На какой высоте летает су 25. Авиация россии. О возможностях эвакуации

Которых знает каждый человек, в той или иной степени интересующийся военной техникой. К таковым относится и «Грач» — штурмовик СУ-25. Технические характеристики этой машины настолько хороши, что она не только и по сей день активно используется в вооруженных конфликтах по всему миру, но и постоянно проходит модернизацию.

Общие сведения

Как уже упоминалось, это штурмовик. Скорость полета - дозвуковая; имеет неплохое бронирование. Машина предназначена для прикрытия наступающих войск или самостоятельных действий в составе авиационных подразделений, может наносить удары по скоплениям живой силы врага и бронетехнике, летает в любое время суток и практически во всех метеорологических условиях. Какое можно еще привести для СУ-25 этого самолета столь разносторонни, что им можно посвятить целую книгу! Впрочем, попробуем обойтись довольно краткой статьей.

Первый полет осуществлен в конце февраля 1975 года. Машина интенсивно используется с 1981 года, самолеты были задействованы во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР, и не только. Последний эпизод применения - война в Осетии 2008 года. Сегодня известно, что штурмовики этой серии будут стоять на вооружении нашей армии как минимум до 2020 года, но - при условии наличия современных модификаций и Государственного заказа на продолжение их выпуска - срок этот явно сдвигается на неопределенное время. На данный момент Россия имеет порядка 200 СУ-25. Технические характеристики стоящих на боевом дежурстве машин поддерживаются путем постоянной их модернизации до современных реалий.

Предпосылки возникновения

Приблизительно в середине 60-х годов военные приоритеты СССР и США претерпели кардинальные перемены. В то время стало окончательно понятно, что лелеемая до той поры идея о сокрушении врага посредством ядерного оружия - бессмысленное самоубийство в масштабах всей планеты. Все пришли к выводу, что следует сосредоточиться на использовании обычных видов вооружений. А потому военные обеих супердержав вновь обратили самое пристальное внимание на развитие фронтовой авиации как главной ударной силы во всех конфликтах последних лет.

В те годы на вооружении СССР стояли: Су-7Б, а также Як-28. Машины эти были очень хороши, но для работы непосредственно над полем боя совершенно не годились. Они имели слишком высокую скорость полета, а потому физически не могли маневрировать и поражать небольшие цели. Кроме того, крест на их штурмовых качествах ставило полное отсутствие бронирования: при штурмовке наземных целей для этих самолетов смертельную опасность мог представлять любой пулемет. Именно тогда были заложены предпосылки появления СУ-25. Технические характеристики новой машины должны были в чем-то повторять таковые для легендарных Ил-2: броня, маневренность, небольшая скорость полета и вооружение.

Краткие сведения о разработке

Таким образом, войска срочно нуждались в специализированном самолете. ОКБ Сухого вскоре предоставило проект Т-8, который был разработан инженерами в инициативном порядке. Кроме него, в 1969 году на конкурсе присутствовал Ил-102, но будущий «Грач» выгодно отличался от него небольшими габаритами, броней и маневренностью. Именно поэтому «кухонной» разработке был дан зеленый свет, и новый штурмовик с честью прошел все испытания. Во многом это было связано с тем, что конструкторы применили при его создании принцип максимальной живучести боевой машины во всех возможных условиях.

Особенно много внимания было уделено способности штурмовика сопротивляться действию ПЗРК, которые в то время начали массово появляться в войсках потенциального противника. Именно американские «Стингеры» стали настоящей головной болью наших вертолетчиков в Афганистане, а потому все предпринятые меры были не лишними.

«Танковый» вариант

Несколько иначе создавался самолет СУ-25Т. История, характеристики его вооружения напрямую связаны с развитием бронетанковой техники того периода. НАТО сделало окончательную ставку на тяжелые и прекрасно защищенные танки, а потому требовался особый «подвид» штурмовика, который бы мог вести штурмовку на еще более низких скоростях, обеспечивая лучшее поражение целей.

Принята была эта модификация на вооружение в 1993 году. Отличия от стандартного «Грача» невелики, но они есть. Общая унификация с «родительским» самолетом - 85 %. Основным отличием является более совершенная прицельная аппаратура и комплекс противотанковых ракет «Вихрь». К сожалению, при развале Союза из 12 построенных машин только 8 попали в Россию. Дальнейшего выпуска и модернизации этих самолетов не производилось. Печально, но СУ-25Т, летно-технические характеристики которого позволяли уверенно поражать все западные танки, больше не летают и помещены на вечную стоянку в

Основные конструктивные особенности

Проектирование велось с использованием хорошо зарекомендовавшей себя нормальной аэродинамической схемы с высоким расположением несущего крыла. В отличие от истребителей, за счет такого решения штурмовик получает максимальную степень маневренности на дозвуковых скоростях.

Долгое время специалисты бились над оптимальной аэродинамической компоновкой машины, но потраченные усилия не канули втуне: налицо высокие коэффициенты во всех видах боевого маневрирования, отличная полетная аэродинамика, прекрасная маневренность при заходе на штурмовку наземных целей. За счет особой аэродинамики СУ-25, технические характеристики которого рассматриваются в статье, имеет возможность заходить в атаку на критических углах, сохраняя при этом высокую полетную безопасность. Кроме того, самолет может пикировать со скоростью до 700 км/ч, имея при этом наклон до 30 градусов.

Все это, а также прекрасный комплекс бронирования, не раз позволяло летчикам возвращаться на базу на одном только двигателе, с фюзеляжем, насквозь пробитом и развороченном взрывами ракет ПЗРК и пулями крупнокалиберных пулеметов.

Защищенность машины

Все летно-технические характеристики штурмовика СУ-25 стоили бы немного, если бы не степень защищенности машины. А степень эта высока. Взлетная масса «Грача» более чем на 7 % состоит из элементов бронирования и прочих защитных систем. Вес этого добра составляет более тонны! Все жизненно важные полетные системы не только максимально защищены, но и продублированы. Но основное внимание разработчики из ОКБ Сухого уделили защите топливной системы и кабины пилота.

Вся ее капсула сделана из титанового сплава АБВТ-20. Толщина брони составляет (в разных местах) от 10 до 24 мм. Даже лобовое остекление представляет собой монолитный блок ТСК-137 толщиной в 65 мм, который предоставляет летчику защиту от пуль, в том числе и очень крупного калибра. Толщина бронеспинки пилота - 10 мм. Голову защищает 6-миллиметровая пластина. Неплохо, не так ли? Но ведь и это еще не все.

По всем направлениям пилот надежно защищен от обстрела из оружия калибром до 12.7 мм включительно, а лобовая проекция предотвращает его поражение из ствольного оружия, калибр которого составляет до 30 мм включительно. Словом, самолет СУ-25, технические характеристики которого выше всяких похвал, способен постоять не только за себя, но и за жизнь летчика, который им управляет.

О возможностях эвакуации

В экстренных случаях за спасение пилота отвечает катапультирующееся кресло К-36Л. Оно может быть использовано во всех полетных режимах, при любых скоростях и метеорологических условиях. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается за счет использования пиропатронов. Выброс кресла осуществляется вручную, для этого летчику нужно одновременно потянуть за две рукояти.

Вооружение штурмовика

Конечно же, СУ-25 «Грач», тактико-технические характеристики которого рассматриваются на страницах этой статьи, просто не может быть плохо вооружен. Он оснащается авиационными пушками, на внешнюю подвеску могут навешиваться управляемые и неуправляемые бомбы, НУРСЫ, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Всего конструкторы предусматривали возможность несения не менее 32 видов различного вооружения. Основное штатное - 30-мм пушка ГШ-30-2.

Заметим, что все это описание самолета СУ-25К 8-й производственной серии, которая сейчас стоит на вооружении ВВС РФ. Есть и другие модификации (как СУ-25Т), но этих машин настолько мало, что какой-то особой роли они не играют. Впрочем, вернемся к раскрытию характеристик «Грача».

Прочее оружие - навесное, устанавливается в зависимости от характеристик тех задач, которые во время боя должен будет решать пилот штурмовика. Под каждым крылом имеется по пять точек подвеса для различных видов вооружения. Управляемые ракеты крепятся на пусковые установки модели АПУ-60, для прочих бомб, ракет и НУРСов служат пилоны типа БДЗ-25. Максимальный вес средств поражения, которые может нести на себе штурмовик, составляет 4 400 кг.

Основные ТТХ

Чтобы вы лучше себе представляли, на что способен штурмовик СУ-25, технические характеристики последнего лучше привести в виде списка:

  • Полный размах крыла - 14.36 м.
  • Общая длина самолета - 15.36 м.
  • Высота корпуса - 4.80 м.
  • Общая площадь крыла - 33.70 м.
  • Вес пустого самолета - 9500 кг.
  • Стандартная взлетная масса - 14600 кг.
  • Максимальная взлетная масса - 17600 кг.
  • Тип двигателя - 2хТРД Р-195 (на первых самолетах - Р95Ш).
  • Максимальная скорость у земли - 975 км/ч.
  • Максимальная дальность полета (с подвесными баками) - 1850 км.
  • Радиус применения на максимальной высоте - 1250 км.
  • Предел полета над землей, в боевых условиях - 750 км.
  • Потолок полета - 10 км.
  • Эффективная высота боевого применения (макс.) - 5 км.
  • Максимальная перегрузка в боевом режиме - 6.5 G.
  • Экипаж - один пилот.

Афганистан

В марте 1980 года партия машин, несмотря на яростные протесты инженеров, не успевавших довести их до нужной «кондиции», была отправлена в Афганистан. Летчики не имели должного опыта войны в горах, сам аэродром располагался значительно выше уровня моря. Оттого первые недели летные группы постоянно совершенствовали тактику и выявляли «детские болезни» самолетов, которые особенно ярко проявлялись в сложных условиях гор.

Уже на второй неделе новая техника была задействована в провинции Фаракх. И сразу же стало понятно, что СССР получил прекрасные штурмовики. Несмотря на то что инженеры не рекомендовали на первых порах перегружать «Грачей» боекомплектом с весом выше четырех тонн, такая необходимость возникла очень скоро. В отличие от Су-17, которые могли взять максимум 1,5 тонны бомб, новый штурмовик поднимал в небо по восемь тяжелых пятисоткилограммовых снарядов, что позволяло навечно запечатывать ДОТы и пещеры, в которых скрывались моджахеды. Уже тогда военные стали горячо ратовать за скорейшее принятие машины на вооружение.

Борьба с ПЗРК

Стараниями американцев и китайцев у афганцев быстро появились современные ПЗРК. Для борьбы с ними использовались подвесные комплексы АСО-2, в каждой кассете которого имелось по 32 ИК-ловушки. На каждый самолет можно было навесить по восемь таких комплексов. Это позволяло пилоту с минимальным риском совершать до девяти штурмовок при каждом боевом вылете.

Су-25 - известный на всю планету бронированный дозвуковой штурмовик. Су-25 используется для поддержки сухопутных войск. Он способен атаковать наземные цели при прямой видимости, а также в условиях плохой видимости уничтожать объекты с заданными координатами. Этот штурмовик применяется в любое время суток в любых метеоусловиях. В армиях России и Украины Су-25 получил прозвище «Грач».

В далёком 1956 году в армии СССР было принято решение упразднить штурмовики, как тип боевого самолёта. Функции штурмовой авиации возложили на истребители-бомбардировщики. И только к середине 70-х годов стало очевидно, что это решение было ошибочным. Сразу же КБ «Сухого» в инициативном порядке начала проводить работы по созданию новой боевой машины.


В 1975 году Су-25 совершил первый полёт. В 1981 году самолёт был принят на вооружение и с тех пор участвовал во многих конфликтах и войнах.


Сразу же после принятия на вооружение, в 1981 году, эскадрилья из 12 новейших на то время штурмовиков Су-25 уже выполняла боевые задачи в Афганистане.


Машина показала себя как надёжная и эффективная. Постоянно модернизируясь, Су-25 будет ещё долго состоять на вооружении. По крайней мере, в 2015 году не было сообщений о разработках нового штурмовика.


Для огня по наземным целям Су-25 двуствольной 30-миллиметровой авиапушкой ГШ-30-2. Используя эту пушку можно уничтожить бронетехнику, живую силу, также можно вести огонь по воздушным целям, но она не предназначена для ведения воздушного боя.


Ствол авиапушки ГШ-30-2 весьма вынослив, он позволяет без ухудшения характеристик сделать до 4000 выстрелов. Полный боезапас на Су-25 составляет 250 снарядов, причём штурмовик может израсходовать боезапас орудия, сделав одну непрерывную очередь.


Хотя Су-25 предназначен для поражения наземных целей, но он может уничтожать и воздушные цели. Штурмовик Су-25 может сбить вертолёт, для этого он оснащён двумя управляемыми ракетами Р-60.


Р-60 – это ракета «ближнего боя» малого радиуса действия. Ракета Р-60 достаточно старая, хотя она оснащена инфракрасной головкой самонаведения, но морально устарела. В настоящее время эти ракеты уже не производятся, на их замену пришли более совершенные ракеты Р-73. На модернизированных версиях штурмовика Су-25СМ используется именно эта ракета.


Сейчас больше всего штурмовиков Су-25 находится на вооружении ВКС России. Также штурмовик Су-25 находится на вооружении многих других стран.


Например, на вооружении армии Украины состоит примерно 20 единиц Су-25. Точное число рабочих машин не известно.

На фото Су-25 армии Украины, модернизация Су-25М1.


Су-25 также состоит на вооружении ВВС Беларуси.

На фото Су-25 армии Беларуси.


Фото Су-25 армии Казахстана, модификация Су-25УБ (учебно-боевой).


Кроме стран бывшего СССР, штурмовик Су-25 стоит на вооружении армий Болгарии, Ирана и Перу.

Фото Су-25 армии Болгарии, модификация Су-25УБК (учебно-боевой коммерческий).


Фото Су-25 армии Туркменистана. Всего армия этой страны имеет 55 единиц Су-25, в том числе 16 единиц, произведённых в первой половине 2000-х на предприятии «Тбилавиамшени».


В 2014 году правительство Ирака закупило у России партию Су-25 для борьбы с ИГИЛ. Точное число закупленных машин засекречено.

Су-25 - советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, для уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых погодных условиях. В российских и украинских войсках получил прозвище «Грач».

Су-25 (изделие «Т-8», по НАТО: Frogfoot)

Самолет впервые взлетел 22 февраля 1975 года. Данные самолёты эксплуатируются с 1981 года, участвовали во множестве военных конфликтов. Самолеты будут состоять в строю ВВС России как минимум до 2020 года. В 2009 году Министерство обороны РФ объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.

История

Работа по созданию Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало понятно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых лучших авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926-1999).

При разработке штурмовика были произведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, сделано и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, получивший рабочее обозначение Т-8, взлетел, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в составе 12 машин уже принимала участие в боевых действиях в Афганистане.

Конструкция

Двигатели

Двигатели Су-25 размещены по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели оснащены нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.

Ранние версии Су-25 были оснащены двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час, а так же автономным электрическим запуском.

Позже на штурмовики стали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время являлись секретными, в частности, в показанном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель способен выдержать прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет свою работоспособность при многочисленных менее серьёзных повреждениях. Так же было снижено ИК излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с инфракрасными головками самонаведения.

Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе.

Большое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения невозможно было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт способен продолжать полёт на другом.

Основным топливом для этих двигателей является авиационный керосин. Двигатели снабжаются топливом из 4 встроенных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также допускается подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкость каждого по 840 литров. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения

Су-25 является высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными.

Очень большое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов - кабины пилота и топливной системы.

Кабина пилота делается сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщина бронеплит составляет от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет из себя стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён бронеспинкой сделанной из стали толщиной 6 мм. Пилот почти полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям - калибром до 30 мм.

При критическом поражении самолёта безопасность и спасение пилота обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины отбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые нужно потянуть обеими руками.

Вооружение

Су-25 оборудывается мощным комплексом вооружения - авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на Су-25 может устанавливаться 32 вида вооружений. Штурмовик обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа поставленных задач. Самолёт снабжён 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески управлемых ракет (УР) «воздух-воздух» - АПУ-60 (авиационные пусковые устройства).

Артиллерийское вооружение

Штурмовик вооружён ВПУ-17А (встроенной пушечной установкой) с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), сделанной по схеме Гаста. Авиапушка предназначается для поражения бронетехники, живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка относительно компактна для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется с помощью маневрирования самолёта. Питание пушки - ленточное. Управление стрельбой осуществляется с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 патронов, причём авиапушка может израсходовать весь боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет произвести до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы данной авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.

Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:

Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
-Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
-Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
-Многоэлементный снаряд МЭ-30.
-Также возможна установка на Су-25 дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых снабжён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 патронов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.

Неуправляемые авиабомбы

В базовом варианте Су-25 может использовать следующие неуправляемые авиабомбы:

ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на подвеске
-ФАБ-250
-ФАБ-500
-САБ-100
-БетАБ-500
-БетАБ-500ШП
-РБК-250
-РРБК-500
-КМГУ-2
-ЗБ-500
-ОДАБ-500П

Неуправляемое ракетное оружие (НАР)

Су-25 может использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ (боевой частью):

С-5
-С-8
-С-13
-НАР по одной на подвеске:
-С-24Б
-С-25

Высокоточные бомбы и ракеты

Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) снабжён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, именно поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:

С-25Л
-Х-25МЛ
-Х-29Л

Оружие «воздух-воздух»

Для самозащиты и борьбы с вертолётами Су-25 оснащён двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с ИК головками самонаведения. Ракеты прикрепляются к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, размещённым под крылом.

Поскольку ракеты Р-60 уже сняты с производства, а сроки их хранения заканчиваются, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяются ракеты Р-73, ПУ (пусковое устройство) которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.

Навигационное и вспомогательное оборудование

БКО «Талисман» - бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемых ракет.

Модификации

Су-25- боевой одноместный штурмовик

Су-25К (коммерческий)- экспортный вариант Су-25. В преиод 1984-1989 построенно 180 машин. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта штурмовика.

Су-25Т- Спроектированный в 1984 году на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте вместо второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, а так же добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметична.

Су-25УБ- Учебный двухместный штурмовик. Состоит на вооружении ВВС Грузии.

Су-25СМ- Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика (от авиация и электроника, оно же БРЭО - бортовое радиоэлектронное оборудование), добавлен ИЛС (индикатор на лобовом стекле- система летательного аппарата, предназначенная для отображения символьной навигационно-пилотажной и специальной информации на лобовом стекле, на фоне закабинной обстановки. Использование ИЛС позволяет в значительной степени снизить вероятность информационной перегрузки пилота, вынужденного следить одновременно как за окружающим пространством, так и за показаниями многочисленных приборов. Эта технология, первоначально разработанная исключительно для военной авиации (в первую очередь для реактивных истребителей и вертолётов), в настоящее время находит применение в гражданской авиации и автомобилестроении.) и МФД (Многофункциональный индикатор/дисплей (англ. multi-functional display - MFD) - общий термин для многорежимного устройства отображения различной служебной графической и теле-информации в кабине летательного аппарата, выдаваемой бортовыми системами и датчиками. Режимы отображения информации могут переключаться как автоматически, так и вручную пилотом (оператором). Однорежимные устройства, как правило, имеют более конкретизированные названия, например "экран тактической обстановки").

Су-25КМ- Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, плюс добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.

Су-28- Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производится.

Су-25УТГ- Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлёту и посадки на корабельную палубу

Су-39- Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Снабжён радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.

Су-25УБМ- Модернизированный двухместный штурмовик, созданный в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Базой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование дополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось добавить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт может использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет производить разведку, наведение и координацию действий, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый испытательный полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года на подмосковном аэродроме Кубинка. В 2011 году завершён первый этап ГСИ самолёта. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ (радиоэлектронная борьба), а также комплексом БКО (бортовой комплекс обороны является средством радиоэлектронной борьбы и предназначен для индивидуальной защиты боевых самолетов от ракет класса «воздух-воздух» и «поверхность-воздух»).

Су-25М1- Украинская модернизация Су-25. Снабжён модернизированным оборудованием украинских производителей - спутниковая навигация, новая система СВС (система воздушных сигналов современных летательных аппаратов представляет собой программно-аппаратную систему, предназначенную для измерения, вычисления и выдачи на индикацию экипажу ЛА и в бортовые системы (потребителям) информации о высотно-скоростных параметрах, а также о других параметрах, таких как температура воздуха, углы атаки и скольжения. Состоит из большой группы датчиков - приёмников воздушного давления (приёмников статического давления, динамического давления или комбинированных приёмников полного давления), датчиков заторможенного потока (скоростного напора) и ряда других датчиков, а также трубопроводов передачи давления (т.н. статических "С" и динамических "Д" линий), приборов обработки и преобразования, которые преобразуют получаемую информацию в электрические сигналы (на которых работает основная масса оборудования самолёта). В децентрализованной СВС на борту самолёта имеется большая группа разнообразных приборов - КВ (корректор высоты), ИЧМ (индикатор числа маха), КЗСП (корректор-задатчик приборной скорости), измерительный комплекс реле давлений (ИКДРДФ) и т.д. Централизованная СВС, как правило, имеет единый вычислитель (например - централь скорости и высоты ЦСВ), который получаёт информацию от приёмников, преобразует её в пропорциональные электрические сигналы и выдаёт потребителям. В децентрализованной СВС в кабине экипажа применяются анероидно-мембранные приборы и указатели: высоты (например, высотомер ВД-20), скорости (например КУС-1500), вариометры и т.д. В централизованной СВС применяются электрические указатели скорости, высоты и других полётных параметров, либо информация выводится на МФИ. Как правило, даже в самом современном цифровом приборном оборудовании самолёта имеется место для резервного барометрического высотомера и указателя скорости, подключенные непосредствено к приёмникам давления), модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой, что позволило повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям в любое время суток, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Очень существенно, почти в 3 раза, повышен «потолок» применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 оснащены новым ««цифровым» камуфляжем. Производство по модернизации штурмовика, происходит в Запорожье, на аэродроме Государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод».

Су-25УБМ1- Украинская модернизация Су-25УБ аналог Су-25 М1.

Боевое применение

Гражданская война в Анголе (1975-2002)

ВВС Анголы получили небольшое количество Су-25 в конце 1980-х годов и активно применяли их против подразделений УНИТА на протяжении 1990-х годов.

Афганская война (1979-1989)

Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане боевую оценку, показав полное превосходство над своими конкурентами Як-38. С середины 1981 года в Афганском конфликте участвовала одна эскадрилья Су-25, в 1984 году она была увеличенна до авиаполка. Боевые действия обнаружили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Сравнительно невысокая скорость позволяла ему наносить очень точные удары, чего обычно лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом той войны. После появления у моджахедов ПЗРК «Стингер» в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести.

Одним из пилотов «Грачей» в Афганистане был Александр Руцкой(будущий вице-президент Российской Федерации). За время участия в боевых действиях он был дважды сбит - в апреле 1986 года огнём с земли и в августе 1988 года пакистанским истребителем F-16.

В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, известны случаи, когда на базу возвращались самолёты со 150 пробоинами! Большинство источников говорит о потере в Афганистане 23 штурмовиков Су-25 и 8 пилотов, при этом замечено, что не было зафиксированно ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота (хотя существует мнение, что самолёт ст. лейтенанта Шумихина был потерян в результате поражения пилота огнём с земли). Исследователь Виктор Марковский считает эти данные неполными и, ссылаясь на документы ВВС 40-й Армии и КП ВВС ТуркВО, информирует о потере 33 штурмовиков и 12 пилотов, замечая, что при этой оценке он не учитывал несколько самолётов, списанных из-за боевых и небоевых повреждений. В книгах Марковского и Ильдара Бедретдинова, а также в некоторых других источниках можно найти описание обстоятельств потери в Афганистане 34 штурмовиков (в том числе 24 в воздухе и 10 на земле) и имена 12 погибших пилотов Су-25.

Ирано-иракская война (1980-1988)

Су-25 поступили на вооружение Ирака во второй половине 1980-х годов. По одним данным, они учавствовали в войне очень интенсивно, по другим - произвели буквально несколько боевых вылетов. Об эффективности их применения, а так же возможных потерях ничего не известно.

Война в Персидском заливе (1991)

Иракские Су-25 не совершили ниодного боевого вылета в ходе этой войны, но понесли боевые потери. Семь самолётов перелетели в Иран, где были зачисленны в состав местных ВВС, ещё два были сбиты американскими истребителями F-15 во время попытки перелёта и некоторое число уничтожено авиацией НАТО на земле. Всего Ирак потерял 31 Су-25.

Гражданская война в Таджикистане (1992-1997)

В ходе войны действовали Су-25 ВВС России и Узбекистана.

Абхазская война (1992-1993)

Грузия применяла в войне свои Су-25. Несколько самолётов было уничтоженно абхазской ПВО. Так же известен по крайней мере один случай участия в войне Су-25 ВВС России.

Карабахская война (1991-1994)

Су-25 был первым боевым самолётом, принявшим участие в Карабахской войне. В апреле 1992 года пилот ВВС России азербайджанец Вагиф Курбанов угнал свой штурмовик в Азербайджан и совершал на нём боевые вылеты, пока его не сбили. Позднее Азербайджан получил ещё несколько самолётов. К концу войны своими Су-25 располагала и Армения.

Первая чеченская война (1994-1996)

Су-25 являлся основным боевым самолётом, использовавшимся ВВС России в Чеченском конфликте. В самом начале боевых действий штурмовики Су-25 уничтожили на земле всю чеченскую авиацию. Наиболее активно эти самолёты действовали зимой и весной 1995 года; в дальнейшем авиация применялась эпизодически из-за характера войны после июньского перемирия. Штурмовики снова подтвердили свою высокую эффективность. Боевые потери составили 5 самолётов (четыре сбиты и один списан из-за полученных боевых повреждений). Несмотря на высокую боевую живучесть Су-25, один из самолётов был потерян в результате гибели пилота от огня противника из крупнокалиберного станкового пулемёта ДШК - пули пробили небронированное боковое стекло кабины.

Война в Конго (1997-2002)

8 штурмовиков были закуплены Республикой Конго в 1999 году. Все боевые вылеты совершались наёмными пилотами из России, Украины и Белоруссии (т.к. в национальных ВВС Республики Конго отсутствовали подготовленные пилоты).

Эфиопо-эритрейский конфликт (1998-2000)

Обе стороны имели на вооружении Су-25 к началу третьей части боевых действий (май-июнь 2000 года). Замечено применение эфиопскими штурмовиками управляемых ракет Х-25 и Х-29.

Вторая чеченская война (1999-2000)

Как и в первой войне, Су-25 часто использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям федеральных сил, а так же совершали вылеты на «свободную охоту». Активность действий авиации резко снизилась после завершения основной части боевых действий весной 2000 года. К середине 2001 года было потеряно 6 самолётов.

Другие конфликты
Конфликт в Македонии (2001)

Непосредственно во время боевых действий ВВС Македонии получили из Украины несколько Су-25 и использовали их для ударов по позициям албанцев.

Французско-Ивуарский конфликт (2004)

Днем 6 ноября самолёт Су-25 Ивуарских ВВС, атаковал позиции французских миротворцев, в результате чего 9 человек были убиты, 31 ранен. Через несколько часов французская авиация нанесла ответный удар по аэропорту Ямусукро и уничтожила на земле оба имевшихся у Кот-д’Ивуара Су-25.

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

Штурмовики Су-25 интенсивно применялись ВВС России и Грузии. В ходе конфликта официально подтверждённые потери ВВС России составили три Су-25, ещё четыре были довольно серьёзно повреждены, что значительно превысило потери и повреждения остальных типов применённых самолётов. Южноосетинской и российской сторонами в разное время было заявлено об уничтожении ряда грузинских самолётов.

В войне были применены Су-25СМ, но из-за того что на этих самолетах отсутствовала система РЭБ, они довольно часто попадали под огонь противника. Устаревший прицельный комплекс не позволял самолету работать в плохих метеоусловиях, а также применять ракеты Х-25/29 ночью, в основном штурмовик использовал НАР и авиабомбы.

Дарфурский конфликт

По данным международной организации Amnesty International, Судан неоднократно применял Су-25 для атак как на военные так и на гражданские объекты в Дарфуре. Штурмовики были поставлены из Белоруссии в 2008-2010 годах; согласно условиям эмбарго, наложенного на Судан ООН, поставляемое в страну оружие не должно быть использованно в боевых действиях в Дарфуре.

Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014)

Штурмовики Су-25 применяются в составе ВВС Украины в ходе гражданской войны на востоке Украины. По состоянию на 22 августа 2014 г., подтвержденные украинской стороной потери данных самолетов составили: уничтоженными в результате боевых действий - 3 единицы, поврежденными - 3 единицы. Информация о сбитом 20 августа Су-25 является ошибочной, на самом деле, по уточненной Советом национальной безопасности и обороны Украины информации, был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М.

Вооружённый конфликт на севере Ирака (2014)

Приобретённые Ираком у России и поставленные в конце июня 2014 года Су-25, совершили первые боевые вылеты 25 декабря в небе над окрестностями иракского города Тикрит в провинции Салах-эд-Дин, тем самым обратив в бегство боевиков экстремистской организации «Исламское государство»

Характеристики (ТТХ)

Технические характеристики Су-25

Экипаж: 1 пилот
-Длина: 15,36 м (с ПВД)
-Размах крыла: 14,36 м
-Высота: 4,8 м
-Площадь крыла: 30,1 кв.м.
-Коэффициент удлинения крыла: 6
-Коэффициент сужения крыла: 3,38
-Угол стреловидности по передней кромке: 20 град
-Поперечное V крыла: -2,5 град
-База шасси: 3,57 м
-Колея шасси: 2,51 м
-Масса пустого: 9315 кг
-Масса снаряжённого: 11 600 кг
-Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
-Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг
-Масса броневой защиты: 595 кг
-фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
-кабина пилота: 424,9 кг
-топливная и масляная системы: 121,6 кг
-Масса протектора: 160 кг
-Силовая установка: 2 х ТРД Р-95Ш
-Тяга: 2 х 4100 кгс (40,2 кН)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Крейсерская скорость: 750 км/ч
-Посадочная скорость: 210 км/ч
Боевой радиус: 300 км
Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
-на высоте:
-без ПТБ: 640 км
-с 4х ПТБ-800: 1250 км
-у земли:
-без ПТБ: 495 км
-с 4х ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 1950 км
Практический потолок: 7000 м
-Максимальная высота боевого применения: 5000 м
-Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
-Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
-Нагрузка на крыло: 485 кг/кв.м. (при норм. взлётной массе)
-Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
Длина разбега:
-на бетонной ВПП: 550 м
-на грунтовой ВПП: 600 м
Длина пробега: (без тормозного парашюта)
-на бетонной ВПП: 600 м
-на грунтовой ВПП: 700 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
-с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g
-с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g

Вооружение

Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
Точки подвески: 10
Боевая нагрузка:
-нормальная: 1400 кг (4х ФАБ-250, 2х Р-60, боезапас пушки)
-максимальная: 4400 кг
Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-60 (АА-8)
-ракеты «воздух-поверхность»: 4 х Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 х Х-29Л
Неуправляемые ракеты:
-256 (8 х 32) х 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
-160 (8 х 20) х 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
-40 (8 х 5) х 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
-8 х 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
-8 х 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
-8 х 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
-8 или 32 х 100 кг или
-8 х контейнеров КМГУ-2
Пушечные контейнеры: 4 х СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов

Авионика

Лазерная станция подсвета: «Клен-ПС»
-Масса: 82 кг
-Точность измерения дальности: +...- 5 м
-Угол отклонения лазера:
-по высоте: ?30 град/+6 град
-по азимуту: +...- 12 град
-Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)

Состоит на вооружении

Россия: в строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
-Азербайджан: 19 Су-25 поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины.
-Ангола
-Армения
-Белоруссия
-Болгария
-Гамбия
-Грузия
-Демократическая Республика Конго
-Ирак
-Иран
-Казахстан
-КНДР
-Перу
-Судан
-Туркмения
-Узбекистан
-Украина
-Чад
-Экваториальная Гвинея
-Эритрея
-Эфиопия.

Штурмовая авиация – неоспоримый вид комплексной поддержки наземных войсковых сил с воздуха. В её задачу входит ликвидация бронетехники, артиллерии, оборонительных пунктов и живой силы неприятеля, а также участие в воздушных боях. По окончании Второй Мировой войны, штурмовые авиаполки расформировывали последующие 10 лет.

Новая концепция военных действий подразумевала применение ядерного оружия, и для доставки атомной бомбы нужны были совершенно другие самолёты. К 1960 году, «Хрущевская оттепель» заставила опять изменить военную концепцию и вернуться к приоритету использования наземных войск. Следовательно, возникла необходимость создания специализированных самолётов штурмовиков в качестве поддержки сухопутных сил. Так началась разработка проекта самолёта СУ25 с прозвищем «грач» или «летающий танк».

история создания

Очередным подтверждением в необходимости специализированных военных самолётов стали крупномасштабные войсковые учения «Днепр» проводимые в 1967 году. Роль поддержки сухопутных войск была возложена на реактивные сверхзвуковые истребители Су-7Б и МиГ-21. Результат показал непрактичность воздушной защиты из-за слишком высоких скоростей самолётов.

Лётчики не успевали обнаружить цель, что вынуждало заходить на второй круг атаки. В быстроменяющейся боевой обстановке повторный заход на цель означает потерю времени и как следствие невыполнение задания. К тому же средства ПВО успевают взять под контроль сектор атаки самолётов.

Прошедшие войсковые учения заставили многих военных специалистов задуматься. Было очевидно, армии нужен специализированный самолёт-штурмовик. При обсуждении результатов образовалась группа единомышленников, которая нащупала плодотворную дебютную идею и взялись за её реализацию на добровольных началах.

Энтузиастами идеи стали: полковник Иван Васильевич Савченко, инженер «ОКБ Сухого» Дмитрий Николаевич Горбачёв, заместитель начальника бригады «ОКБ Сухой» Олег Сергеевич Самуйлович.

Для более детальной проработки штурмовика был приглашён конструктор «ОКБ Сухой» Юрий Викторович Ивашечкин.

В начале 1968 года была разработана предварительная система боевого самолёта, она включала в себя необходимые пункты:

  • надёжная защита экипажа и основных узлов и агрегатов от бронебойных пуль и осколков ракет;
  • размещение на аэродромах с грунтовой ВПП;
  • непринуждённость механизмов и деталей корпуса с применением доступных материалов;
  • короткое время для подготовки к боевому вылету;
  • простота в управлении для пилотирования лётным составом средней квалификации.

Прежде чем приступит к разработке проекта, молодые конструкторы внимательно ознакомились с чертежами, описанием и техническими характеристиками штурмовых самолётов времён Великой Отечественной войны. Их интересовал вопрос, что же было создано?

Изучение чертежей дало пищу для способов бронирования и на что обращать внимание в первую очередь.

В мае 1968 года Павлу Сухому впервые представили предварительный проект штурмовика. Генеральный конструктор с интересом отнёсся к проекту и дал указание продолжать разработку и строить полноразмерный макет. Прототип приобрёл артикул СПБ – самолёт поля боя.


Павел Осипович Сухой информировал о существовании проекта министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, который без энтузиазма встретил идею молодых конструкторов. Однако информация была принята к сведению и передана для ознакомления министру обороны СССР Андрею Антоновичу Гречко. Узнав о столь интересном факте А.А.

Гречко попросил П.В. Дементьева организовать конкурс, в котором бы могли принять участие не только ОКБ «Сухого» но и «Ильюшин», «Яковлев», «Микоян».

Рассмотрение проектов состоялось в июне 1969 года. Военная комиссия внимательно ознакомилась со всеми предоставленными материалами. Единогласным решением министерской коллегии был признан победитель в лице ОКБ «Сухой», как самый перспективный проект.

К тому же, помимо проекта был представлен полноразмерный обзорный макет самолёта СУ-25.

Несмотря на положительное решение комиссии, создание самолёта растянулось на несколько лет. Между военными и конструкторами возник спор о скоростных качествах штурмовика. Первые требовали, чтобы самолёт мог развивать скорость до 1200км/ч, что равнялось отметке скорости звука у земли. Аргумент основывался на необходимости быстрого вызова штурмовика сухопутными войсками.

Конструкторы считали достаточной скорость 900км/ч для хорошей манёвренности на небольших высотах. Компромисс был достигнут на отметке 1000 км/ч.

22 Февраля 1975 года опытный самолёт, индексированный Т-8, впервые взлетел в небо, пилотируемый лётчиком испытателем Владимиром Илюшиным. Это прообраз будущего штурмовика СУ-25. Полёт продолжался 30 минут и закончился благополучно.

Конструкция узлы и агрегаты

Боевую лётную машину продолжили испытывать и дорабатывать, создав ещё два лётных прототипа.

Они получили следующий облик:

  • самолёт исполнен по стандартному плану аэродинамики;
  • передняя часть размещает различную аппаратуру и лазерный дальномер;
  • гермокабина лётчика представляет собой бронекапсулу из титана;
  • средняя часть фюзеляжа оборудована топливными баками;
  • авиадвигатели находятся в мотоотсеках по обе стороны корпуса самолёта.

Планер

Аэродинамика самолёта позволяет получить наилучшие характеристики во время полёта на дозвуковой скорости. Форма крыла трапециевидная с площадью 30,1 кв/м, оно расположено под углом 2,5 градуса к горизонту.

Геометрическая крутка крыла обеспечивает хорошее развитие срыва воздушного потока на больших углах атаки, препятствуя штурмовику попасть в закритические зоны на пикировании.

Задача характеристик крыла обеспечить минимальную турбулентность при полёте у земли близко к максимальным скоростям.

Фонарь кабины плавно переходит в гаргрот. Хвостовая балка оборудована контейнером с парашютом для остановки при посадке ПТУ.

Безопасность пилота и сохранность важнейших органов управления была приоритетной в конструировании модели.

В целом аэродинамическая конструкция самолёта СУ-25 позволяет получить следующие результаты:

  • Превосходные аэродинамические показатели при крейсерском полёте, взлёте, посадке и маневрировании;
  • Осевая стабильность и подконтрольность в любом режиме полёта;
  • Отличная маневренность в режиме пикирования под углом 25-35 градусов на скорости 650-750 км/ч;
  • Самолёт имеет возможность вернуться на аэродром имея существенные повреждения, благодаря аэродинамическим качествам.

Двигатели

Силовые установки Су-25 располагаются по обе стороны фюзеляжа в индивидуальных мотоотсеках в месте соединения крыла и корпуса воздушного судна. Аэродвигатели оснащены воздухоприёмником и неподвижным разгонным соплом. Моторесурс налёта 450-550 часов.


Первые прототипы самолёта оснащались безфорсажными турбореактивными аэродвигателями Р-95Ш. Они имели средние показатели расхода топлива 1,30 кгс/час и обладали автономным пуском.

Смена устаревших силовых установок пришлась новыми авиадвигателями Р-195, они имели значительно мощнее тягу. Производство Р-195 держалось в секрете, например, в 1989 году для авиасалона, проходящего в Париже, на Су-25 установили авиадвигатели старого образца Р-95Ш.

Попадание 23мм снаряда в двигатель не могло нанести ему существенный урон, он продолжал работать в штатном режиме. Чтобы избежать обнаружение вражескими ПВО с головками самонаведения, было максимально занижено инфракрасное излучение. По признанию конструкторов, аэродвигатели Р-95 и Р-195 являются самыми надёжными среди аналогов.

Мотоотсеки позволяют автономно работать каждому из двигателей, тем самым увеличивая шансы доставить самолёт с повреждённой силовой установкой на аэродром. Основным топливом является керосин, однако аэродвигатели способны сжигать дизельное топливо.


Это было заложено в конструкционную особенность, так как подразумевалось заимствование топлива у сухопутных моторизированных частей в нештатной ситуации.

Система жизнеобеспечения и спасения

К самолёту СУ-25 не зря прикрепилось прозвище «летающий танк». Он является одним из высокозащищённых штурмовиков своего класса. Средства жизнеспособности судна занимают 7,2% от общего значения и весят в общей сложности 1050кг. Каждая из таких систем дублируется на случай экстренной ситуации.


Тыльная часть кресла пилота защищена стальным листом 6мм. Остекление кабины из пуленепробиваемого стекла корпуленцией 55мм. Лётчик защищён от попадания снарядов различного калибра, начиная с 12,7 мм до 30 мм включительно.

Для необходимости экстренно покинуть аварийный самолёт в воздухе, установлено катапультное кресло К-36Л. Привести его в действие можно, одновременно потянув рычаги обеими руками.

Навигационное и вспомогательное оборудование

Модернизированные модели СУ-25 комплектуются комплексом индивидуальной защиты БКО «Талисман». Он служит в качестве экранирования от управляемых ракет противника с самонаводящимися головками.

Принцип действия комплекса основан на ретрансляции вражеских сигналов РЛС. Таким способ искажается волна излучения, давая системе РЛС противника неверные показатели о местонахождении и скорости самолёта. Система размещается в подвешенных контейнерах, которые крепятся под крылом.


Штурмовик СУ-25 оснащён навигационным комплексом КН-23-1 совмещённый с аппаратурой курсовой вертикали ИКВ-1 и измерителя путевой скорости ДИСС-7, а также радиотехнической системой ближней навигации и посадки РСБН-6С обеспечивающей основные навигационные режимы:

  • Первый режим отвечает за маршрут и используется на протяжении всего полёта согласно заданному плану;
  • Второй режим служит для возвращения самолёта на аэродром, согласно полётному плану;
  • Третий режим обеспечивает заход на ВПП и сопровождает посадку самолёта по глиссаде.

Отказ от применения на штурмовике СУ-25 более сложного комплексного радиоэлектронного оборудования усложняет эксплуатацию самолёта в сложных метеорологических условиях и в ночное время.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены самые значимые характеристики самолёта СУ-25

Тип лётной машины Су-25
Размах крыла, м 14,30
L корпуса машины, м 15,50
H корпуса машины, м 4,80
S крыла 33,70
Масса самолёта, кг
Без нагрузки 9500
Средняя допустимая к взлёту 14600
Максимальная для взлёта 17600
Горючее, кг 5000
Авиадвигатель ТРД Р-195 или Р95Ш/2
Сила тяги, кН 2 х 44,13 (40,2)
Наибольшая скорость у поверхности земли км/ч 951
Наибольшая скорость на высоте, 1мах=1 198.801км/ч М=0,82
Максимальная дальность полёта, км 515
Радиус действия в бою, км
на высоте 1260
у земли 755
Максимальная высота, м 8000
Боевое применение при максимальной высоте, м 6000
Перегрузка, g 6,5
Численность экипажа, человек 1

Вооружение летающего танка

Боевая оснастка штурмовика предусматривает установку – авиапушек, авиабомб, ракет «воздух-земля» с головками наведения и без, ракет «воздух-воздух» с датчиками наведения.

Общий ассортимент возможного вооружения насчитывает 32 единицы, установка того или иного средства атаки зависит от поставленной боевой задачи и делится на четыре категории:

  1. артиллерийское оснащение;
  2. бомбардировочное обеспечение;
  3. неподконтрольное ракетное;
  4. подконтрольное ракетное.

В конструкции планера есть десять точек для подвеса боезапаса. Они распределены под крыльями и под фюзеляжем, по пять штук. Авиабомбы крепятся к пилонам БДЗ-25, а самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух» крепятся к пусковым системам АПУ-60.

Штурмовики комплектуются стационарными авиаустановками ВПУ-17А или двуствольными пушками ГШ-30-2 калибром 30 мм, с боезапасом 250 снарядов и скорострельностью 3000 в/м. Первая из них подверглась замене на пушечную установку ННПУ-8М с переносом из подкабинного форпика под центр фюзеляжа.

При необходимости увеличения артиллерийского вооружения на подвесные пилоны крепятся два контейнера с двуствольными авиапушками калибром 23мм.

Более широкую номенклатуру представляет бомбардировочное вооружение. Сюда входят авиабомба различного действия, калибра: 100 кг, 250 кг или 500 кг. Помимо этого, самолёт может нести мины и авиабомбы малых калибров не имеющих подвесных систем. Располагаются такие боеприпасы в специальных контейнерах, имеющих маркировку КМГУ (контейнер малогабаритных грузов унифицированный).

При необходимости, на штурмовик можно подвесить восемь разовых бомбовых кассет калибра 250 или 500 кг (ФАБ-250, ФАБ-500). Особенность данного оружия – большая площадь поражения.

Не менее широким спектром на самолёте представлена и неуправляемое ракетное вооружение. На пилоны подвешиваются блоки, в которых находятся реактивные снаряды различного действия, например, блок Б-83. В нём размещается 20 ракет типа С-8. Одновременно на СУ-25 можно разместить восемь таких блоков, что является грозным наступательным вооружением.


Для уничтожения техники и пехотных войск неприятеля на СУ-25 нашли применение и более мощные неуправляемые авиационные ракеты типа С-24 и С-25. Управляемое ракетное оснащение на самолёте представлено тремя типами ракет.

Первые два типа Х-25, Х-29 выполняют задачу поражения наземных целей.

Третий тип, ракета Р-73 предназначена для ведения воздушного боя, она заменила устаревший тип Р-60.

При таком количестве вооружения возникает вполне логичный вопрос – кто принимает решение, чем оснастить самолёт для боевого вылета? Задачу ставит вышестоящее командование, а решение принимает командир полка, руководствуясь данными разведки.

Боевое крещение и применение

В 1980 году самолёты СУ-25 завершили первичный цикл испытаний и перешли ко второму этапу. Причём министерство обороны решило проверить новые штурмовики в реальных боевых условиях. В то время ограниченный военный контингент активно воевал в Афганистане, поэтому над местом особо не задумывались. Операция по испытанию получила кодовое название «РОВ». В апреле 1980 года прилетели два самолёта на Афганский аэродром Шинданд. Практически сразу они стали выполнять боевые вылеты.

Уже первые полёты в горах показали высокие маневренные возможности штурмовиков. Они атаковали противника в таких районах, где для другого самолёта выполнение боевой задачи было бы затруднительно. Среди маневренных качеств СУ-25 отдельно стоит отметить возможность быстро уменьшить скорость и точно выдерживать её при атаке на цель. Этому качеству способствовали тормозные щитки на концах крыльев.

Именно в Афганистане испытуемый самолёт получит своё первое прозвище «Грач», так звучал радиопозывной первых машин. В дальнейшем военные, оценившие боевую мощь СУ-25, назвали его «Огнедышащий грач». Также его называют «Гребешок» «Расчёска» из-за количества пилонов. А легкость в управлении добавила прозвище «Велосипед».

Но в основном военные называли их «грачи» и «летающий танк».

Боевые полёты серийных штурмовиков продолжались 50 дней, и в июне 1980 года самолёты покинули Афганистан. По результатам боевых испытаний СУ-25 был утверждён к принятию на вооружение Советской Армии. В феврале 1981 года началось формирование отдельной штурмовой авиаэскадрильи, после чего она была отправлена в Афганистан для продолжения боевого крещения.

Несмотря на хорошие лётные качества, боевая служба в Афганистане выявила недостатки в конструкции самолёта. Касались они в основном боевой живучести. Конструкторы разработали целый ряд мер по улучшению характеристик машины. В частности, для защиты двигателей на капоте установили дополнительную титановую броню. Но для облегчения установка была сделана на один двигатель, так как с одной исправной силовой установкой самолёт способен вернутся в пункт предписания.


В 1987 году на вооружении моджахедов появились переносные зенитно-ракетные комплексы «Stinger». Потери Советских самолётов в Афганистане резко возросли. Изначально для противодействия ракетам с инфракрасным наведением на СУ-25ТМ было установлено 128 тепловых ловушек. Лётчик сам мог выбрать интервал их отстрела.

Но в реальных боевых условиях всё внимание пилота оказалось сосредоточенным на управлении на пилотировании самолёта, выборе оружия и своевременном сбросе авиабомб или пуске ракет. Часто лётчик не успевал или попросту забывал производить отстрел ловушек. Конструкторами было принято решение оснастить самолёт автоматическим отстрелом ловушек при одновременной атаке. Серия сброса ловушек продолжалась пока самолёт не покинет опасную зону.

Боевые действия где принимал участие СУ-25:

  • Ирано-иракский военный конфликт 1980/1988
  • Боевые действия в Персидском заливе 1991
  • Гражданская вражда в Таджикистане 1992/1997
  • Абхазский военный конфликт 1992/1993
  • Карабахский военный конфликт 1991/1994
  • Чеченская компания 1994/1996
  • Чеченская компания 1999/2000
  • Военные действия в Конго 1997/2002
  • Эфиопо-эритрейская война 1998/2000
  • Военные действия в Македонии 2001
  • Французско-Ивуарская компания 2004
  • Компания в Южной Осетии 2008
  • Дарфурский военный конфликт с 2003
  • Гражданская война на востоке Украины (с 2014)
  • Вооружённое столкновение на севере Ирака 2014
  • Вооружённая компания России в Сирии с 2015

Модификации на базе Су 25

Постоянная модернизация СУ-25 на протяжении всего времени существования самолёта разделила его вид на модификации:

  • Су-25УБ – учебно-боевая двухместная машина
  • Су-25К, версия экспортного исполнения. Всего было построено 180 коммерческих штурмовиков с 1984 по 1989 годы.
  • Су-25ТМ, вариант созданный на базе двухместного СУ-25УБ для борьбы с танками. Место второго пилота оснащено под установку радиоэлектронного оборудования с усилением центральной части гаргротта. Кабина обладает улучшенными свойствами герметизации. Передняя часть самолёта изменена для установки прицельного комплекса И-251 «Шквал», расположен ИЛС.
  • Су-28, самолёт для учебно-тренировочных полётов.
  • Су-25УТГ, модель модернизирована для морских частей и авианосцев. Кабина двухместная, для проведения учебных режимов взлёт/посадка с палубы авианосца. Буква «Г» на конце аббревиатуры означает гак, которым самолёт цепляется за трос при посадке на палубу авианосца. Схемы, чертеж 25УТГ немногим отличаются от базовой модели.
  • Су-39, более современная версия противотанкового штурмовика Су-25ТМ. Корпус оснащён подвесным контейнером с радиолокационной станцией «Уопьё-25».
  • Су-25КМ, Израильская версия модификации штурмовика Грузинских ВВС. Доработки проведены в соответствии с классификацией боевого оснащения НАТО.
  • Су-25СМ, реконструкция базовой модели Су-25ТМ с применением: БРЭО, АО, АВ, ИЛС, МФИ.
  • Су-25БМ – Модифицированный двухместный самолёт на базе Су-25СМ и Су-39. Штурмовик предполагает использование в качестве учебного аппарата и возможность использования в качестве боевой единицы.
  • Су-25М1, модель модернизирована украинскими конструкторами для нужд собственной армии. Работы выполняет авиаремонтное предприятие «МиГремонт».
  • Су-25СМ3 – Модифицированный одноместный штурмовик. Добавлено новое навигационное оборудование ГЛОНАСС (GPS) с более точной установкой ориентирования, что позволяет эксплуатацию в любых условиях.

Происшествия

Не обходилось и без происшествий, в одном из испытательных полётов СУ-25ТМ отрабатывался сброс подвесных топливных баков.

В момент сброса на одном из пилонов не сработал замок подвески и бак остался болтаться на крыле.

В этом полёте всё обошлось благополучно, и лётчик успешно посадил штурмовик. По результатам этого инцидента были доработаны узлы подвески.

Заключение

Жизненный путь штурмовика складывался нелегко.

Рождённый на голом энтузиазме молодых авиаконструкторов, он смог доказать право на своё существование.

Пройдя непростой путь «огнедышащий грач» завоевал своё место в поднебесье.

В любой момент это самолёт готов к взлёту, чтобы на поле боя переломить исход противостояния в свою пользу.

Видео

Штурмовик Су-25 разбился во вторник в Новогрудском районе Белоруссии, пилот погиб, сообщает агентство БЕЛТА со ссылкой на Минобороны республики.

Су-25 "Грач" (по кодификации НАТО: Frogfoot) - бронированный дозвуковой самолет-штурмовик , предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году.

Постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку.

С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.

Официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане .

Летно-технические характеристики Су-25

Габариты:

длина - 15,53 м

высота - 4,8 м

размах крыла - 14,36 м

площадь крыла - 30,1 кв. м

Масса:

пустого - 9315 кг

взлетная нормальная - 14600 кг

взлетная максимальная - 17533 кг

нормальная - 1400 кг

максимальная - 4400 кг

Скорость:

максимальная у земли - 970 км/ч

крейсерская - 750 км/ч

посадочная - 210 км/ч

Дальность полета максимальная:

у земли - 750 км

на высоте - 1250 км

Радиус действия - 300 км

Практический потолок - 7000 м

Экипаж - 1 человек

Запас топлива - 3000 кг

Самолет имеет несколько модификаций:

Су-25 - первая серийная модификация штурмовика; Су-25УБ - двухместные учебно-боевые самолеты; Су-25УТ, Су-28 - двухместная учебная версия; Су-25УБК - экспортный вариант самолета Су-25УБ; Су-25УТГ - двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров; Су-25БМ - самолет-буксировщик мишеней; Су-25К - экспортный вариант Су-25; Су-25Т - противотанковый штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением; Су-25ТК - экспортный вариант Су-25Т; Су-25ТМ, Су-39 - всепогодный противотанковый штурмовик.

Вооружение серийного армейского самолета-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.

Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 кг, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных - управляемые ракеты (УР) воздух-воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.
Су-25 рассчитан на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом. Время подготовки самолета к вылету незначительно.

Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК-8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.

Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 году и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций.
Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) - в Улан-Удэ.
В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака и др.

До 2020 года в войска должен начать поступать новый самолет-штурмовик с двойным управлением на базе Су-25. Он будет рассчитан на двух летчиков: штурмана и оператора.

Перспективная машина должна прийти на смену Су-25СМ, который, в свою очередь, явился результатом глубокой модернизацию Су-25.
Су-25СМ от стандартной машины отличает значительно более широкий спектр вооружения. Модернизация коснулась комплексов связи радиолокационного оборудования и прицельно-навигационного комплекса.

В частях ВВС РФ модернизировано свыше 30 штурмовиков Су-25, и до 2020 года .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

error: Content is protected !!