Основные институты арт менеджмента общая характеристика. Основы арт-менеджмента. Жанры и виды искусства

Структуру арт-индустрии составляют следующие организации:

Концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий;

Театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.;

Продюсерские и промоутерские компании;

Студии грамзаписи;

Предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

Творческие объединения и агентства.

В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:

Собственниками материально-технических ресурсов;

Пользователями материально-технических ресурсов;

Владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве:

Государственных;

Муниципальных;

Частных;

Корпоративных.

По характеру административно-правовой определенности могут быть:

Самостоятельными юридическими лицами;

Административно-правовой единицей в составе юридического лица;

Структурным подразделением в составе юридического лица;

Структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.

В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:

Объединение юридических и (или) физических лиц;

Самостоятельный субъект.

В зависимости от характера финансирования могут быть:

Бюджетными;

Хозрасчетными, но не коммерческими;

Предпринимательскими (коммерческими).

По организационно-правовой форме подразделяются на:

- коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;

- некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.

Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение

21 продолж . определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.



Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

Отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

Отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров;

Отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

Отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.

Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.

Арт-менеджмент в сфере искусства, совокупность методов, принципов, средств по реализации возможностей предпринимательства в сфере искусства.

Основу арт-менеджмента составляют организации:

· концертные компании (филармонии, концертные объединения, агентства, дирекции, центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы)

· театрально-зрелищные предприятия(театры, цирки, продюсерские и промоутерские компании)

· студии грамзаписи

· предприятия развлекательно-зрелищной направленности

· творческие объединения и агентства.

От характера собственности данной организации могут быть: собственными материально-технических ресурсов, пользователями ресурсов, владельцами и распорядителями ресурсов. По составу учредителей : государственными, муниципальными, частными, кооперативными. По характеру административной направленности: самостоятельными юридическими лицами, одноправной единицей, структурным подразделением в составе административной единицы. В отношениях с другими подобными организациями могут выступать как: объединения юридических лиц, самостоятельные субъекты. Цель данной организации пропаганда и распространение искусства, охрана авторских прав и достижение финансового результата. Задачи: повышение культуры обслуживания населения; создание услуг для различных категорий населения. Управленческая деятельность осуществляется на 4 уровнях:

1. Отношения между обществом и организацией через систему законодательных и правовых актов.

2. Отношения данных организаций друг с другом через систему договоров.

3. Отношения между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга.

4. Отношения организации с входящими в ее состав творческими коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками.

Отдельно можно выделить менеджмент шоу-бизнеса – область знаний. Помогающая осуществить руководство процессов создания художественных (материальных и духовных) ценностей и продвижение на рынок культурных услуг – результат творческой деятельности, работающих в шоу-бизнесе авторов, исполнителей, режиссеров и т.д.; менеджмент галерей.

Галерейная политика – инструмент налаживания социальных и культурных коммуникаций галереи со всеми субъектами. Направления галерейной политики:

1. Имиджевая – направлена на создание имиджа арт-галереи.

2. Коммерческая – получение прибыли посредством формирования ценовой политики, клиентской среды и создание коллекции.

3. Коммуникативная – продвижение образа арт-галереи: журналы, газеты, ТВ, Интернет, критика.

Репрезентативная – ориентирована на организацию выставок и реализацию проектов, т.е. демонстрацию современного искусства в культурном пространстве с помощью художественных проектов: художественных акций , перфоманс (представление – театральный и художественный акт, где художники заранее знают, что делать, хеппенинг (английское –происходить) – никто из участников не знает заранее, как будут развиваться события – случайно, непредсказуемо. Неотъемлемой частью любого – зрительское участие. Одним из основных инструментов менеджмента музеев является перспективный план.

Музей в системе арт-менеджмента.

Музеи занимаются предоставлением различных услуг, которые могут быть классифицированы по нескольким признакам. С точки зрения достижения уставных целей, услуги музеев могут быть разделены на основные и дополнительные . Основные услуги направлены на реализацию миссии музея. К примеру, для Эрмитажа основными услугами являются выставочная деятельность (представление и интерпретация коллекций), а также образовательная работа (экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции и т. д.). Дополнительные услуги, напротив, реализуют второстепенные цели музея и могут быть направлены на удовлетворение потребностей клиентов в информационном обеспечении, питании, сувенирной продукции и т. д.

В этом случае дополнительные услуги предстают в качестве услуг буфетов, ресторанов, магазинов для посетителей, а также в форме различных событий (приемов, встреч, концертов, спектаклей). Например, в Эрмитаже к дополнительным услугам можно отнести услуги кафе, книжных киосков, фотомастерских, обменного валютного пункта, почты и т. д.

Реклама в музеях играет небольшую роль. Это связано, прежде всего с высокими расходами на покупку места и времени в средствах массовой информации, чего не может позволить себе музей. В качестве альтернативы рекламе музеи активно используют PR, в задачи которых входят популяризация музея, размещение информационных статей в массовых печатных изданиях (газеты, журналы), распространение важных сведений посредством радио и телевизионных программ и др.

Маркетинг театров. В принципе, следует, очевидно

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, цели и задачи, принципы, механизм, методические и правовые основы банковского менеджмента. Функциональные области деятельности банка. Направления финансового менеджмента. Организация банковского менеджмента в России, проблемы развития.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2012

    Понятие менеджмента, его сущность и особенности, объекты и методы изучения, история возникновения и развития. Роль коммуникаций в менеджменте. Процесс разработки и принятия решений, его стадии. Основные функции менеджмента в современной организации.

    курс лекций , добавлен 23.02.2009

    Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2018

    Менеджмент как наука, искусство и практика управления. Возникновение и основные этапы (школы) развития научного менеджмента. Понятие и значение функций менеджмента. Общие и частные функции менеджмента. Понятие "конфликт" и причины его возникновения.

    шпаргалка , добавлен 31.08.2010

    Понятие, задачи и основные функции менеджмента. Ведущие тенденции развития менеджмента на современном этапе. Классификация методов менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации. Понятие и сущность планирования.

    методичка , добавлен 25.05.2015

    Сущность менеджмента. Область профессиональной деятельности менеджера и требования к нему. Основные модели управления в организации, их взаимосвязь. Основные этапы формирования и развития теории менеджмента. Школа научного управления.

    шпаргалка , добавлен 22.05.2007

    Принципиальные основы глобального менеджмента. Основные задачи международного менеджмента. Процесс управления, характеристика его функций и этапов осуществления. Выбор теории руководства, оптимально адаптированной к реальной практической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    Концептуальные основы финансового менеджмента, его цели и задачи. Основные этапы развития, функции и механизм функционирования. Анализ принципов организации финансового менеджмента. Характеристика принципов бизнес-планов инвестиционных проектов.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2016

Образовательная программа «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» создана для подготовки будущих и действующих арт-менеджеров, галеристов, арт-дилеров, сотрудников музеев и аукционных домов и тех, кто хочет развиваться и активно участвовать в формировании арт-рынка.

Курс поможет разобраться в современном искусстве, ориентироваться в арт-рынке, создать свой культурный проект, наработать базу полезных контактов и найти единомышленников.

Бизнес-образование: 9 месяцев (вторник и четверг: 19.00–22.15, суббота: 14.00–17.15). Обучение включает лекции, мастер-классы, выездные занятия в музеи и галереи, работу над собственными проектами.

После успешной сдачи зачетов и экзаменов и защиты выпускной аттестационной работы, студенты получают диплом о профессиональной переподготовке по программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». .

Место: учебный центр RMA, (Москва, м.Курская/Чкаловская)




Кому будет интересна программа

  • Людям, которые хотят разобраться в арт-индустрии и начать работать в сфере искусства.
  • Тем, кто хочет открыть галерею или запустить проект в культурной сфере.

    Искусствоведам, культурологам, кураторам, которые хотят разобраться в бизнес-процессах современного арт-рынка.

    Сотрудникам музеев, которые хотят повысить квалификацию.

    Художникам, которые хотят продвигать свое творчество самостоятельно или найти грамотного менеджера.

    Всем, кому не хватает профессиональных связей и контактов арт-менеджеров, галеристов и других представителей индустрии.


Программа обучения

Учебный план состоит из лекций и мастер-классов, охватывающих все необходимые знания и навыки по управлению арт-проектом: «Менеджмент в арт-индустрии», «История и теория современного искусства», «Управление организацией в сфере культуры», «Экономика и финансы в сфере искусства», «Маркетинг. PR & медиапланирование».

Кроме лекций в учебном центре RMA занятия проходят в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее Москвы, Мультимедиа Арт Музее, Московском музее современного искусства, галереях, на ярмарке Cosmoscow. Студенты на практике изучают, как устроены пространства музеев и галерей, как организован выставочный процесс и логистика, узнают о технических нюансах и работе команды.

В конце обучения слушатели защищают дипломную работу, которая может стать готовым бизнес-планом галереи или другого проекта в сфере искусства, стратегией развития музея, программой продвижения художника. Дипломированные выпускники получают право посещать закрытые лекции по арт-менеджменту даже после окончания обучения.


Преподаватели

Занятия проводят действующие участники арт-бизнеса: директора музеев, галеристы, представители арт-ярмарок, арт-дилеры и менеджеры культурных институций. Также факультет регулярно организовывает мастер-классы и творческие встречи с художниками и кураторами. Кроме знаний, студенты получают профессиональные контакты, которые помогут стать частью арт-индустрии.

Виктория Кондрашова

Директор русского офиса ярмарки viennacontemporary

Стажировки

Во время обучения студенты могут принимать участие в профильных стажировках на арт-ярмарках, в фондах и галереях. Помощь в организации и проведении мероприятий, работа с вип-гостями и художниками, стажировки в пиар-отделах дают возможность применить полученные знания и понять, как все работает на практике.

Специально для своих слушателей и выпускников бизнес-школа RMA регулярно организует деловые поездки по России и зарубежные стажировки, во время которых участники знакомятся с международным опытом, посещают мастер-классы ключевых специалистов в сфере культуры.


Карьера в арт-индустрии

После окончания обучения вы сможете организовывать проекты в сфере культуры любого масштаба, открыть галерею, работать в музее на любой позиции, заниматься фандрайзингом и пиаром, продвигать художников и развивать институции. Мы регулярно публикуем новые вакансии в арт-индустрии, доступные только студентам и выпускникам RMA.

Выпускники факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» работают в музеях (Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее Москвы, MAMM, ММОМА, Арт4), галереях (CW Gallery, Omelchenko Gallery, Art Fragment, Orekhov Gallery, Artis Project), аукционном доме Vladey, на ярмарке Cosmoscow.

Также выпускники открывают галереи и развивают проекты в культурной сфере:

    Тамуна Аршба (Erti Gallery, Грузия)

    Елена Белоногова и Надежда Зиновская (центр современного искусства CUBE Moscow)

    Анастасия Бушуева (Галерея XVI)

    Надежда Винниченко (Галерея VG)

    Константин Волков (Галерея «Арт-Пенза»)

    Ирина Маринова (MIZK Gallery)

    Александра Московская (образовательный проект Science.me)

    Елена Паршина (PA Gallery)

    Екатерина Хрусталева (S E L E C T I O N Art Show, США)

Бонусы для студентов и выпускников

    Дипломированные выпускники могут посещать лекции факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» после окончания обучения.

    Посещение специализированных конференций, семинаров, выставок со скидками или бесплатно.

    От партнеров бизнес-школы RMA в музеях, ресторанах, спортивных клубах.

Официальное появление арт-менеджмента как науки приходится на 90-е годы XX века, когда возникла Международная ассоциация менеджмента культуры и искусств, сокращенно AIMAC. Именно тогда арт-менеджмент признали научной сферой, что положило начало разработке теоретической базы. Однако ранее арт-менеджмент также присутствовал в творческой деятельности, но не был определен как полноценная наука - музыканты, актеры, деятели искусства изучали эту область самостоятельно, методом проб и ошибок. Так, Рихард Вагнер - композитор и реформатор оперы, живший в XIX веке, - стал влиятельным арт-менеджером, создав собственный художественный бренд «Байрейт», ставший образцовым театром и качественным творческим предприятием . «Байрейт» совмещал театральную постановку и эстетический опыт, подразумевающий отключение электрического освещения в нужные моменты и спартанское проживание гостей в отеле. «Эвр» и «Свободный театр», под управлением Аурэльен Люнье и Андре Антуана соответственно, продолжили линию Рихарда Вагнера, изменяя декорации от максимальной натуралистичности до символичности . Чуть позже, в начале XX века, французский галерист и арт-дилер Даниэл-Арни Канвейлер создал лабораторию кубизма . Ее целью было передавать информацию зрителю через созерцание и мысленный образ, минуя посредников. Живые эмоции, картины и перфомансы уже тогда начали формировать методы арт-менеджмента, создавая основу будущей науке.

Эти и не только эксперименты, описанные в монографии «Арт-фирма» Гуле де Монто Пьера , иллюстрируют знание основ арт-менеджмента деятелями искусства, жившими в XIX и XX веках, за 100 лет до появления официальной науки. Уже тогда стало понятно, что арт-менеджмент является целостной эстетической игрой с субъективной ценностью, выраженной в комплексном предложении.

Сегодня арт-менеджмент принимают за функционально-ролевую деятельность, которая включает разные процессы, напрямую связанные с культурными ценностями, такие как отбор, хранение, производство и распространение. Создается ощущение, что управление искусством является лишь проявлением классического менеджмента в творческой сфере. Но Натэлла Бахова утверждает, что искусство - это особая система, часть культурной сферы, сочетающая утилитарно-практические и духовно-теоретические типы отношений . С одной стороны арт-менеджмент соприкасается с эстетическим содержанием общественного сознания, например, философией, моралью и этическими нормами, а с обратной является продуктом материальной деятельности человека, направленной на урегулирование проблем при «практическом» применении искусства. Такова особенность арт-менеджмента как науки.

Согласно Татьяне Суминовой есть несколько определений арт-менеджмента, потому он воспринимается по-разному:

  • 1. Как искусство управлять искусством;
  • 2. Как искусство управлять ресурсами (интеллектуальными, финансовыми);
  • 3. Как отдельная наука, имеющая свои концепции, теории и подходы;
  • 4. Как деятельность, базирующаяся на системе принципов и методов, позволяющих «продавать» виды искусства современной экономическо-правовой реальности.

Зарубежные исследователи сходятся на том, что управление в творческой сфере - это особая субкультура, яркий феномен, обобщающий все представленное выше. Таким образом, арт-менеджмент определяется как совокупность управленческих приемов, характерных для общего менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, включающий создание и распространение художественной продукции . Определение, которое дала в своей работе Валерия Устинова, детальнее остальных раскрывает составляющие понятия арт-менеджмент. Механизмы управления творческими процессами должны быть филигранными. Работа с творческими людьми очень сложно поддается управлению, поэтому Виктор Чижиков отмечает, что управление творчеством должно ставить себе главной задачей создание условий для самореализации креативных людей . Еще одной задачей арт-менеджмента является трансформация информации, знаний и опыта в производительную силу, что позволит арт-предприятию получать наибольшую прибыль в артосфере при наименьших затратах.

Сущность арт-менеджмента, как и любой другой науки, проявляется в его функционировании. Все функции можно поделить на общие, которые связаны с классическим менеджментом, и специфичные, затрагивающие непосредственно искусство. Однако Сергей Костылев предпочитает иной подход и отмечает, что общий менеджмент и арт-менеджмент выполняют одинаковые функции, но со своими особенностями. Он выделяет следующие функции арт-менеджмента :

  • 1. Целеполагание (идеальный образ предполагаемого состояния сферы искусства);
  • 2. Прогнозирование (тенденции, перспективы, стратегии);
  • 3. Планирование;
  • 4. Принятие решения (с помощью системного анализа социокультурной ситуации);
  • 5. Организация (сведение деятельности субъектов в систему функционирования и развития отрасли искусства);
  • 6. Реализация (осуществление художественной практики);
  • 7. Координация (функциональная взаимозависимость действий учреждений культуры и творческих коллективов);
  • 8. Регулирование (поддержание баланса в художественном процессе);
  • 9. Мотивация;
  • 10. Стимулирование (внешняя активация художественной деятельности);
  • 11. Контроль (мониторинг с целью обеспечения функционирования и развития социокультурной системы).

Исходя из представленного выше, все функции общего менеджмента действительно выполняются в артосфере. Основу менеджмента в сфере искусства также составляет организация, но здесь существуют свои индикаторы успешности управления. Качественно функционирующий арт-менеджмент нацелен, в первую очередь, на пропаганду профессионального искусства и создание комфортных условий для творческой деятельности.

error: Content is protected !!