Фонд окружающей среды образуется на основе. Экологические фонды. Экологическое страхование. "экологические фонды" в книгах

Аннотация: Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды. По мнению автора, представляется целесообразным восстановить вышеуказанные фонды в виде целевых бюджетных фондов, правовой статус которых установлен ст.17 Бюджетного кодекса РФ, возложив на соответствующие органы исполнительной власти вопросы формирования сметы этих фондов.

Ключевые слова:
окружающая среда, механизм регулирования, экологический фонд

Abstract: Important element of the economic mechanism of regulation in the field of preservation of the environment are ecological funds, which include Federal ecological fund of the Russian Federation, ecological funds of subjects of the Russian Federation and local funds. Practice of existence of ecological funds has proved economic feasibility of their activity which role especially increases in conditions of the most severe deficiency of financing of preservation of the environment. According to the author, it is represented expedient to restore the above-stated funds in the form of the target budgetary funds which legal status is established item 17 of the Budgetary code of the Russian Federation, having assigned on corresponding enforcement authorities questions of formation of the estimate of these funds.

Keywords: environment, regulation mechanism, ecological fund

Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

    эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

    налоги и платежи за ресурсы;

    залоги-возмещения и облигации пользования;

    средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;

    плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);

    штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

    крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств;

    строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории;

    научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии;

    мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.);

    работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;

    создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

    частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.

Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в стране создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Цель системы экологических фондов – решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

  • средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;
  • сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.

Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим законодательством. Штрафы налагаются специально уполномоченными государственными органами – подразделениями Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологическими станциями и др. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Средства, поступающие в экологические фонды, распределяются в следующем порядке:

    60% – на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского и районного) значения;

    30% – на реализацию мероприятий регионального (республиканского, краевого и областного) значения;

    10% направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии России.

Первоначально средства, которые поступают в экологические фонды, накапливаются на счетах республиканских, краевых или областных фондов, а оттуда перечисляются в федеральный экологический фонд (федеральный бюджет) и в местные экологические фонды. Перечисление средств в экологические фонды производится поквартально.

По полугодиям Госкомэкологии России составляет отчет о поступлении и расходовании средств федерального экологического фонда

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

Основными направлениями расходования средств территориальных экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов (50 %), материальнотехническое обеспечение (5,9 %), внедрение экологически чистых технологий (2,9 %), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7 %), другие виды природоохранной деятельности (18%).

Территориальные экологические фонды созданы во всех субъектах Российской Федерации, и их организационно - правовая и финансовая деятельность характеризуется многообразием форм. В 1999 г. в 45 субъектах Российской Федерации экологические фонды находились в ведении администрации, а в остальных - территориальных органов Госкомэкологии России. Консолидированы в местные бюджеты 25 экологических фондов. Правами юридического лица обладали экологические фонды в 33 субъектах Российской Федерации. Отсутствием построенной на единых принципах управления системы экологических фондов объясняется и ряд недостатков в их деятельности.

Таким образом, созданная в 90-х годах 20 столетия система экологических фондов России стала важным источником, который существенно дополнил бюджетные и собственные средства предприятий, направляемые на цели охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 г. №150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ликвидирован Федеральный экологический фонд и изменен порядок зачисления в бюджеты различных уровней платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

В силу положений статьи 9 Федерального закона №150-ФЗ, плата загрязнение окружающей среды подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 19 процентов и 81 процент.

По нашему мнению, представляется целесообразным восстановить вышеуказанные фонды в виде целевых бюджетных фондов, правовой статус которых установлен ст.17 Бюджетного кодекса РФ, возложив на соответствующие органы исполнительной власти вопросы формирования сметы этих фондов.

В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Сущность экологических фондов ……………………………………….. 4
2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………….. 12
Список использованных источников ……………………………………

Файлы: 1 файл
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Сущность экологических фондов ……………………… ……………….. 4
2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………….. 12
Список использованных источников ……………………………………… 13

ВВЕДЕНИЕ

В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.

Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

1. Сущность экологических фондов

За последнее десятилетие во многих развивающихся странах были созданы экологические фонды (ЭФ) для обеспечения финансирования деятельности по охране окружающей среды. В данной главе основной упор
сделан на экологические фонды, направленные на сохранение биоразнообразия, также называемые «трастовыми фондами по сохранению биоразнообразия», а не на все виды экологических фондов.

Большинство экологических фондов, направленных на финансирование природоохранной деятельности, создаются в форме юридически независимого института (т.е. они не являются государственными) и его
руководство осуществляется независимым Управляющим советом. Многие экологические фонды имеют постоянный фонд средств, капитализированный за счет грантов от государства и международных доноров. Экологические фонды могут также управлять амортизационным капиталом, созданным за счет конверсии задолженности в природоохранные вложения, или оборотным капиталом, финансируемым за счет специальные «платы с пользователей» или налоги, направляемые на природоохранные цели.

Основная цель создания экологического фонда состоит в обеспечении стабильного долгосрочного финансирования для национальных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или небольших грантов для некоммерческих или неправительственных организаций (НПО) и
общественных объединений на реализацию проектов, направленных на сохранение биоразнообразия и более устойчивое природопользование.

Зачастую экологические фонды разрабатываются в ходе процесса долгосрочного планирования деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Однако экологические фонды являются не просто финансовыми механизмами. Они также служат в качестве:

  • полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, НПО, частные структуры и международные доноры, для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды ключевых факторов в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды
  • источника технических экспертов, которые могут работать с государственными и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению
  • фактора, способствующего наращиванию потенциала НПО, принимающих участие в сохранении биоразнообразия.

Основная привлекательность экологических фондов для международных доноров состоит в том, что такие фонды в течение длительного времени обеспечивают надежное управление и распределение средств, предоставляемых донорами. Обычно экологические фонды формируются посредством широкого консультативного процесса и управляются Управляющим советом (правлением), состоящим из представителей различных заинтересованных сторон (как государственных, так и частных). Экологические фонды создаются таким образом, что обеспечить надежный и прозрачный порядок функционирования, подотчетность и здравую практику финансового управления. Поэтому экологические фонды могут иметь возможность привлечь дополнительное донорское финансирование в случаях, когда доноры могут быть обеспокоены предоставлением средств государственному органу. Кроме того, управление и инвестирование активов экологического фонда практически всегда осуществляется внешними финансовыми институтами, отечественными или зарубежными, с тем, чтобы обеспечить доход на определенное время функционирования и специфические цели определенного экологического фонда.

Создание экологического фонда требует значительного вложения времени и ресурсов, а также долгосрочного обязательства по созданию нового института. В экологическом фонде можно задействовать одну или более стратегий по получению доходов, представленных в настоящем Руководстве.

Экологические фонды состоят из основных четырех компонентов:

  • Основные фонды, которые инвестируются с целью получения дохода.
  • Юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций.
  • Надзорная структура , которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации-доноры.
  • Управленческая структура , которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. В экологических фондах, создаваемых для сохранения ООПТ, экологические фонды работают тесно с национальными природоохранными организациями и администрацией ООПТ, которые обычно независимы от экологического фонда.

2. Ключевые задействованные стороны

В большинстве экологических фондов задействованы три ключевые стороны: (1) доноры, (2) НПО, (3i) государственные органы. Далее кратко представлены эти стороны и их мотивация.

1) Доноры

Доноры предоставляют финансирование, которое обеспечивает функционирование экологических фондов. Глобальный экологический фонд (ГЭФ) являлся единственным самым крупным донором экологических фондов. К другим двусторонним и многосторонним донорам относятся: Агентство США по международному развитию (ЮСАИД), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный банк и Европейский Союз (ЕС). Доноры заинтересованы в усилении своих средств с тем, чтобы они оказали наибольшее влияние на достижение природоохранных целей. Обычно доноры принимают участие в консультировании по вопросу создания правовых рамок и утверждении финансовых условий функционирования экологических фондов. Они также проводят мониторинг реализации проектов, как они это делают в отношении любых проектов, реализуемых за счет средств донора. Доноров также привлекают экологические фонды как способ направления своей поддержки через негосударственный институт, что может привести к усилению децентрализации, подотчетности и прозрачности в управлении средствами фонда, а также принести другую пользу, например, усиление неправительственного сектора.

Доноры должны верить, что выгода от «инвестирования» значительных средств в долгосрочный фонд, которые получает небольшой инвестиционный доход, используемый на природоохранные цели, перевешивает выгоду от более быстрого расходования средств. Поэтому многие доноры требуют, чтобы экологические фонды получали соответствующие доходы.

2) НПО-катализаторы

Для многих экологических фондов, природоохранные НПО, как отечественные, так и международные, играют роль «катализатора», помогая проводить анализ осуществимости, предоставляя техническую помощь по конверсии задолженности в природоохранные вложения и созданию экологического фонда и помогая экологическому фонду в мобилизации средств и институциональному укреплению. В некоторых случаях НПО-катализаторы оказывают содействие в виде натурального вклада в будущий экологический фонд, а в других случаях такие НПО могут получить грант от международной организации-донора. Некоторые международные НПО предоставляют ограниченные капитальные вложения в экологические фонды. Местные НПО могут оказать содействие в создании экологического фонда и позже воспользоваться грантом от экологического фонда. Важно обеспечить, что правила, касающиеся конфликта интересов в экологическом фонде, были разработаны таким образом, чтобы поддержка со стороны НПО не рассматривалась, прежде всего, как вызванная желанием получить грант.

3) Государственные органы

Обычно органы власти развивающихся государств поддерживают экологические фонды, поскольку они заинтересованы в увеличении средств, направляемых на природоохранную деятельность, которые имеющиеся институты не могут привлечь или управлять ими вследствие правовых или функциональных ограничений. Мотивация государственных органов по управлению ресурсами состоит в том, что у них появляется возможность привлечь дополнительное внешнее финансирование на покрытие эксплуатационных расходов и иметь доступ к средствам, к которым они прежде не имели доступа (например, доходы от конверсии задолженности в природоохранные вложения). Зачастую доноры ставят создание экологического фонда в качестве условия для проведения конверсии задолженности в природоохранные вложения. В целом, государственные органы (например, по финансам, по управлению ООПТ) стремятся занять важную роль в управлении экологических фондов для направления грантовых средств экологического фонда на проекты, которые являются национальными приоритетами.

3. Виды экологических фондов

По своей деятельности, нет каких-либо стандартных экологических фондов. Форма функционирования экологических фондов зависит от общих целей определенного экологического фонда, его правовых рамок, роли в процессе национального планирования природоохранной деятельности и т.д. Структура, масштаб деятельности, приоритеты и процедуры отличаются в зависимости от цели и местной ситуации.

В плане финансовой структуры, различают три типа капитала, которым управляют экологические фонды, отличающийся по объемам инвестиций и диапазона расходования.

Благотворительный капитал имеет постоянные оборотные средства.

Амортизационный капитал начинает с определенной суммы денег, которая расходуется в течение предварительно определенного периода времени.

Возобновляемый капитал регулярно получают дополнительные финансовые ресурсы – например, доходы от специальных налогов, направляемых на природоохранные программы. В рамках экологического фонда можно управлять одним или более типами капитала.

Большинство экологических фондов создаются как частные фонды, которые являются независимыми от государственной власти, несмотря на то, что представители государственных органов представлены в правлении.

Парковые фонды направлены на поддержание одного или более национального парка в системе ООПТ. Грантовые фонды направляют ресурсы целевым группам (обычно это НПО и общественные объединения) для проведения различные природоохранных проектов и проектов по устойчивому развитию. Зачастую одна из основных целей состоит в усилении институтов гражданского общества (например, НПО и общественные объединения) для того, чтобы такие институты могли играть более активную и конструктивную роль в обсуждениях по экологической политике и установлении приоритетов.

4. Преимущества и недостатки экологических фондов

Преимущества:

  • Экологические фонды обеспечивают устойчивое финансирование, смягчая риск неожиданного прекращения поступления средств вследствие политических изменений, сокращения бюджета, сокращение средств, выделяемых на программы и т.д.
  • Поскольку экологические фонды независимы от государства, они могут реагировать более гибко на новые вызовы.
  • Экологические фонды могут проводить долгосрочное планирование, поскольку они независимы от изменений в государстве и смены политических приоритетов.
  • Экологические фонды могут предоставлять небольшие гранты путем распределения больших международных грантов на небольшие проекты. По сравнению с крупными донорскими организациям обладают большими возможностями по осуществлению надзора за большим количеством небольших проектов и уточнению требований для удовлетворения местных обстоятельств.
  • Экологические фонды способствуют координации между различными группами (доноры, правительство и гражданское общество).
  • Экологические фонды помогают создавать местные возможности по управлению финансовыми ресурсами. Такие фонды управляются на местах, направлены на приоритеты региона, страны, области или сообщества, в которых они расположены.
  • Эффект усиления: после создания экологических фондов, такие фонды могут привлечь дополнительное финансирование из различных источников.
  • Экологические фонды пользуются преференциями, такими как освобождение от уплаты налогов, что позволяет полностью использовать имеющиеся ресурсы на нужды бенефициаров.

Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

  • - биогеоценоза, основные материально-энергетические составляющие биогеоценоза; различают неживые компоненты и живые компоненты...

    Экологический словарь

  • - вытекающие из закона одностороннего потока энергии трофические структуры наземных экосистем в виде уменьшающихся по трофическим уровням количества энергий, биомассы и чисел особей...

    Экологический словарь

  • - сумма требований организма, популяции или вида к природной среде обитания; удовлетворяется в борьбе за существование...

    Экологический словарь

  • - совокупность естественных закономерностей, определяющих функционирование популяций, экосистем; реакция организмов на стойкие изменения окружающей природной среды...

    Экологический словарь

  • - совокупность экологических характеристик вида, отличающих его от других таких же самостоятельных единиц...

    Экологический словарь

  • - совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающая экологическое равновесие в природе...

    Экологический словарь

  • - см. Фонды экологические...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - См. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Словарь бизнес терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за...
  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 26 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Экологический словарь

  • - общественно опасное деяние, посягающее на установленный специальным законом режим пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и причиняющее вред окружающей...

    Большой экономический словарь

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют...

    Большой юридический словарь

"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в книгах

11.3. Экологические факторы

автора

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

11.3. Экологические факторы

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

11.3. Экологические факторы Факторы, которые обусловливают существование организмов в условиях данной среды, получили название экологических факторов. Они определяются как внешними условиями данной среды, так и влиянием других организмов, существующих в

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

2.1. Экологические факторы Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно

3.4/ Экологические общины

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

3.4/ Экологические общины В гораздо более рациональном и травоядном варианте идеологию «автономных общин как единственного способа пережить близкий конец света» исповедуют многие «глубинные экологи», создающие альтернативные поселения в Европе и США. Их логика такова:

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, называются оборотными средствами и представляют собой оборотный капитал предприятия. Оборотные

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Из книги Личные деньги: Антикризисная книга автора Пятенко Сергей

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Чем толще мешок с деньгами, тем туже он завязан. Ю. Рыбников, писатель-сатирик Частный инвестор, напуганный известными событиями в период «свинки» 90-х годов,

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды.

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды. Выделенные государственным предприятиям средства - материальные и денежные,- представляющие собой всенародную собственность, образуют его фонды.Хотя средства производства государственных предприятий в СССР, как было

Из книги На старт, внимание...резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Из книги На старт, внимание… резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки. Кауффман-фонд. Конкурсный центр фундаментального естествознания. Международный благотворительный научный

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Экологические мифы

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора Мазуркевич Сергей Александрович

Экологические мифы Биологические методы борьбы с вредителямиПринято считать, что биологические методы борьбы с вредителями садов, полей и огородов, - это достижение XX века. На самом деле это не так. За 300 лет до нашей эры, а может быть, и раньше, в Китае уже использовали

16. Экологические кризисы и экологические ситуации

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

16. Экологические кризисы и экологические ситуации Человек и другие существа живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отлична от той среды, которая рассмат-ривалается в общей экологии. Зримое изменение человеком среды началось с

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката 1. Садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.2. Фонды взаимного кредитования

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Оганян Марва

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы Для многих людей на разных континентах планеты Земля становится очевидной та истина, что дальнейшее развитие техногенной и технократической цивилизации становится

ВОПРОС 7. За счет каких источников образуются экологические фонды?

Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предпри¬ятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:

платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

ВОПРОС 8. Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Статья 20. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;

требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.

Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Рис 7

Структурно это можно показать в виде блок - схемы (рис 8).

Естественно, что эксперты, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, должны отвечать тем же кондициям, что и эксперты государственной экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления. Регистрация должна быть осуществлена в семидневный срок со дня подачи заявления; заявление обязаны зарегистрировать или отказать в его регистрации. Если в регистрации не было отказано, то заявление считается зарегистрированным и можно приступать к организации экспертизы.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены:

наименование, юридический адрес;

характер предусмотренной уставом деятельности, с обязательной отметкой, что экологическая экспертиза входит в сферу деятельности;

сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

сведения об объекте общественной экологической экспертизы;

сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Согласно закону, Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу (т.е. вывод о возможности или невозможности реализации объекта экспертизы становится обязательным) в случае его утверждения в специально уполномоченных государственных органах в области экологической экспертизы.

Естественно, что Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

в уставе общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не указано, что ее деятельностью, является охрана окружающей среды и в том числе проведение экологической экспертизы.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этом случае на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В целях более полной информации общественности «Заключение общественной экологической экспертизы» может публиковаться в средствах массовой информации или передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, инвестору, финансирующему проект и другим заинтересованным лицам (например, любые органы, лицензии или разрешения которых необходимы для реализации объекта).

Общественные фонды охраны окружающей среды “образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников.

Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды.

Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды”.

На практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками финансирования природоохранной деятельности могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственных средств предприятий, внебюджетные поресурсные и экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения (2, ст. 22).

Опираясь на опыт развитых стран следует обратить внимание на довольно значительную дифференциацию источников средств, привлекаемых на природоохранные нужды.

Так, в США финансирование в регионах ведется через субсидии федерального правительства; из фондов, формирующихся частью из общих государственных доходов; из местных поступлений (платежи за услуги по уборке отходов, пользование водоочистным оборудованием, загрязнение среды обитания); из средств, полученных по специальным безналоговым займам.

Использование собранных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью - на проведение природоохранных мероприятий.

Так, в бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами (2, ст. 17, п. 3). По данным Государственного доклада “ О состоянии окружающей природной среды в РФ”(1995 г.), в 1995 году на средства из федерального бюджета осуществлялись только природоохранные мероприятия, включенные в состав государственных программ.

Централизованно за счет государства также финансировалась основная деятельность природоохранных министерств и ведомств (Минприроды России, Роскомгидромета, Роскомзема, Роскомвода и др.).

Средства внебюджетных территориальных экологических фондов используются регионами также по целевому назначению в соответствии с Законом “Об охране окружающей природной среды” и другими нормативными документами.

В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений - средств, направляемых на создание природоохранных фондов.

Например, в 1994 г. капитальные вложения на охрану природы составляли около 28% (2,3 трлн. руб.) общей суммы затрат. В общем объеме инвестиций, направляемых в производственное строительство в 1994 г., капиталовложения на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов составили 3,9%.

Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны.

При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социально-экономических, экологических условий.

Структура источников финансирования капиталовложений в природоохранные мероприятия характеризуется в среднем по территории России следующими данными: средства бюджетов всех уровней 42,7%, средства экологических фондов - 1%, средства предприятий и организаций - 56,3%.

В то же время, например, для Свердловской области это соотношение имеет следующий вид: 30,2% - средства бюджетов всех уровней; 4,7% - средства экологических фондов и 65% - средства предприятий и организаций.

Анализ динамики финансирования природоохранных мероприятий (1987-1992) по основным источникам финансирования позволяет выявить некоторые тенденции:

доля централизованных капиталовложений из бюджетов всех уровней имеет тенденцию к снижению; так, если в 1987-1988 гг. они составили 100% в общем объеме инвестиций, то в 1989 г. их доля снизилась в целом по России до 65,7%, в 1991г. - до 38,5%.

По отдельным субъектам РФ эта доля изменяется от 13% до 83%;

одновременно со снижением доли капиталовложений за счет средств бюджетов всех уровней наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов; так в 1991-1992 гг. их доля составляла 1%; в1993 - 1,4%; в 1994 - 2,4 % от общего объема инвестиций на строительство природоохранных объектов за счет всех форм собственности; в перспективе экологическим фондам должна принадлежать ведущая роль в общем объеме финансирования;

доля средств предприятий и организаций имеет тенденцию к увеличению: в 1989 году она составляла 34,3%, а в 1991 году - 56,3%; в отдельных регионах доля капиталовложений за счет средств предприятий и организаций значительно превышает средний по России показатель.

Исходя из анализа существующей тенденции структурного соотношения источников финансирования природоохранной деятельности в отдельных регионах, политику инвестирования природоохранной деятельности следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.

Система экологических фондов. Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану окружающей среды в РФ. Согласно Временному положению об образовании фондов охраны природы, их создание предусматривалось при краевых, областных, окружных, городских исполкомах Советов депутатов и советов министров автономных республик в целях финансирования межотраслевых и территориальных природоохранных мероприятий.

В 1990 г. был создан Экологический фонд России при Государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989-1990) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте).

В настоящее время внебюджетные экологические фонды созданы во всех субъектах Федерации.

Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение , но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ * Платежи за загрязнение * Суммы по искам с возмещении вреда * Административные штрафы * Средства от реализации конфискованных орудий незаконной охоты, рыболовства и незаконно добытой продукции * Дивиденды, проценты от вкладов, прибыль от долевого участия в деятельности предприятий * Пожертвования и прочие потсупления
РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДОВ · Оздоровление окружающей среды · Реализация экологических программ · Строительство очистных сооружений · Внедрение экологических чистых технологий · Компенсация вреда, причиненного негативным воздействием окружающей среды · Научные исследования · Экологическое воспитание и образование

Рис. 15. Экологические фонды: источники формирования и статьи расходования

В соответствии с Законом РСФСР “Об охране окружающей природной среды“ (1991) создана единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов.

На верхнем уровне - Федеральный экологический фонд, на среднем уровне - фонды субъектов Федерации, на нижнем уровне - районные и городские фонды.

Главная цель создания внебюджетных экофондов: формирование автономной, независимой от госбюджета структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности.

При этом важно подчеркнуть, что средства экофондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий - природопользователей (собственные и заемные).

В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологических фондов являются:

финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрения экологически чистых технологий;

содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источниками формирования экологических фондов согласно Закону об охране окружающей среды (ст. 21, п. 2) следует считать:

платежи предприятий , объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;

средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба , причиненного государству нарушением природохозяйственного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

средства, полученные в виде дивидендов , процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридически лиц;

добровольные взносы предприятий , учреждений, общественных организаций и граждан (в т.ч. поступления от иностранных юридических и физических лиц).

Кроме того, некоторая часть фондов складывается из доходов их промыслов, индивидуальной и кооперативной деятельности, рекреационных мероприятий, доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий.

Доля платежей за загрязнение окружающей среды, как показывает практика, составляет в приходной части фондов около 80-85%.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность - только на цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Основными направлениями использования средств экологических фондов являются :

выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;

вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов предприятий;

гарантийные обязательства коммерческим банкам при выдаче ссуд и кредитов предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

При этом средства экологических фондов распределяются следующим образом:

60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения;

30% - на реализацию природоохранных мероприятий регионального значения;

10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения;

Рассмотрим отдельные составляющие системы экологических фондов.

Ядром системы экофондов является Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства.

Основная цель деятельности фонда - разработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечения для этого средств территорий, предприятий, организаций и других возможных источников.

Фонд действует на основании Устава, руководит ФЭФ правление и исполнительная дирекция.

Правление фонда устанавливает приоритетные направления инвестиционной политики:

*разработка государственных и федеральных программ;

*создание нормативно - правовой базы природопользования;

*проектирование и развитие особо охраняемых территорий;

*экологическое просвещение в условиях крайнего дефицита бюджетных ассигнований;

*поддержка территориальных органов и коллективов, осуществляющих природоохранные и природовосстановительные работы комплексного вида (многопрофильные);

*долевое участие в разработке и реализации проектов в области рационального природопользования, ресурсосбережения и переработки отходов;

*финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений.

Основной источник поступления средств в ФЭФ РФ - 10% средств, поступающих от предприятий на счета региональных экологических фондов.

Законами о федеральном бюджете на 1995, 1996 и 1997 годы было предусмотрено консолидирование в федеральный бюджет средств Федерального экологического фонда.

Территориальные экологические фонды (ТЭФ) - второй и третий уровень системы государственных внебюджетных экофондов.

Формирование системы ТЭФ осуществляется следующим образом:

Предприятия перечисляют платежи за загрязнения, экологические налоги и штрафы в местный экофонд;

Местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоящий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчеты с аналогичными фондами соседних территорий по отводу трансграничных загрязнений; ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации;

Организации и граждане могут перечислять на счет ТЭФ добровольные взносы;

ТЭФ размещают “экологические займы” среди населения.

Основные направления использования средств региональных экофодов:

Предоставление кредитов, займов, субсидий предприятиям и организациям,

Выполняющим природоохранные работы и внедряющим “экологическую” технику и технологию;

Дотирование ряда производителей и потребителей “экологически чистой” продукции;

Финансирование научных исследований и проектных разработок в области охраны окружающей среды, а также деятельности служб экологического контроля и мониторинга;

Поощрение (премирование) предприятий за сверхнормативное улучшение природоохранных показателей своей деятельности;

Выплаты компенсаций организациям и гражданам, которым был нанесен ущерб от загрязнения окружающей среды;

Долевое участие в осуществлении территориальных (градостроительных) природоохранных проектов, включая создание и функционирование особо охраняемы природных территорий, и в развитии таких сфер деятельности, как рекреация, здравоохранение и т. п.

Кроме того, региональный экофонд имеет дополнительные возможности регулирования качества окружающей среды через создание системы компенсационных расчетов на основе так называемого “бабл - принцина”.

Например, экологический фонд может скупить у некоторых предприятий квоты на выбросы и резервировать их.

Это возможно в случае, если ситуация в регионе такова, что экологические проблемы признаются приоритетными на уровне властных структур по отношению к экономическому развитию.

Если предприниматель заинтересован в размещении своего предприятия на территории данного региона, где установленный лимит выбросов уже исчерпан (либо экофонд не заинтересован исчерпывать свой резерв квот на выбросы) то он должен оплатить фонду стоимость снижения загрязнения на эквивалентную массу выбросов на действующих предприятиях.

При этом фонд принимает на себя обязанности обеспечить это снижение экономическими методами (через субсидии и т. д.).

В данном случае региональный экофонд выступает в качестве посредника на рынке экологических услуг, причем сделка с фондом должна быть выгоднее, чем ряд непосредственных сделок такого рода с отдельными предприятиями.

Перспективы развития ТЭФ видятся в предоставлении им права кредитования природоохранной деятельности в регионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природопользователей.

Основной целью создания этих структур является развитие экологической инфраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуг.

Следует подчеркнуть, что в нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами.

Таким образом, финансовое обеспечение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий.

Экологический фонд предприятия (ЭФП ) создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных предприятиях.

Источниками формирования ЭФП являются:

Амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

Платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

Штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

Платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов (рентные платежи), вносимых предприятиями, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в т.ч. отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

Целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

Кредиты государственных и коммерческих банков;

Доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП;

Прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Основные направления расходования средств ЭФП:

1. различные природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пылегазоочистных установок и пр.);

2. осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация нанесенного ущерба);

3. финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению "экологической нагрузки" на окружающую среду);

4. временно свободная часть средств может быть использована для финансирования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депозитном счете.

Необходимо отметить, что предприятия, создавшие экологический фонд, обладают свободой в использовании средств этого фонда.

В частности, предприятие обладает свободой маневра финансовыми ресурсами своего экологического фонда между различными природоохранными нуждами.

Однако при это следует обеспечить жесткий контроль за расходованием средств ЭФП со стороны местных финансовых и природоохранных органов, т. к. часть средств может быть использована на нужды, прямо не связанные с природоохранной деятельностью. Кроме того, хранение в банках средств ЭФП должно находиться под контролем банковских учреждений и природоохранных органов.

Отметим, что Законом "Об охране окружающей природной среды "не предусмотрено создание ЭФП.

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы и экологические бедствия.

Эти фонды являются потенциальными источниками финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования в России. Формирование механизма финансирования природопользования и охраны окружающей среды в России имеет ряд проблемных аспектов. Рассмотрим некоторые из них.

Распоряжение средствами всех возможных источников финансового обеспечения природоохранной деятельности регионов РФ находится в компетенции различных структурных единиц управления (территориальные органы исполнительной власти, комитеты по охране природы, руководство предприятий, поресурсные комитеты и т. д.).

Практика свидетельствует о нескоординированности действий территориальных органов при инвестировании природоохранных мероприятий из различных источников финансирования, что приводит к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств.

Исходя из этого, стоит проблема разграничения функций, выполняемых соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности в регионах.

Нередки случаи нецелевого использования средств экологических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг).

Это обстоятельство обусловливает необходимость четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных специально уполномоченных органов за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов.

В решении проблемы финансирования природоохранной деятельности территорий необходимо сформировать нормативную базу для обоснования потребностей в финансовых ресурсах отдельных регионов для восстановления и охраны природно-ресурсного потенциала.

Практика свидетельствует о необходимости создания (или выделения) целевых фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов в составе экологических фондов (в т. ч. экологических фондов предприятий).

Для обеспечения экологической безопасности населения, существующих производств, отдельных видов деятельности, сооружений и т. д. целесообразно создание страховых фондов на предприятиях.

Кроме того, следует разработать критерии и принципы разграничения компетенции в области финансирования природоохранной деятельности между федеральным и территориальным уровнями.

Целевая направленность формирования и использования собранных средств на природоохранную деятельность наблюдается не по всем позициям республиканского бюджета. Так, ресурсные платежи приведены в доходе бюджета общей цифрой (без разделения по отдельным видам ресурсов). Это не позволяет сопоставить изъятые средства и целевые расходы по данным позициям.

Практика свидетельствует о том, что предприятия не имеют не только возможности, но и желания инвестировать в природоохранную сферу.

Как обычно, они используют предусмотренное законодательством и нормативными документами право засчитывать в счет платежей за загрязнение природоохранные затраты, понесенные предприятием.

Однако эти средства предоставляются из экологических фондов и не являются собственными средствами предприятий.

В результате предприятие может не погашать задолженности перед экологическим фондом, если оно затратило аналогичную сумму на природоохрану.

Решение проблемы видится в поиске и реализации механизма, стимулирующего заинтересованность предприятий в результатах природоохранной деятельности.

Возможность использования кредитов отечественных банков (внутренних кредитов) на финансирование природоохранных мероприятий ограничена в связи с очень высокой (свыше 100%) ставки процента по кредитам. Использование льготных кредитов в этой сфере не находит поддержки государства.

Весьма важным направлением укрепления финансовой базы природоохранной деятельности в России является привлечение из иностранных источников кредитов на льготных условиях, донорских и спонсорских средств.

В связи с значительный интерес представляет реализация российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (см. "Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды").

В рамках проекта по управлению окружающей средой РФ, поддержку которого осуществляет Международный банк реконструкции и развития (МБРР), предприятиям будут предоставляться субзаймы для осуществления инвестиционных проектов и помощь в подготовке пакета финансирования, включая средства донорских грантов.

В целях содействия в составлении технико-экономических обоснований предприятиям выделяются авансы на подготовку инвестиционных проектов. При этом ограничения в отношении форм собственности предприятий не предусмотрены.

Возможность привлечения средств частных инвесторов связана с процедурой экологического аудита (см. п. 4. 8.).

Перспективным для привлечения частных иностранных инвестиций является ресурсосбережение (энергосбережение), переработка отходов. В качестве реальной возможности следует рассматривать получение гранта на реализацию мероприятий, приоритетных с точки зрения мирового сообщества (например, по защите озонового слоя).

Для формирования устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в России необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включающий:

систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов различных уровней;

развитую систему экологических фондов, инновационных экологических фондов, экологических фондов предприятий;

систему федеральных и региональных экологических банков, специальных банков под реализацию крупных экологических программ и проектов;

привлечение средств за счет фондов экологического страхования;

привлечение средств Мирового и Европейского банков и фондов, организаций и фирм к финансированию природоохранных мероприятий;

использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

В рамках региональной политики России предстоит существенное превышение роли регионов в финансировании природоохранных мероприятий, создание в них объектов экологической инфраструктуры, а, следовательно, повышения их инвестиционной привлекательности.

Это возможно осуществить путем замены бюджетных ассигнований регионам возобновляемыми фондами заемных средств.

В этом случае федеральное правительство страны предоставляет средства на формирование этих фондов на возвратной основе, что существенно отличает их от субсидий. При такой системе финансовых отношений перед регионами встают дополнительные финансовые обязательства, которые компенсируются расширением их самостоятельности в использовании полученных средств (например, под залог ценных бумаг предприятий региона). Необходимо подчеркнуть, что размеры займов регионам должны быть достаточными для разработки, строительства и внедрения природоохранных объектов, тогда как субсидии в ряде случаев не достигали 50 % стоимости объектов.

Поскольку в настоящее время в составе доходов бюджета учитываются не только 10%-е отчисления, поступившие непосредственно от предприятий, но и 10% средств, перечисленные в ФЭФ Российской Федерации из территориальных экологических фондов, очевидна необходимость корректировки общего норматива отчислений в региональные (территориальные) экологические фонды, так как они становятся также источником доходов территорий.

При этом функции по учету платежей и контролю за их поступлением будут переданы налоговым органам.

Переход к рынку обусловливает перестройку управления инвестиционной деятельностью в природоохранной сфере. На федеральный уровень будут выноситься только согласованные с регионами решения по межрегиональному размещению федеральных инвестиций.

Следует подчеркнуть, что для достижения эффективности природоохранных мероприятий в России их финансовая поддержка должна быть достаточно велика (достигать некоторого критического объема).

В противном случаен вероятность нерезультативных затрат становится большой, а экономические цели развития производства приходят в противоречие с социальными целями. Таким образом, средства на охрану природы не могут выделяться по остаточному принципу, в то же время они ограничены размерами созданного национального дохода.

error: Content is protected !!