая игра «Производственное совещание»

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры :

сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;

группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)

ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.

удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ведущий предлагает участникам поиграть в "полную (стопроцентную) демократию":

Представьте, что демократические принципы распространились не только на политику, сферу государственного и муниципального управления, но и на вашу личную жизнь. Отныне вы и шагу не сможете сделать без того, чтобы не согласовать свое поведение с группой товарищей...

Кресла лучше составить для этого упражнения не кругом, а полукругом, так, чтобы большая часть зала представляла своего рода "арену", на которой будет действовать жертва. Выбирается один доброволец. Он поднимается со своего места. Ведущий, сидя вместе с другими в полукруге, обращается к участникам:

Вот перед нами стоит Александр (Дмитрий, Елена, Наталья...). Что-то он скучает, надо чем-то его занять. Какие будут предложения? [после короткой паузы] Может, пусть он попрыгает на одном месте? Кто за? Кто против? Предложение принято (отклоняется)...

Если предложение отклоняется, то ожидаются новые идеи, которые сразу же ставятся на голосование. Доброволец-жертва воплощает в жизнь решение "парламента".

Исполнитель наравне с другими принимает участие в голосовании. Не обязательно предварительно это сообщать. Ведущий, заметив, что доброволец сам не принимает участия в голосовании, высказывает сентенцию: "А вы почему не принимаете участие в собственной судьбе? Вы же не раб, вы полноценный гражданин!"

Рано или поздно может наступить момент, когда доброволец-жертва категорически отказывается исполнять принятое решение. Тогда его "садят в тюрьму" - отводят в один из углов тренингового зала (который предварительно можно обозначить табличкой "тюрьма").

После 5-10 заданий доброволец-жертва садится на место, его место занимает другой доброволец (если такой вообще найдется). Если добровольца нет, то "доброволец" выбирается голосованием. Игра продолжается.

В конце проводится обсуждение:

Каково быть исполнителем чужой воли?

Что было приятнее, исполнять чью-то волю или диктовать свою волю другим людям?

Какие приемы манипуляции кто заметил?

Было ли чувство обиды? благодарности? какие-то иные чувства?

Как лучше противостоять давлению на тебя со стороны большой группы людей? какие здесь возможны приемы, тактики, стратегии?

Ведущий перед тренингом готовит достаточное количество фишек (число участников x 3). Можно нарезать куски картона, использовать настоящие монеты небольшого номинала. Однако для придания солидности тренингу лучше запастись специальными игральными фишками, продающимися в магазинах ("фишки для покера"). Также желательно приготовить четыре одинаковые коробочки с крышкой.

Вызываются четверо добровольцев. Остальные участники тренинга выходят за дверь. Перед уходом каждый из них получает по три фишки. Важно дать фишки именно перед выходом, чтобы какое-то время участники походили с этими фишками, немного привыкли к ним как к почти личной собственности.

Тем временем ведущий сообщает оставшимся, что их задача - заработать как можно больше фишек. Для этого у них есть только одно средство - вызвать жалость у владельца фишек. Жалость можно вызывать только своим внешним видом, в первую очередь - выражением лица. Ведущий рассаживает "попрошаек" в ряд, выдаёт каждому по коробке, куда надо складывать фишки.

Остальные участники заходят по одному. Им сообщается, что они должны раздать фишки "как подаяние". Можно отдать все фишки одному человеку, можно две отдать одному, а третью - другому, можно раздать по одной. Можно вообще не отдавать фишки или же отдать одну или две. Получив свою фишку, "попрошайка" прячет её сразу в коробочку. Это делается для того, чтобы следующие игроки не могли видеть предпочтений предшественников.

В конце производится анализ. Поднимаются вопросы:

Что двигало игроками, когда они раздавали фишки?

Как старались вести себя "попрошайки"? Как и что они изображали?

У кого хорошо получилось вызвать жалость, у кого плохо?

Ролевая игра "Повышение и увольнение"

Данная игра особо актуальна для группы, которая на этапе заказа определила значимость переговоров в системе «начальник подчиненный».

В ходе анализа участники высказывают свое мнение о том, какие ходы аргументации были выигрышными для них как руководителей, а какие работали против самого подчиненного. Для этого в режиме фронтального опроса заполняется таблица:

Удачные ходы

Ошибки аргументации

По итогам тренеру важно подчеркнуть, что аргументация «не работает», если говорящий не прояснил для себя, какие задачи хочет решить для себя партнер, в данном случае - начальник. А хочет он, в первую очередь, решить вопрос безопасности (чтобы его не подсидели), вопрос стабильности (чтобы без него – как с ним и не хуже), вопрос контроля (держать руку на пульсе).

Важно также подчеркнуть, что руководитель уже в своей вступительной речи оговаривает те критерии, которые считает важными. Если их услышать, зафиксировать и вернуть руководителю как собственный аргумент – велика вероятность «попадания в яблочко». Т.е. аргументы должны ложиться точно в цель, которую можно выделить, если внимательно слушать, понимать и фиксировать услышанное.

«Повышение и увольнение»

Данное упражнение предназначено для отработки тактик самопрезентации и убеждения.

Участники работают в нескольких раундах по четверкам

Инструкция:

В предлагаемом Вам упражнении Вы будете работать по четверкам. Один из Вас будет играть роль руководителя, трое других – роли его подчиненных.

Игровые условия таковы: руководитель пригласил троих свои подчиненных, чтобы сообщить им о необходимости ему уехать на длительный срок (например, на 3 месяца на стажировку за границу). Вместо себя он должен оставить кого-то из них (т.е. фактически, один из подчиненных должен быть повыцен…). С другой стороны, ситуация на рынке требует сокращения одной управленческой единицы, поэтому один из троих по итогам разговора будет уволен.

Взаимодействие в раунде происходит следующим образом:

Сначала руководитель говорит вступительную речь своим подчиненным (1 минута);

Затем подчиненные по очереди высказывают собственные соображения, почему они не должны быть уволены (по одной минуте на каждого);

Выслушав выступления подчиненных, руководитель принимает решение о судьбе каждого из подчиненных, и в течение минуты аргументирует свои решения уволенному и неповышенному подчиненным.

По итогам раунда в карточки участников ставятся баллы:

0 баллов тому подчиненному, чья аргументация руководителю была неубедительной – его уволили…

1 балл тому подчиненному, чья аргументация была недостаточна для того, чтобы его повысили в должности – ему оставили его функционал…

2 балла тому подчиненному, чья аргументация убедила руководителя повысить его…

Подчиненные (кроме повышенного) могут поставить (а могут не поставить) руководителю по одному баллу, если они остались удовлетворены теми аргументами, которые руководитель привел для обоснования своего не самого лучшего для них решения.

Таким образом, в каждом раунде каждый участник может получить от 0 до 2 баллов за собственное умение аргументировать свою позицию и презентовать себя во взаимодействии.

В игре четыре раунда. Даже если Вы встретитесь с одним и тем же человеком второй раз, каждый раз Ваши статусы будут различны. Каждый из Вас побывает в роли руководителя и трижды в роли подчиненного. По итогам упражнения мы проанализируем удачные ходы аргументации.

Ролевая игра "Аэропорт"

Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.

Вводная "начальнику" : "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная "сотруднице" : "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."

Разделы: Общепедагогические технологии

Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Множество уроков не имеют достаточного воспитательного и развивающего воздействия на учащихся. Успех в большей степени зависит от развития теории урока, от разработки и научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его структуры, схемы подготовки и т.д. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке. Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого.

Развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной деятельности . Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и деловые игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения) учащимися различных ролей и разнообразных видов деятельности.

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества .

Игра лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Конечно, при этом следует оптимально дозировать элементы повторения и неожиданности, импровизации, с тем, чтобы обеспечивать развивающий эффект игры, динамику освоения конкретных способов действий .

В настоящее время существует значительное количество различных видов, определений и классификаций деловых игр.

Деловая игра – это воспроизведение деятельности руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления.

В ходе деловой игры появляется возможность не только производится деятельность специалистов, но и выявляются проблемы и причины их появления, разрабатываются варианты решения проблем и т.д.

Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.

В зависимости от функций деловые игры делят на три группы:

  1. Учебные (применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности).
  2. Производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.).
  3. Исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.).

Ряд нововведений не внедряется на предприятии только потому, что у его работников недостаточен уровень ЗУН, отсутствует видимая потребность в его внедрении и недостаточная психологическая подготовка к восприятию и реализации нововведений .

Каждый участник деловой игры выступает в рамках той должности, которую он выполняет в структуре управления.

Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности. Это требует учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия.

Проспект деловой игры должен быть представлен в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
  • освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;
  • работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;
  • ориентации в нестандартных ситуациях;
  • концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

  • относительная сложность подготовки;
  • отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
  • отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Условия проведения деловых игр:

  • внимательность;
  • включенность в игру;
  • сопричастность, уважение точки зрения других;
  • масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
  • самовыражение.

Перед игрой следует уточнить некоторые терминологические понятия:

Задача – поставленная цель, которую необходимо достигнуть

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. Можно рассматривать проблему как противоречие между старыми и новыми знаниями, требованиями и т.д. .

При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению.

Есть деловые игры, в которых участники делятся не на команды, а распределяют роли: директор, начальник планового отдела, начальники цехов и т.д. Т.е. в таких играх определяется состав действующих лиц, и устанавливаются их задачи. Дискуссия идет с учетом определенных ролей.

Сам ход игры почти ничем не отличается от предыдущей, только выступление участников игры будет соответствовать выполняемой роли.

Структура деловой игры.

Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу.
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников

Оказывает помощь

3 этап – межгрупповая дискуссия Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы.

Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

Раздаточные материалы к деловой игре.

  1. Описание деловой игры
  2. Методические рекомендации для участника деловой игры
  3. Справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.

Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.

Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов. В процессе игры учащийся осваивает опыт жизни и социальные отношения, развивается личность в целом.

Деловые игры используют в том случае, когда необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Уроки чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.

В качестве примера рассмотрим деловую игру “Сборка компьютера” (информатика), в которой моделируется работа какой-либо действительной компьютерной фирмы, занимающейся сборкой и продажей компьютеров на заказ.

Урок - деловая игра “Сборка компьютера”

Тема урока: Основные устройства компьютера.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Цели урока:

образовательные: в игровой форме организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме: “Основные устройства компьютера”, функции основных устройств и информационное взаимодействие;

развивающие: создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Идея урока.

Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры: “В городе работает несколько фирм по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь”.

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день фирмы. Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 – решение кроссворда либо ребуса. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и решают кроссворд либо ребус с использованием данных понятий.

Задание 2 – сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают определение новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Организация урока.

Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 3-4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана группы), другой – менеджера, остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить двух учителей, либо старшеклассников, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.

Оснащение урока.

Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с кроссвордами и ребусами, карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств, учебник, прайс-лист, памятку по ведению беседы с заказчиком.

Эксперты должны иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, памятку по ведению беседы с работниками фирмы.

Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. Роль учителя в игре должна быть минимальной. В хорошо подготовленной деловой игре учитель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля учащихся, тем выше обучающая ценность игры.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливается ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.

Система оценивания.

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Задание 1:

  • правильность;
  • аккуратность;

Задание 2:

  • ориентация в материале;
  • культура речи;
  • краткость;
  • логичность и убедительность;
  • выделение существенного;
  • умение заинтересовать слушателей.

Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

  • взаимопомощь в группе;
  • умение общаться с коллегами;
  • умение организовать работу в группе;
  • умение уложиться во времени при решении задач;
  • умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, - 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  • каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта – 1 балл;
  • несоблюдение правил игры – 2 балла;
  • грубое нарушение – до 5 баллов.

План урока.

  1. Подготовительный этап – 2 мин.
  2. Решение кроссворда – 10 мин.
  3. Сборка компьютера – 30 мин.(для каждой группы: подготовка сборки компьютера – 10 мин, разговор с заказчиком – 10 мин).
  4. Подведение итогов урока – 3 мин.

В зависимости от уровня подготовки учащихся и наличия времени игра может быть упрощена, а также сокращена по длительности.

Ход урока.

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.

Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте, пожалуйста название своему предприятию.

Ребята придумывают названия своих фирм-команд.

Ведущий. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - попробовать решить кроссворд из компьютерных терминов.

2. Решение кроссворда.

Команды получают листы с кроссвордами. По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Свои решения команды передают экспертам, которые во время выполнения игроками задания следующего этапа проверяют и оценивают работу каждой из команд.

3. Сборка компьютера.

Ведущий. В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобиться. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить 80000 тенге (это задание для 1-й команды, для других команд это может быть, например, 850000, 90000 тенге). Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип принтера, наличие колонок, вид мыши и клавиатуры, сканера и т.п. Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.

Каждая команда получает несколько картинок с изображением комплектующих и периферийных устройств. Игроки должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.

Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используются реальные прайс-листы) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации. В качестве заказчиков выступают эксперты. Разговоры представителей фирм-команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Пример памятки для работников фирмы.

“На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас на складе в наличии остались только процессоры Celeron 1200. Пришла большая партия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать. У вас нет колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталась только на 512 Мб”.

Пример памятки для заказчика.

“Вам известно, что последняя марка компьютера – это Pentium IV. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, слушать музыку через колонки, просматривать фильмы.

Вы спрашиваете:

  • Pentium – это название фирмы, выпускающей компьютеры?
  • Что такое память и для чего она нужна?
  • Какая разница между CD-ROM и DVD-ROM?
  • Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?
  • На чем можно распечатывать плакаты больших размеров?

Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой”.

4. Подведение итогов урока.

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре – о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.

Литература

  1. Якимнская И.С. Принцип активности педагогической психологии // Вопросы психологии.- 1989. № 6.
  2. Крюкова Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий // Герялт (Просвещение). – 1998. - №1.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя.- М.: Новосибирск, 1994.- 144с.
  4. Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. Докл.научно-техн. Школы-семинара.- Л., 1987.- С.85
  5. Польщикова О.Н. Деловая игра на уроке информатики. .// Информатика и образование., - 2003 -№3.

Деловая игра для учащихся 8, 9 классов

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Цели : помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Подготовка

Учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры.

Ход мероприятия

Ведущий 1 . Добрый вечер, дорогие друзья!

Ведущий 2. Здравствуйте.

Ведущий 1. Современный мир — постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека.

Ведущий 2. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Ведущий 1. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Ведущий 2 . Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Ведущий 1 . Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы и купцы.

Ведущий 2 . Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

Ведущий 1 . В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Ведущий 2. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Ведущий 1. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Ведущий 2. Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам.

Ведущий 1. Поэтому мы предлагаем немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Разминка-юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач ➙ в - медицинский работник (врач).

Сопло ➙ п - дипломатический представитель (посол).

Терка ➙ а - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля ➙ м - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр ➙ ф - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор ➙ д - руководитель предприятия (директор).

Старина ➙ с - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток ➙ с -животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка ➙ а - юридическая профессия (адвокат).

Травинка ➙ а -продавец старины (антиквар).

Альков ➙ к - мастер ручной ковки (коваль).

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали . 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

Что это за профессия?

Ведущий 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер - ...

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент - ...

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер - ...

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий . Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

Подумай - посчитай

Ведущий 1. В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

Игрокам обеих команд предлагается посоревноваться в решении весьма сложных задач - ответить на семь вопросов классического теста, используемого большинством американских и западноевропейских фирм при приеме на работу новых сотрудников.

Время обдумывания каждого задания около трех минут.

1. Запишите цифру, являющуюся логическим продолжением ряда: 2, 7, 24, 77... (238. Каждое число умножаем на три и прибавляем к нему нечетное по возрастающей, начиная от единицы, то есть 1, 3, 5 и т. д. Отсюда: 77 х 3 + 7 = 238.)

2. В каждой группе назовите лишнее слово:

Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит - это млекопитающее.)

Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава, Бонн. (Нью-Йорк — единственный город в группе, не являющийся столицей.)

Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются такие слова: «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А.)

3. Вставьте пропущенное число: 8, 10, 14, ... 34, 50, 66. (26. Числа через одно получаются путем удваивания и вычитания из полученного результата дойки: 8 х 2 — 2 = 14; 10 х 2 — 2 = 18; 14 х 2-2 = 26 и т. д.)

4. Как нужно трижды записать цифру «3», чтобы получилось в итоге «4»? (3:3 + 3 = 4.)

5. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

Хозяйка, владелец, строй.

Город, машина, змея, вой, мужчина, страх.

(К слову «вой» и каждому слову верхнего ряда можно добавить корень домо-.)

Выбор сделай сам

Ведущий 2. Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Предлагаем вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь повысить оценку, будьте строги к самому себе. Поставьте оценку ту, которая отражает ваши реальные умения: 5 - очень хорошо, 4 - хорошо, 3 - средне, 2 - ниже среднего.

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-либо проблемы.

2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.

3. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

4. Я знаю, что жду от моей будущей профессии: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

5. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что уверен в себе.

6. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.

7. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.

Блиц-опрос

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

а) Агния Барто;

б) Сергей Михалков;

в) Джанни Родари.

2. Где работает брокер?

а) в банке;

б) на бирже;

в) на ипподроме.

3. За чем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком;

б) за цветами;

в) за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) кузнецы;

б) цирюльники;

в) алхимики.

5. Где работает крупье?

а) в казино;

б) на конюшне;

в) на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор;

б) культуролог;

в) культурист.

7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист;

б) шахтер;

в) нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

а) физиотерапевт;

б) гипнотизер;

в) анестезиолог.

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

а) посудомойка;

б) сторож;

в) учитель (шкраб - школьный работник).

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

а) монтажер;

б) монтер;

в) монтажист.

11. Что делает визажист?

б) пластические операции;

в) макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) спикер;

б) конферансье;

в) диктор.

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) нотариус.

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) следователь.

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) провизор;

б) прозектор;

в) проректор.

Ведущий 2. Итак, наш классный час подошел к концу, пришло время подводить итоги. Дети усаживаются в круг.

Ведущий 1 . Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

3. Что такое склонность, интерес?

4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

5. Способности - дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области Пензенский агропромышленный колледж

Классный час

Тема разработки: «Я-профессионал»

Форма проведения: деловая игра

Адресат: студенты

ФИО куратора : Дашкина Венера Шавгятовна

Пенза

2017

Пояснительная записка

Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессионального образования. В совместной деятельности всех участников педагогического процесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы. Куратор - педагог-профессионал, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, организующий условия для профессионального и личностного становления молодежи через разнообразные виды воспитывающей деятельности. При этом важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм и содержания. Одной из форм воспитательной работы является деловая игра.

Игра - это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.

Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.

Алгоритм деловой игры:

I ЭТАП ПОДГОТОВКИ

разработка игры: ввод в игру:

разработка сценария

постановка проблемы, целей

план деловой игры

условия, инструктаж

общее описание игры

регламент, правила

распределение ролей

подготовка материального обеспечения

формирование групп

консультации

II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ

работа в группах

выполнение индивидуальных заданий

тренинг

III ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ

вывод из игры

анализ, рефлексия

оценка и самооценка работы

выводы и обобщения

Деловая игра - это аналог профессиональной культуры, чем она сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека.

Формы и последовательность действий куратора заключаются в следующем:

Представление исходной информации .

Постановка целей и задач. Обсуждение исходной информации. Демонстрация возможных практических результатов. Обсуждение учащимися вопросов оптимизации игрового занятия. Формирование психологического контакта.

Организация деятельности учащихся.

Контроль за соблюдением последовательности выполнения ролевых функций. Применение заранее подготовленных приемов по укреплению дисциплины и оптимизации процесса деловой игры. Поощрение мышления вслух, оказание помощи в «тупиковых» игровых ситуациях и т.д.

Создание оптимального эмоционального режима .

Оптимизация эмоционального режима осуществляется эмоционально значимыми средствами:

Речевыми; - мимикой; - жестами;

Предметами; - документами; - видеозаписями;

Слайдами; - звукозаписями; - схемами, графиками.

Организация обсуждения результатов.

Постановка задачи на текущем этапе. Подведение итогов.

Организатор игры должен четко и конкретно представлять игровые цели и методы. Недопустима неопределенность и двусмысленность, так как это вызывает отрицательную реакцию участников, резкое снижение планируемых результатов.

Цель : развитие готовности личности к самостоятельной профессиональной деятельности; актуализация источников социально-экономического опыта для профессионального становления учащихся.

Задачи:

1. Помочь будущим специалистам-профессионалам определить уровень своей готовности участвовать во взрослой экономической жизни общества, сравнить и проанализировать свою конкурентоспособность и профессиональную компетентность, задуматься о своем призвании.

2. Развивать представления о профессионально значимых качествах, стремление учащихся к достижению жизненного успеха, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; способность к группоориентированному поведению.

3. Воспитывать потребность в созидательной деятельности, творчестве, положительное отношение к труду.

Оборудование и реквизит: бумажные банкноты «Профи», карточки с указанием ролей (президент и работник) из расчета 1: 5, бланки учета дохода фирмы, таблица «Профессионал», таблицы «Модель Профессионала» по количеству участников, бланк «Фотография дня», тест «Чувство времени», ведомость учета расходов и доходов

Место проведения: учебный кабинет

Время проведения игры . Игровое время организовано в виде нескольких циклов, между которыми делается пауза для проверки правильности оформления документов (таблиц), анализа ситуации и подведения промежуточных итогов. Общее время на проведение игры 1ч 20 мин.

Участники: студенты 1-2 курсов

Общие сведения об игре . В игре моделируется деятельность нескольких фирм. Участники играют роли совета фирмы. Игра моделирует установление трудовых отношений между президентом и сотрудниками фирмы.

Планируемый результат . Осознание участниками необходимости учитывать имеющиеся экономические ограничения при принятии любого более или менее ответственного решения; формирование установки на активные самостоятельные действия; развитие представления о профессионально значимых качествах и стимулирование профессионального саморазвития.

Правила игры . В начале деловой игры создаются фирмы, которые в результате игровых действий должны накопить капитал. Капитал выражается в денежных единицах, называемых «ПРОФИ», который можно натурализировать, т.е. представить в виде бумажных банкнот (см. образец в Приложении 1). На каждом этапе свои условия зарабатывания денег.

Игру отслеживают эксперты, которые оценивают деятельность фирм. Также эксперты имеют право после каждого цикла (этапа) оценивать игроков, проявивших себя в каком-либо плане (творчество, логика, лидерство и т.д.), выдавая банкноты (или жетоны) стоимостью в 1000 ПРОФИ.

В игре моделируется профессиональный рост участников по количеству заработанных денежных единиц:

УЧЕНИК - 1000 ПРОФИ МАСТЕР - 3000 ПРОФИ

СТАЖЕР - 2000 ПРОФИ ПРОФЕССИОНАЛ - 4000 ПРОФИ

В конце игры при подведении итогов фирмам присуждаются ТИТУЛЫ:

«Предприниматель» - за проявление творчества, инициативы.

«Карьера» - служащие достигли заметных успехов (рост по служебной лестнице).

«Состояние» - самый высокий уровень жизни (дохода).

План игры

1 цикл «Создание фирмы»

Ведущий. Профессиональная деятельность требует определенных знаний, навыков и умений. Безусловно, у каждого из вас они в той или иной мере уже есть. Давайте составим так называемое «резюме», которое отражало бы ваши профессиональные знания и умения: что закончили или где учитесь, какой разряд имеет, биографические данные, увлечения, сколько хотели получать за свой труд. Но сначала определим роли, которые вы будете играть в фирме.

(Раздаются карточки с указанием определенной роли (президент фирмы и работник. Время на подготовку 3-5 мин)

«Резюме» президентов

Ведущий. Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а президенту фирмы особенно. Подумайте, в чем проявляется ваша исключительность, и продолжите фразу: «Я самый…» Аргументируйте утверждения, например, «Я самый предприимчивый, т. к…», «Я самый умный, т. к…» и т. п.

Чем ярче, убедительнее вы себя представите, тем больше сотрудников вы наберете в свою фирму. Участники деловой игры могут задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения.

А вам, «работники», необходимо внимательно выслушать выступления «президентов», т.к. вам необходимо будет сделать выбор - в какую фирму, соответственно, к какому президенту, идти устраиваться на работу со своим «резюме».

2) «Резюме» работников.

Ведущий. В условиях безработицы человеку, потерявшему источник дохода, приходится искать себе новую работу, обращаться на биржу труда или непосредственно на фирмы или предприятия. Это требует определенных навыков и понимания того, что в сложившейся ситуации очень многое зависит

именно от активности самого человека. Сейчас работники попытаются найти себе работу в различных фирмах. Для этого необходимо определить для себя, к какому президенту вы хотели бы пойти работать и предложить в качестве рекламы свое «резюме». Задача президентов состоит в том, чтобы набрать себе штат и создать фирму. Фирмы, набравшие наибольшее количество сотрудников, будут между собой конкурировать.

(Эксперты наблюдают за ходом игры и подводят итоги первого цикла : определяются фирмы (их может быть несколько), набравшие большее количество сотрудников и которые будут дальше участвовать в игре. Каждый сотрудник, получивший работу, приносит фирме 1000 ПРОФИ, таким образом, фирма получает начальный капитал, составляющий количество ПРОФИ, заработанные «Самым…» президентом + ПРОФИ по количеству сотрудников фирмы. По усмотрению экспертов количество сотрудников фирм можно уравнять на основе общей договоренности.

В каждой фирме выбирается бухгалтер, который будет фиксировать доход фирмы, т.е. количество заработанных ПРОФИ. Необходимо заранее подготовить бланки учета дохода фирмы (см. Приложение 2) по количеству фирм-участников (4-5 бланков).

2 цикл «Модель профессионала»

Ведущий. Для того чтобы достичь цели, необходимо, по меньшей мере, четко ее представлять, понимать, к чему идешь. Именно этим мы сейчас и займемся. У нас с вами есть три этапа, чтобы составить «Модель профессионала»

На первом этапе у каждого из вас есть 5 минут для того, чтобы составить собственную модель профессионала. Для этого нужно заполнить таблицу «Профессионал» (см Приложение 3). Эту часть работы вы выполняете индивидуально.

На втором этапе вы свои предложения обсуждаете в фирмах, чтобы составить обобщенную модель профессионала. Для этого сотрудники фирмы садятся в круг и решают вопрос о процедуре обсуждения: кто и в каком порядке будет высказываться, каким образом будут приниматься решения о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После принятия правил фирмы приступают к обсуждению. Причем задача каждого участника - убедить всех остальных в том, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. Обобщенная модель профессионала составляется на основе большего количества предложений. А за каждое учтенное качество или умение служащему присуждается 1000 ПРОФИ. Например, из 8 сотрудников фирмы поступило 6 предложений включить в обобщенную модель профессионала качество ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ, таким образом, каждый сотрудник, предложивший данное качество получает 1000

ПРОФИ и т.д.

В итоге у нас получилось несколько моделей Профессионала, т.к. каждая фирма выработала свою модель.

На третьем этапе перед составлением общей модели я объявляю конкурс на лучшую модель, в результате которого фирма-победитель получает премию в 2000 ПРОФИ. Для этого президенты фирм представляют свою модель профессионала, а эксперты оценивают, после чего составляется общая модель. Здесь уже за каждое учтенное качество фирма получает 1000 ПРОФИ.

( На первом этапе эксперты внимательно следят за самостоятельностью и правильностью заполнения таблиц.

На третьем этапе при анализе результатов необходимо обратить внимание:

на качество модели профессионала (сравнить с моделью в Приложении 3);

на процедуру обсуждения и поведения при этом каждого участника: во время дискуссии следует поощрять высказывания, но не превращать обсуждение в общий разговор или в пререкания с претензиями, должно действовать правило: «Говорит один- остальные внимательно слушают; все вопросы задаются только после того, как выступивший человек закончил говорить».)

Схема этапов цикла:

1 этап

Индивидуальная работа сотрудников фирмы

2 этап

Обсуждение модели в фирмах

1 фирма 2 фирма 3 фирма

3 этап

7

3 цикл «Чувство времени»

Ведущий . Самый главный экономический ресурс - время. Это единственное, что нам никогда и ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить? Не бывает ли в вашей жизни периодов, когда вы просто не знаете, чем заняться, куда деть время? И помните ли вы о том, чем занимались вчера, несколько дней назад?

Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера и заполните бланк «Фотография дня»,вам дается 3 минуты (см Приложение 4).

После заполнения бланка вы обсуждаете в своих фирмах результаты работы и составляете творческий анализ дня. Например, «В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом.

Когда каждый сотрудник будет представлять свой анализ, эксперты внимательно отметят лучших, которым выдается премия в 1000 ПРОФИ.

Фирмы, наиболее творчески представившие свою «Фотографию дня» зарабатывают 1000 ПРОФИ и соответственно 500 ПРОФИ.

Это задание предназначено для осознания участниками игры необходимости бережного отношения к своему времени, т.к. для юношеского возраста характерна определенная безответственность, разбросанность.

Для разгрузки в виде паузы давайте проведем тест «Чувство времени» (см Приложение 5).

2 этап «Моя минута»

Ведущий . Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Профессионалу нужно и то, и другое. Проверим вашу работоспособность. Прошу всех приготовиться и сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и слушать меня. По моему сигналу (хлопок в ладоши или команда «начали») все одновременно начинают отсчитывать про себя одну минуту, т.е. считать до 60. Как только вы закончите считать, сразу поднимаете руку.

(Это задание лучше проводить по частям с каждой из фирм, для того чтобы зафиксировать каждого участника. Итоги подводятся следующим образом: если участник закончил счет на числах 56-64, то он получает 2000 ПРОФИ и это свидетельствует о его высокой работоспособности, если 50-55 и 65-70 - 1000 ПРОФИ и это свидетельствует о средней работоспособности.)

4 цикл «Богатенький Буратино»

Ведущий . Настоящий профессионал должен быть расчетливым, вести скурпулезный учет своих финансов, вкладывать свободные денежные средства в прибыльное дело, но вместе с тем ему нужно уметь быть и щедрым. Представьте себе, что вы богатенький Буратино. У вас есть 30 золотых монет. Вы можете оставить их все себе, или отдать 30 монет одному из сотрудников фирмы, или отдать, например, одному - 3 монеты, другому - 10 и т.д. Одним словом, вы - хозяин своего богатства и свободны в своих решениях. На это у вас ровно 3 минуты. Просьба - подаренные вам монеты другим не отдавать, ведь это подарок и надо его сохранить.

(Эксперты обращают внимание на то, чтобы участники правильно складывали (или фиксировали) подаренные монеты и свои собственные. По истечении времени подводятся итоги: выявляется в каждой фирме «Самый щедрый Буратино», т.е. тот, кто больше всех подарил своих монет (он получает 1000 ПРОФИ) и «Самый Богатенький Буратино», т.е. тот, кому больше всего подарили монет (получает 1000 ПРОФИ).

Итоги деловой игры .

Подведение итогов начинается с отслеживания профессионального роста каждого сотрудника фирмы по количеству заработанных ПРОФИ. Определяется, сколько в каждой фирме сотрудников-Профессионалов, сколько - сотрудников-Мастеров, сколько - Стажеров и Учеников. Всем участникам, получившим то или иное звание, можно вручить Сертификаты или дипломы.

После игры целесообразно провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников. Для этого можно попросить выступить ребят, заработавших максимальное количество ПРОФИ и получивших звание «Профессионал», о своих впечатлениях. Что они предпринимали, чтобы достичь таких результатов?

Также можно обсудить с участниками слова эпиграфов к каждому разделу игры (их можно оформить в виде плакатов и оформить помещение, в котором будет проводиться деловая игра).

В заключении педагог отвечает на вопросы участников и делает выводы о проведенной игре.

Литература:

Подиновский, В.В. Методические разработки и рекомендации по деловым играм/ В.В. Подиновский, В.Я. Платонов, и др-М

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998.

Смолкин,А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие/ А.М. Смолкин - М.: Высш. шк., 1991.

Абрамова, Г.С., Деловые игры. Теория и организация/ Г.С. Абрамова, В.А. Степанович- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 192с.

Цзен, И.В.Психотренинг: игры и упражнения/, И.В. Цзен, Ю.В. Пахомов - М.: НФ Класс, 2001. - 259c.

Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие/ С.А. Шаронова - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. - 166с.

Приложение 1 Образец банкноты


Приложение 2

Бланк учета доходов фирмы

доход

фирмы

доход от Учеников

доход

от Стажеров

доход от Мастеров

доход от Профессионалов

итого

1 цикл

2 цикл

3 цикл

4 цикл

Итого

В графе «Доходы фирмы » фиксируется количество заработанных ПРОФИ только фирмой.

В графах «Доход от Учеников», «Доход от Стажеров» и др . фиксируется количество ПРОФИ, которые принесли сотрудники фирмы в результате своего профессионального роста: каждый сотрудник, получивший по итогам цикла звание «Ученик» приносит доход фирме, составляющий 1000 ПРОФИ, «Стажер» - 2000 ПРОФИ, «Мастер» - 3000 ПРОФИ, «Профессионал» - 4000 ПРОФИ. Например, по итогам первого цикла звание «Ученик» получили все сотрудники фирмы (6 человек), таким образом они принесли фирме доход в 6000 ПРОФИ. По итогам второго цикла звание «Стажер получили только 2 сотрудника, значит доход фирмы составит 4000 ПРОФИ.

Приложение 3 «Профессионал»

Качества профессионала

Основные навыки

Примерная модель Профессионала:

Качества

Навыки

1

Добросовестность

Коммуникация

(общение)

2

Целеустремленность

Креативность

(способность порождать необычные идеи)

3

Настойчивость

Этическая компетентность

(нравственность)

4

Предприимчивость

Адаптивность

(гибкость, навык использовать возможности)

Приложение 4

«Фотография дня»

Имя_____________________________________________

Время

7.00-8.00

8.00-9.00

9.00-10.00

10.00-11.00

11.00-12.00

12.00-13.00

13.00-14.00

14.00-15.00

15.00-16.00

16.00-17.00

17.00-18.00

18.00-19.00

19.00-20.00

20.00-21.00

21.00-22.00

22.00-23.00

23.00-24.00

Вариант анализа дня:

«В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом».

Приложение 5

Тест «Чувство времени»

Из предложенных вопросов выберите один из вариантов ответа.

Есть ли у вас время, чтобы выспаться среди недели?

Если у вас много дел, а телефонный разговор затянулся, можете ли вы закончить беседу вежливой фразой?

Считаете ли вы, что определенные дела нужно всегда делать в один и тот же день недели?

Если кто-то из членов вашей семьи включает телевизор, садитесь ли вы смотреть эту же передачу, хотя ранее не собирались это делать?

Планируете ли вы за 1-2 месяца, как будете проводить каникулы?

Есть ли у вас время на хобби?

Как вы читаете книги, в которых больше 200 страниц?

Есть ли такой день в неделе, когда вы полностью отключаетесь от всех дел?

Мучают ли вас угрызения совести, если вы что-то не успели сделать?

  1. Да

    Нет

    Чаще всего, да

    Да

    Редко

    Если думаю, что не обижу собеседника

    Нет

    Такое мне не приходит в голову

    Да

    Да

    Только на несколько минут

    Нет

    Нет, так как каждый раз провожу их одинаково

    Нет, так как не знаю, что будет через это время

    Да, чтобы лучше подготовиться

    Жалко тратить на это время

    Нет, хорошо, что его хватает на самое необходимое

    Да

    Если интересно, «глотаю» книгу, оставив все остальные дела

    Читаю ежедневно несколько десятков страниц

    Иногда, но заранее никогда не планирую

    Да, такой день есть

    Тем, кто может себе такое позволить, очень везет

    Да, мне это всегда неприятно

    Да, из-за этого я не могу спать

    Нет, я отношусь к этому спокойно

Согласны ли вы с поговоркой «Делу время - потехе час»?

Часто ли из-за учебы (работы) вам не хватает времени для общения с членами семьи?

Планируете ли вы, как в новом году лучше использовать свое время?

Есть ли у вас привычка записывать все наиболее важные дела, которые предстоят на следующей неделе, в записную книжку или в свой дневник?

Если у вас есть время и возможность сделать что-то необходимое, отложите ли вы это дело на завтра?

Можете ли вы сказать с точностью до 5 минут (разумеется, не глядя на часы), сколько времени занимает та или иная работа или занятие?

Знаете ли вы способы, повышающие эффективность учебы или работы?

Есть ли у вас распорядок дня?

Удается ли вам придерживаться распорядка дня?

  1. Конечно, полностью согласен

    Не знаю

    Нет, думаю, что человек должен больше отдыхать, чем работать

    Да

    Нет, я почти всегда нахожу для этого время

    Иногда

    Да, планирую, но не совсем верю в успех

    Мне для этого не нужен новый год, я это делаю регулярно

    Не вижу в этом для себя никакой необходимости

    Иногда, я записываю только самые важные дела

    Нет, я и так хорошо помню

    Да, стараюсь записать все, что необходимо сделать, чтобы ничего не забыть

    Нет, постараюсь сделать это прямо сегодня

    Все зависит от настроения

    Думаю, что успею все сделать завтра, так и поступаю

    Да, для меня это не составляет труда

    Нет, я не замечаю, как бежит время

    Могу, особенно когда я хорошо себя чувствую

    Да, причем не только знаю, но некоторые из них использую сам

    Знаю, но использую очень редко, и так все получается нормально

    Нет, об этом никогда не задумывался

    Нет, так как я считаю, что и без него я все успеваю

    Нет, просто я об этом не думал

    Да, есть

    Да, мне это практически всегда удается

    Нет, это очень трудно для меня

    Время от времени

Обработка результатов

Сравните свои ответы с приведенным ниже «ключом» и суммируйте полученные баллы.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопрос

10

11

12

13

14

15

16

17

18

От 16 до 40 очков . У вас ни на что не хватает времени. Вы за многое беретесь, но редко доводите начатое до конца. Часто забываете о том, что нужно сделать.

От 41 до 80 очков . Вы многое успеваете сделать, но все же иногда у вас не хватает времени из-за определенной неорганизованности. У вас есть резервы, и вам их надо использовать.

От 81 до 110 очков . Вы знаете цену времени, как правило, хорошо используете его. Но вы умеете и отдыхать. Так держать!

От 111 до 168 очков . Вы очень хорошо используете свое время, но иногда нужно и отдыхать от учебы и другой работы.

Приложение 6

Ведомость учета монет

Собственные монеты

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

итого

ДЕЛОВАЯ ИГРА

БИЗНЕС – КЛУБ «В МИРЕ ФИРМ»

(для 10 классов)

Цели игры:

    Сформировать умение учащихся применять полученные знания на практике

    Развивать речь, творческое мышление учащихся

    Воспитывать у учащихся качества менеджера

    Формировать коммуникативные способности

Оборудование:

    Карточки с названием фирм (стоят на столах)

    Карточки с заданиями

    Дипломы

    Призы

    Коробочки для жетонов

Ход игры.

В игре принимают участие 3 – 4 команды по 6 – 8 человек. Каждая команда представляет какую-либо фирму, которую возглавляет директор. Участники сидят за столиками. Отдельно стоит столик для интервью, за которым сидит журналист (учащийся).

Ведущий:

Добрый день, уважаемые директора, менеджеры фирм и гости! Мы очень рады вас видеть сегодня в нашем бизнес – клубе «В мире фирм». Работа бизнес – клуба заключается в том, чтобы выбрать наиболее лучшую фирму, среди присутствующих здесь. В качестве жюри сегодня будут выступать зрители. Сегодня в наш бизнес – клуб «В мире фирм» приглашены представители управленческого персонала трех фирм. Среди них фирма «_________________», фирма «______________», фирма «_______________». Задача зрителей внимательно просмотреть все выступления фирм и выбрать лучшую из них на ваш взгляд. Среди критериев, по которым вы делаете свой выбор:

    Коммуникативные способности

    Творческий подход

Работа нашего бизнес – клуба начнется с презентаций фирм.

(учащиеся представляют домашнее задание)

А теперь проведем пресс – конференцию, на которую приглашаются директора фирм. Прошу вас пройти за отдельный столик ….К нам на встречу пришел журналист, который возьмет у вас интервью, о вашем стиле руководства.

Итак, представляю вам известного журналиста. Это…..(фамилия, имя).

Вопросы для проведения интервью.

(задаются каждому директору все вопросы, отвечают по очереди)

    Представьтесь, пожалуйста.

    Какого стиля руководства вы придерживаетесь в своей работе?

    Почему вы выбрали именно этот стиль руководства? Чем он вас привлекает?

    Какие сложности возникают при применении данного стиля руководства?

    А почему Вы не используете … стиль руководства, ведь он имеет много достоинств?

Большое спасибо всем директорам фирм, прошу вас занять свои места.

В основе любого бизнеса лежит какая–нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки.

(менеджер каждой фирмы вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут)

Варианты безумных идей.

    Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку. Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.

    Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.

    Вы изобрели радиоэлектронную шпаргалку в виде обыкновенной мухи, которую можно посадить на стол, на одежду, куда хотите. Эти мухи начнут пользоваться спросом. А вам нужно доказать убыточность этого предприятия.

    Вы изобрели контактные линзы для куриц, чтобы они не заклевывали друг друга, а сосредотачивались на корме.

    Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах. Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность.

(Учащиеся по очереди предлагают доказательство успешности применения идей)

Следующее испытание, которое мы приготовили для фирм, это проверка их компетентности в области менеджмента. Каждой фирме я предлагаю ответить на предложенные вопросы, в порядке очереди.

(Участники по очереди вытягивают вопросы (на карточках) и отвечают на них)

Вопросы.

    Назовите качества, которые помогают вам быть успешным менеджером.

    Какие формы контроля вы используете в работе?

    По каким критериям вы выбирали на работу бухгалтера?

    Какие способы мотивации работников вы используете?

    Какой способ коммуникации доминирует в вашей фирме?

    Что вы прогнозируете в своей фирме?

    Какова миссия вашего предприятия?

    Какие формы вознаграждений вы используете?

    За что вы можете уволить работника?

    За что Вы можете премировать работника?

    Какие документы вы выписываете при продаже товара?

    Кто несет материальную ответственность в вашей компании?

    В чем заключается антикризисная программа вашей компании?

    Чем вы привлекаете инвесторов?

    Куда вы инвестируете свой капитал?

В работе менеджер сталкивается с различными ситуациями, в том числе и конфликтными, выход из которых он должен найти.

Сейчас вам будут предложены конфликтные ситуации, в которых может оказаться любая фирма. Ваша задача предложить выход из данной ситуации.

(Фирмы вытягивают карточки с конфликтной ситуацией. Время на обсуждение 5 минут.)

Конфликтные ситуации.

    Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать? Как вы ответите на звонок?

    В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

    Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

    Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

    Ваш работник систематически не вовремя сдает отчеты о проделанной работе. Как вы с ним поступите?

На любом предприятии работает бухгалтер, который ведет всю отчетность. На своей фирме вы столкнулись со следующей ситуацией: Ваш бухгалтер уехал в командировку, а вам срочно нужно сдать бухгалтерский баланс. На столе бухгалтера вы видите проводки. Расшифруйте их.

Д 01 К 02

Д 01 К 19

Д 51 К 50

И последнее испытание, которое мы приготовили для вас – это инсценировать ситуацию (представители фирм вытягивают карточку с ситуацией). Время для обсуждения – 5 мин.

    Найм на работу

    Повышение по службе

    Разговор менеджера с поставщиком производственных ресурсов

    Разговор руководителя предприятия с банковским служащим о предоставлении кредита.

    Сокращение с работы высококвалифицированного специалиста.

Итак, фирмы успешно прошли все предложенные испытания.

Сейчас начинается работа зрителей. Оцените наши фирмы и выберите ту, которая вам понравилась больше. Если у вас есть сомнения, вы можете сейчас задать фирмам свои вопросы.

(Зрители задают вопросы)

    Коммуникативные способности

    Творческий подход

    Компетенция в области управления

(Подведение итогов)

Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания по менеджменту. Вы смогли эти знания применить на практике, попробовать на себе роли менеджеров, подчиненных, руководителей. Я думаю, что эти знания помогут вам в выборе будущей профессии. Все эти знания вы еще раз примените при создании проекта фирмы.

(вручение диплома)

А теперь подарки от спонсоров за участие в бизнес – клубе.

Спонсоры нашего клуба:

    ОАО «Кондитерское объединение «Россия»» (шоколад – участникам, конфеты – зрителям)

    Коммерческий банк «Зауральский бизнес» (словари – директорам фирм)

error: Content is protected !!