Презентация по информатике "кодирование и обработка текстовой информации". Презентация по информатике на тему "кодирование текстовой информации" Редактирование и форматирование

Слайд 3

Историческая справка

Криптография - это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц Азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире) Сурдожесты - язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха Вопрос: Какие примеры кодирования текстовой информации можно привести еще?

Слайд 4

Примеры кодирования

«Здравствуй, Саша!» Русский текст –латинскими буквами «Zdravstvuy, Sasha!» Семафор (положение) Наскальный рисунок – БИЗОН Иероглиф «Торговец рыбой» (Китай)

Слайд 5

Код Цезаря

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я1 Юлий Цезарь (I век до н.э.) Замени каждую букву шифруемого текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов! Закодируем Б А Й Т– сместим на 2 символа вправо Получим: Г В Л Ф

Слайд 6

Задание:

Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми «кгнусм ёогкг фесл тцфхя фзужщз фхгрзх ёогксп», закодированную с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. Руми 1207-1273 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ответ:Закрой глаза свои пусть сердце станет глазом

Слайд 7

Двоичное кодирование текстовой информации

Для представления текстовой информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Один символ такого алфавита несет 8 бит информации: 28=256, 8 бит=1 байту, следовательно, двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти 1 байт 256 символов 66 букв русского алфавита 52 буквы английско- го алфавита 0-9 цифры Привет! 1001011

Слайд 8

Кодовая таблица ASCII

AmericanStandard Code forInformation Interchange коды от 0 до 32 функциональные клавиши коды от 33 до 127 буквы английского алфавита, знаки математических операций и т.д.

Слайд 9

Таблицы кодировки русскоязычных символов

КОИ8-Р CP1251 CP866

Слайд 10

Слайд 11

Работа в текстовом редакторе MS Word

Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу «ALT», наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре: 161 168 226 Какое слово получили? Ответ: бит

Слайд 12

Кодировка Unicode

1 символ - 2 байта (16 бит), которыми можно закодировать? символов

Слайд 13

Количество информации в сообщении

Iсообщения=Iсимвола* K Iсообщения- информационный объем сообщения Iсимвола- информационный объем символа (мощность алфавита) К – количество символов

Слайд 14

Расчет количества текстовой информации

Создайте текстовый документ в редакторе MS Word и напечатайте в нём пословицу: Ученье – атаман, анеученье – комар. Вопрос: Сколько символов? Вопрос: Каков информационный объем файла?

Слайд 15

Задачи

Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1,25 Кбайта. Арифметически перевести информационный объем сообщения в биты: I = 10 240 бит Определить количество бит, приходящееся на один символ: 10 240 бит: 2 048 = 5 бит По формуле N = 2Iопределить количество символов в алфавите: N = 2I = 25 = 32

Слайд 16

В фразе 108 символов, учитывая знаки препинания, кавычки и пробелы. Сколько бит информации несет эта фраза? Лазерный принтер Canon LBP печатает со скоростью в среднем 6,3 Кбит в секунду. Сколько времени понадобится для распечатки 8-ми страниц документа, если известно, что на одной странице в среднем по 45 строк, в строке 70 символов (1 символ – 1 байт).

Слайд 17

Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1/512 часть одного мегабайта. Пользователь компьютера, хорошо владеющий навыками ввода информации с клавиатуры, может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере равна 256. Какое количество информации в байтах может ввести пользователь в компьютер за 1 минуту.

Слайд 18

Вопросы:

1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере? 2. Как называется международная таблица кодировки символов? 3. Перечислите названия таблиц кодировок для русскоязычных символов.

Посмотреть все слайды

Пияева Ольга Николаевна

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тарасковская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель информатики

Адрес школы : Московская область Каширский район деревня Тарасково улица Комсомольская д.22

Класс: 8

Тема урока: Кодирование текстовой информации. (первый урок по теме «Кодирование информации»)

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: традиционный с использованием информационных технологий

    Цели:

Обучающая:

    познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;

    рассмотреть примеры решения задач;

Развивающая:

    способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

Воспитательная:

    воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.

Задачи:

Обучающая:

    формировать знания учащихся по теме “Кодирование текстовой информации”;

Развивающая:

    развить навыки анализа и самоанализа;

    содействовать формированию у школьников образного мышления;

Воспитательная:

    формировать умения планировать свою деятельность.

Оборудование:

    рабочие места учеников (персональный компьютер),

    рабочее место учителя,

    мультимедийный проектор,

Программное обеспечение: ПК, программа PowerPoint , таблицы, схемы.

Информационная карта урока:

п/п

Этап урока

При-

мер-

ное время

Дидактичес

кая цель

Формы и методы работы

Виды деятельности учащихся

Организацион-

ный момент

2 мин

Включить учащихся в деловой ритм, подготовить класс к работе

Устное сообщение учителя

Настрой на продуктив-

ную деятель-

ность

Изучение

нового

материала

18 мин

Сформировать познавательные мотивы. Обеспечить принятие учащимися цели урока. Сформировать конкретные представления о кодировании текстовой информации.

Объяснение нового материала с использова-

нием презентации

Слушание и запоминание, ответы на вопросы учителя, выполнение задания на декодирова-

ние информации

Физкультминутка

2 мин.

Предупредить утомление детей

Выполнение упражнений

Выполнение упражнений

Закрепление полученных знаний

10 мин.

Организовать деятельность по применению новых знаний

Практическая работа

Выполнение практиче-

ской работы

Первичная проверка понимания

8 мин

Выявить уровень первичного усвоения нового материала

Фронтальный опрос

Дифференцированная самостоятельная работа

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельную работу

Домашнее задание

2 мин.

Дать информацию по домашнему заданию и инструкцию по его выполнению

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания в дневники

Подведение итогов урока (рефлексия)

3 мин.

Самоанализ учащимися понимания темы

Прием незаконченного предложения

Обсуждение того, что узнали, и того, как работали

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, я рада видеть Вас в полном составе, в хорошем настроении и надеюсь на плодотворный урок.

Садитесь.

Сейчас мы с Вами проведем рейд готовности к уроку:

    покажите дневники

    покажите ручки

    покажите учебники

    покажите тетради

К уроку все готово, можем начинать.

Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению большой темы «Кодирование и обработка текстовой информации», и первый наш урок называется «Кодирование текстовой информации»
На экране первый слайд мультимедийной презентации с темой урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с приемами кодирования текста, которые были изобретены людьми на различных этапах развития человеческой мысли, с двоичным кодированием информации в компьютере, научимся определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Проблема защиты информации волнует людей несколько столетий.

Коды появились в глубокой древности в виде криптограмм (что в переводе с греческого означает «тайнопись»). Порой священные иудейские тексты шифровались методом замены. Вместо первой буквы алфавита писалась последняя буква, вместо второй – предпоследняя и т.д. этот древний шифр назывался атбаш.

Показ слайда №2

Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли.

- криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;

- азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);

- сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.

Вопрос : Какие примеры кодирования текстовой информации можно привести еще?

Учащиеся приводят примеры. ( шифр Вижинера, шифр замены)

Показ слайда №3

Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.). Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов. Так слово байт при смещении на три символа вправо кодируется словом дгмх . Обратный процесс расшифровки данного слова – необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на третью слева от неё.

Показ слайда № 4

В Древней Греции (II в. До н.э.) был известен шифр, который создавался с помощью квадрата Полибия. Для шифрования использовалась таблица, представляющая собой квадрат с шестью столбцами и шестью строками, которые нумеровались цифрами от 1 до 6. В каждую клетку такой таблицы записывалась одна буква. В результате каждой букве соответствовала пара чисел, и шифрование сводилось к замене буквы парой цифр. Первая цифра указывает номер строки, вторая – номер столбца. Слово байт кодируется в этом случае так: 12 11 25 42

Показ слайда № 5.

Расшифруйте с помощью квадрата Полибия следующую фразу

«33 11 35 36 24 32 16 36 11 45 43 51 24 32 41 63»

Вопрос : Что у вас получилось?

Ответ учащихся : На примерах учимся

Ответ сравнивается с появившемся на слайде №5 правильным ответом.

Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере

Учитель : Информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме, обычно называют текстовой информацией.

Показ слайда № 6.

Для представления текстовой информации (прописные, строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков.

Если сложить все знаки:

33 строчные буквы русского алфавита + 33 прописные буквы = 66;

Для латинского алфавита 26 + 26 = 52;

Цифры от 0 до 9

получается, что нужно 127 символов. Остается еще 129 значений, которые можно использовать для обозначения знаков препинания, арифметических знаков, служебных операций (перевод строки, пробел и т.д.)

Показ слайда № 7

По формуле N = 2 I можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

N = 2 I  256 = 2 I  2 8 = 2 I I = 8 битов

Для обработки текстовой информации на компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе. Мы с Вами вычислили, что для кодирования каждого знака требуется 8 бит информации, т. е. длина двоичного кода знака составляет восемь двоичных знаков. Каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный двоичный код из интервала от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255).

При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). В процессе вывода на экран компьютера производится обратное перекодирование, т.е. преобразование двоичного кода в его изображение.

Показ слайда № 8

Присваивание знаку конкретного двоичного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange - американский стандартный код для обмена информацией)

В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам.

Запишите название этой кодовой таблицы и диапазон кодируемых символов.

Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.

Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255).

Показ слайда № 9.

Вот некоторые из них. Рассмотрим и запишем их названия:

КОИ - 8 , Windows, MS-DOS , Мас , ISO.

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать два байта (16 бит).

Давайте, с Вами также определим количество символов, которые можно закодировать согласно этому стандарту:

N = 2 I = 2 16 = 65536

такого количества символов достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты.

Физкультминутка

А сейчас проведем физкультминутку: сначала кончиком носа напишите образно на потолке «Мне нравится информатика».

Физкультминутка для глаз:

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

    Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Закрепление полученных знаний.

Не зря римский баснописец Федр сказал: «Наука – капитан, а практика – солдаты». Поэтому сейчас перейдем от теории к практике.

Откройте учебник на странице 152, найдите практическую работу №8, прочитайте ее.

Запишите в тетрадь тему практической работы «Кодирование текстовой информации», цель работы: научиться определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Включите компьютеры, и мы вместе выполним эту работу.

Задание №1. В текстовом редакторе Word определить числовые коды нескольких символов:

    в кодировке Windows ;

    в кодировке Unicode (Юникод)

    Запустить текстовый редактор Word

    ввести команду (Вставка – Символ…). На экране появится диалоговая панель Символ. Центральную часть диалоговой панели занимает таблица символов.

    Для определения десятичного числового кода символа в кодировке Windows с помощью раскрывающегося списка из: выбрать тип кодировки кириллица (дес.).

    В таблице символов выбрать символ. В текстовом поле Код знака: появится десятичный код символа.

    Для определения шестнадцатеричного числового кода в кодировке Unicode с помощью раскрывающегося списка из: выбрать тип кодировки Юникод (шестн.).

    В таблице символов выбрать символ. В текстовом поле Код знака: появится шестнадцатеричный числовой код символа.

    С помощью электронного калькулятора перевести шестнадцатеричный числовой код в десятичную систему счисления:

0586 16 = Х 10 ; 1254 16 = Х 10 ; 8569 16 = Х 10 ;

Задание №2. В текстовом редакторе Блокнот ввести с помощью числовых кодов последовательность символов в кодировках Windows и MS – DOS .

    1. Запустить стандартное приложение Блокнот командой (Программа – Стандартные – Блокнот).

      С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише  Alt  ввести число 0224, отпустить клавишу  Alt  , в документе появится символ «а». Повторить процедуру для числовых кодов от 0225 до 0233, в документе появится последовательность из 10 символов «абвгдежзий» в кодировке Windows .

      С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише  Alt  ввести число 224, отпустить клавишу  Alt  , в документе появится символ «р». Повторить процедуру для числовых кодов от 225 до 233, в документе появится последовательность из 10 символов «рстуфхцчшщ» в кодировке MS – DOS .

Первичная проверка понимания

Вопросы учителя

1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере? (При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). В процессе вывода на экран компьютера производится обратное перекодирование, т.е. преобразование двоичного кода в его изображение.)

2. Как называется международная таблица кодировки символов? ( ASCII (American Standard Code for Information Interchange – американский стандартный код для обмена информацией )

3. Перечислите названия таблиц кодировок для русскоязычных символов. (КОИ - 8 , MS - DOS , Мас , ISO , Windows )

Учитель раздает карточки с индивидуальными заданиями. (Петя и Коля пишут друг другу электронные письма в кодировке КОИ - 8. Однажды Петя ошибся и отправил письмо в кодировке Windows . Коля получил письмо и как всегда прочитал его в КОИ – 8. Получился бессмысленный текст, в котором часто повторялось слово ******. Какое слово было в исходном тексте письма?

1 вариант – УЛБОЕТ (сканер)

2 вариант - РБНСФШ (память)

3 вариант – РТЙОФЕТ (принтер)

4 вариант – ДЙУЛЕФБ (дискета)

5 вариант – ФТЕЛВПМ (трекбол)

6 вариант – НПОЙФПТ (монитор)

7 вариант – РТПГЕУУПТ (процессор)

8 вариант – ЛМБЧЙБФХТБ (клавиатура)

9 вариант – НБФЕТЙОУЛБС РМБФБ (материнская плата)

10 вариант – ФБЛФПЧБС ЮБУФПФБ РТПГЕУУПТБ (тактовая частота процессора)

Домашнее задание

По учебнику Н. Угриновича п.3.1. стр. 74 - 77

Закодируйте в коде КОИ – 8 свои имя и фамилию. Запишите результат в виде:

    двоичного кода

    десятичного кода

Дополнительное задание (на карточке) : расшифруйте текст с помощью кодировки КОИ -8:

254 212 207 194 205 213 196 210 207 214 201 218 206 216 208 210 207 214 201 212 216, 218 206 193 212 216 206 193 196 207 194 206 207 206 197 205 193 204 207,

228 215 193 215 193 214 206 217 200 208 215 193 215 201 204 193 218 193 208 207 205 206 201 196 204 209 206 193 222 193 204 193:

244 217 204 213 222 219 197 199 207 204 207 196 193 202, 222 197 205 222 212 207 208 207 208 193 204 207 197 211 212 216,

233 204 213 222 219 197 194 213 196 216 207 196 201 206, 222 197 205 215 205 197 211 212 197 21 203 197 205 208 207 208 193 204 207.

(Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

    Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса /Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 205 с.: ил.

    Журнал «Информатика и образование», № 4,2003 год, №6,2006 год

    Информатика 7 – 9 кл. / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман, М.:Дрофа, 2001. – 336 с.: ил.

План-конспект открытого урока по информатике.

Тема «Кодирование текстовой информации» 8 класс.

Цели:

Познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;

Рассмотреть примеры решения задач;

Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.

Задачи:

Формировать знания учащихся по теме “Кодирование текстовой (символьной) информации”;

Содействовать формированию у школьников образного мышления;

Развить навыки анализа и самоанализа;

Формировать умения планировать свою деятельность.

Ход урока:

Организационный момент (1 минута)

Проверка наличия учащихся.

Объявление темы урока (4 минуты)

Первый слайд презентации со словами «Тема урока». Самого названия темы нет. Учащимся предлагается самим назвать тему, используя слова, зашифрованные ребусами:

Объяснение нового материала (25 минут).

Учитель знакомит детей с понятием Криптография, рассказывает об одном из первых шифров - Шифре Цезаря, таким образом, проводя межпредметную связь с уроками истории Древнего мира.

Затем школьникам предлагается задание на кодирование (декодирование) текстовой информации с помощью шифра Цезаря.

Задание продублировано на слайде и в раздаточном материале (Приложение 1).

Связь с историей продолжается при объяснении детям еще одного способа кодирования текстовой информации - азбуки Морзе.

Затем учитель, обращая внимание на то, что в азбуке Морзе используются ДВА символа (точка и тире) подводит к современному способу кодирования текста в компьютере - двоичному кодированию.

Важной составляющей урока при изучении темы «Кодирование текстовой информации» является научить школьников решать задачи на определение информационного объема текстового сообщения. Таким образом, завершающей стадией этапа объяснения нового материала является пример решения подобной задачи.

Закрепление изученного материала (10 минут).

Учащимся предлагается решить самостоятельно задачи, подобные только что разобранной. Задача №3 является заданием с повышенной сложностью, предполагающая не только применение только что полученных знаний, но и умение находить основные условия задачи, отсекая второстепенную и неважную информацию.

Текст заданий продублирован на слайде презентации и в раздаточном материале (Приложение 1).

Итог урока. Домашнее задание. (5 минут)

Учащиеся говорят о теме урока, тех знаниях, которые они получили сегодня, о возникших сложностях при решении заданий. Наиболее активные школьники получают отметки. Учитель задает домашнее задание: записи в тетради, задание на карточке (Приложение 2)

Приложение 1.

Раздаточный материал к уроку

Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми «кгнусм ёогкг фесл тцфхя фзужщз фхгрзх ёогксп» , закодированную кодом Цезаря

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Условие: Определить информационный объем фразы

Оптимизм — это недостаток информации. (Текст записан в формате ASCII.)

Задача 1.

Текст в формате ASCII содержит 2 страницы по 64 строки, в каждой по 32 символа. Найдите информационный объем текста.

Задача 2.

Текст в формате Unicode (16 бит на символ) выглядит следующим образом: «Хочешь победить весь мир,то победи самого себя. Ф.М. Достоевский» Определите информационный объем фразы. (Кавычки не учитывать)

Задача 3.*

В алфавите племени Тумбу-Юмбу 16 букв. На этом языке записана конституция из 128 страниц законов и наставлений. Каждая страница - это 256 красочных и высокопарных строк о равенстве людей перед обедом и перед Законом. Строки всегда начинаются с заглавной буквы, а всего букв - 32. Флешку какого объема достаточно иметь вождю племени, чтобы хранить Тумбоюмбскую Конституцию?

P.S. Буквы бывают разные, помните об этом, иначе попадете на обед в качестве главного блюда.

Приложение 2.

Задание для домашней работы.

Текстовый файл в кодировке Unicode содержит 100 листов по 64 строки, по 32 символа в каждой. Каков информационный объем файла?

Текстовый файл в кодировке КОИ-8 содержит 128 листов по 64 строки, по 32 символа в каждой. Его передают за 4 минуты. Какова скорость соединения, по которому идет передача файла?

РАЗРАБОТКА УРОКА "Кодирование текстовой информации"

Класс : 9 класс

Тип урока :

§ ознакомление с новым материалом,

§ урок-практикум.

Вид урока : комбинированный.

Задачи урока :

§ Дидактическая : обеспечить первичное осмысление нового содержания материала.

§ Педагогическая : привести учащихся к пониманию причин и способов преобразования и хранения текстовой информации на компьютере в виде двоичного кода.

Цели урока :

Обучающая :

§ Ввести понятия текстовой информации, кодирования текстовой информации, кодовой таблицы.

Развивающие :

§ Научить определять код символа и символ по коду с использованием кодовых таблиц и текстового редактора.

§ Научить кодировать и перекодировать текстовую информацию.

Воспитательные :

§ Продолжить формирование интереса к предмету, формирование мировоззрения.

§ Воспитать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение слушать.

§ Воспитать личностные качества: активность, умение сотрудничать и работать в группе.

§ Подготовить учащихся к жизни в быстро изменяющемся информационном мире.

Оснащение урока :

§ Учебник Н.Д.Угринович Информатика 9 класс, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.

§ Рабочее место учителя.

§ Рабочие места учеников: ПК с установленной операционной системой Windows XP.

§ Текстовый редактор Блокнот.

§ Мультимедийный проектор.

§ Презентация «Кодирование текстовой информации».

§ Карточки с практическим заданием.

§ Таблицы кодировок.

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах).

Методы и приемы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический (выполнение практической работы на ПК), рефлексия (фронтальный опрос).

Ход урока

Этап урока

Деятельность

Время (мин)

Организационный
момент

Проверка готовности к уроку (наличие у учеников тетрадей, учебников)

Актуализация
знаний, повторение изученного

Подготовка к изучению нового материала, фронтальный опрос

Изучение нового
материала

Лекция в сопровождении мультимедийной презентации, записи на доске и в тетрадях

Практическая работа

Выполнение практического задания на компьютере

Закрепление.
Работа в парах

Самостоятельное составление задания для своего товарища, проверка правильности выполнения

Итог урока. Рефлексия

Сообщение учителя, фронтальный опрос

Домашнее задание

Запись в дневниках

После изучения темы учащиеся должны

знать:

§ принцип кодирования текстовой информации в компьютере;

§ принцип хранения текстовой информации;

§ понятие таблицы кодировки;

§ современные таблицы кодировки;

уметь:

§ определять код символа в заданной таблице кодировки;

§ находить символ по заданному коду;

§ выбирать и менять различные кодировки символов для текста.

1 этап урока. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока » (слайд 1).

Постановка целей урока (слайд 2):

§ Познакомиться с понятиями текстовой информации, кодирования текстовой информации, кодовой таблицы.

§ Научиться определять код символа и символ по коду с использованием кодовых таблиц и текстового редактора.

§ Научиться кодировать и перекодировать текстовую информацию.

2 этап урока. Актуализация знаний. Повторение изученного

Ребятам предлагается ответить на вопросы (слайд 3):

1. Что такое информация?

Ответ: это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении);

это отражение окружающего мира в виде сигналов и знаков.

2. Какие виды информации по форме представления вы знаете?

Ответ: Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео, комбинированная.

3. Что такое кодирование?

Ответ: Процесс представления информации с помощью знаковой системы.

3 этап урока. Изучение нового материала

Текстовая информация – это информация, выраженная с помощью естественных или формальных языков в письменной форме (слайд 4).

К текстовой информации относятся:

§ Буквы русского алфавита

§ Буквы латинского алфавита

§ Цифры

§ Знаки

§ Математические символы

Вопрос: Что такое естественный язык, а что такое формальный язык?

Ответ: Естественный язык – это язык, исторически сложившийся, появившийся естественным путем. Например, русский устный.

Формальный язык - это язык, искусственно придуманный, со строгими правилами. Например, язык алгебры, язык компьютера .

Для кодирования текстовой информации достаточно 256 различных знаков! Вспомним основную формулу информатики и подсчитаем количество информации, необходимое для кодирования 1 знака (слайды 5, 6):

N = 2 i , где

N – количество кодовых комбинаций

i – длина двоичного кода

256 = 2 i 28 = 2 i I = 8 бит

Для обработки текстовой информации в компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе. Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер – по их двоичным кодам. Когда мы вводим в ПК текстовую информацию, происходит ее двоичное кодирование, т.е. изображение знака преобразуется в его двоичный код. При нажатии на клавишу в компьютер поступает последовательность из 8 электрических импульсов. Код знака хранится в оперативной памяти (слайд 7).

В процессе вывода на экран происходит обратный процесс (слайд 8).

Вопрос: какое устройство занимается преобразованием информации в двоичный код и обратно?

Ответ: микропроцессор.

Присвоение знаку конкретного двоичного кода – это вопрос соглашения, который фиксируется в кодовой таблице (слайд 9).

Таблица кодировки – это таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера – коды.

Международным стандартом для ПК считается таблица ASCII – American Standard Code for Information Interchange (Американский стандартный код для информационного обмена).

Первые 33 кода в этой таблице соответствуют не знакам, а операциям (пробел, разрыв строки, знак абзаца и другие). Коды с 33 по 127 – интернациональные (знаки латинского алфавита, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания). Коды с 128 по 255 – национальные, т.е. в различных национальных кодировках одному и тому же коду, соответствуют разные знаки (слайд 10).

Для кодирования русских букв в настоящее время существует 5 различных кодировок ( Windows , MS - DOS , Mac , ISO , КОИ-8) (слайд 11).

Исторически так сложилось, что национальная часть кодовых таблиц появилась несогласованно в разных странах и в разных операционных системах. Кодовые таблицы ISO и КОИ-8 появились в СССР. Кодовая таблица MS - DOS была разработана для операционной системы Microsoft DOS , кодовая таблица Windows – для операционной системы Microsoft Windows . Кодовая таблица Mac используется в операционных системах Mac OS (слайд 12).

Тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой!

Иногда возникает необходимость в одном текстовом документе использовать не два языка, а больше. Например, при печати текста по геометрии могут понадобиться символы русского языка, латинские буквы, греческие буквы. Как быть в такой ситуации?

В 1991 году был предложен новый стандарт кодов, где на каждый символ выделялось 2 байта памяти. Кодовую таблицу назвали Unicode . В кодовой таблице Unicode 65536 символов. Такое количество кодовых комбинаций позволяет закодировать знаки языков практически всех алфавитов мира! (слайд 13).

4 этап урока. Практическая работа на компьютере

Вспомним цели урока. Первую цель – познакомиться с понятием кодирование текстовой информации, кодовая таблица, - мы достигли.

Научиться кодировать текстовую информацию, определять код символа и символ по коду, используя кодовые таблицы и текстовый редактор, нам поможет практическая работа (слайд 14).

error: Content is protected !!