Экологическая декада в школе мероприятия. Предметная декада, посвящённая Году экологии. Экологические декады по предметам естественного цикла

Людмила Долгова
Декада, посвященная году экологии в России. Сценарий литературно-музыкального праздника

«Декада экологии ,

«»

Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.

В. Сухомлинский

Не как обычно начались учебные занятия 1 марта, в первый день весны, в школе № 935 города Москвы : вместо привычных звонков на урок и с урока - музыка П. И. Чайковского «Времена года» , вместо привычного гомона ребят на перемене после сложного урока - пение лесных птиц. А еще на переменах работает школьный радиоузел, и по всей школе и в самых дальних ее уголках звучат стихи и отрывки из художественных произведений о природе нашей родной земли, которые читают все желающие заранее подготовленные учащиеся.

Конечно, все ждали этого дня - 1 марта - начало декады экологии , посвященной году Экологии в России , потому что работа проделана немалая : готовились к конкурсу чтецов, к конкурсу рисунков, агитплакатов и стенгазет, отбирали фотографии для фотоотчетов. Старшеклассники вели исследовательские работы и писали доклады об экологии нашего округа , учащиеся среднего и младшего звена участвовали в рейде «Помоги братьям нашим меньшим» (развешивали кормушки для птиц, убирали мусор около школы, вблизи своих домов, в нашем дендропарке).

В первый день декады была организована выставка художественных работ учащихся школы : рисунки, агитки и стенгазеты. Приятно удивило многообразие тем и художественное воображение, красочность и настроение. Были работы талантливо выполненные, а были и не очень. Но все эти работы объединяло не просто желание принять участие и показать свое мастерство, а пригласить к размышлению, призвать к действию. Особый интерес вызвал раздел выставки «Фотоотчеты «Мы и природа» : фотографии учащихся с классом, с семьей, с друзьями в лесу или на берегу реки, в походе или на прогулке; много было фотографий ребят с животными. Такой интерес навел на идею создания постоянно действующей выставки тематических фоторабот, и мы даже уже придумали тему следующей выставки «Мы и история нашей страны» , посвященной 72 годовщине Великой Отечественной войне.

Очень интересной получилась интеллектуальная командная игра-викторина «Нам разум и сила даны…» между учащимися 6-7 классов, которая проходила в третий день декады . Участникам были предложены конкурсы и задания не только на проверку экологических знаний , но и умения работать в команде. Задорно звучали девизы команд и кричалки болельщиков, с юмором и смекалкой подготовлены домашние задания. Хочется сказать большое спасибо за организацию и проведение этой игры библиотекарю городской детской библиотеки № 140 Бузовкиной Марине Валерьевне, выразить благодарность за многолетнее сотрудничество со школой, содержательные библиотечные уроки.

Эстафету у ребят 6 - 7 классов приняли старшеклассники, т. к. следующим мероприятием в плане декады была конференция «Экология природы - экология души » с участием учащихся 8 - 10 классов. Чтобы не растекаться мыслями по древу, организаторы конференции, учителя биологии и географии, определили достаточно узкую тему, касающуюся экологии нашего округа Царицыно. Тема узкая, но материала больше, чем предостаточно : бирюлевский дендропарк, заповедник «Царицыно» , яблоневый сад в Загорье, Герценовский пруд, деревья сакуры в парке Царицыно.

Не подумайте, что в стороне остались ребятишки 5-х и начальных классов. Да, для них не было конкурсов, но они принимали участие в развлекательном мероприятии - были зрителями спектакля театра-студии филиала детской библиотеки № 140. Хотя и не просто зрителями. Персонажи сказочного действа активно привлекали к участию ребят : заставляли волноваться, переживать и даже защищать героев сказки, для этого зрителям нужно было правильно ответить на вопросы викторины и отгадать загадки.

Но, пожалуй, самым ярким мероприятием в декаде был литературно-музыкальный праздник-призыв «Мы в ответе.» , в котором приняли участие школьный хор, лучшие чтецы, танцевальная группа, здесь же были подведены итоги Декады экологии .

Сценарий литературно-музыкального праздника - призыва

«Мы в ответе.»

1. Звучит стихотворение на фоне видеоряда картин природы :

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег :

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру :

«Я сберегу вас, сберегу!»

2. Ведущий. Добрый день, друзья, жители планеты Земля! 2017 год в России объявлен годом Экологии . И не только потому, что проблема экологии в нашей стране , равно как и во всем мире, наиболее актуальна. Это еще одна возможность напомнить нам, людям, что мы являемся частью природы, мы ее дети. Поэтому состояние нашей природы напрямую отражается на нас, на нашем здоровье, не только физическом, но и душевном.

3. Выступление танцевальной группы «Шарики воздушные»

4. Литературная композиция .

1 чтец «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» ,- так писал Л. Н. Толстой более двухсот лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.

2 чтец Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака.

3 чтец Этот мир был подарен

Просим всех ребят! Все вместе

4 чтец На красивой планете

Будет радостно детям

Любоваться на лес и поля.

Сбережем для себя мы,

Для друзей и для мамы

Дом, что мы называем Земля! Все вместе

5 чтец «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо» , - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, учиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других : жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса, безысходности в словах Роберта Рождественского : «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды» .

6 чтец Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

1 чтец Не думай о природе свысока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное,

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Поэтому спасем родимый край,

Спасем мы душу для этого великолепия!

Чтец 2 Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна чистая вода, птице - чистый воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

3 чтец Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

4 чтец Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

5 чтец Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Все вместе Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!

5. Выступление хора с песней «Хоровод»

6. Ведущий. Природа дала нам жизнь, природа дает нам питание, воду. Но почему нам не вспомнить, что природа - это еще и источник вдохновения для великих и бесконечно дорогих нам русских писателей и поэтов : А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, М. Пришвина. Времена года - это отдельная история. Точно знаю, что нет в этом зале человека, который бы не любил лето! А для Пушкина любимым временем года была осень :

Осенняя пора, очей очарованье!

Прекрасна мне твоя печальная краса.

А вот Иосифа Бродского вдохновляла - зима :

Умолкло все. Зима сама

холодных губ не разжимает.

Она молчит. Внезапно, вдруг

упорства ты ее не сломишь.

Вот оттого-то каждый звук

зимою ты так жадно ловишь.

Ну и уж каждый знает строчки Ф. Тютчева : «Люблю грозу в начале мая.»

Как тут не вспомнить известные слова Б. Окуджавы : «У природы нет плохой погоды.» !

7. Ведущий. Неотъемлемую часть природы составляют животные - братья наши меньшие. Наши домашние любимцы греют нашу душу, дарят любовь, делят одиночество. Стихотворение «Собаке Качалова» С. Есенина читает участница Второго Московского конкурса «Художественное слово» уч. 11 «Б» класса Вердина Александра.

8. Чтение стихотворения «Собаке Качалова»

9. Ведущий. Но мы не должны забывать, что и природа также нуждаются и в нашей любви, и заботе. По тому, как человек относится к животным, домашним или бродячим, можно в полной мере судить о его нравственности, о его душе.

10. Выступление уч-ся 7 «Д» класса со сценкой «Про котенка»

Девочка Я нашла в саду котенка…

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал? Мама!

Мама Лучше не проси,

Где взяла, туда неси!

Девочка Летом я бы не просила,

Но сейчас темно и сыро! Мама!

Мама У меня забот без котенка-

Полон рот!

Девочка Где живут лесные звери?

В норке…в логове…в пещере…

Иль в каком-нибудь дупле,

Вместе с матерью в тепле!

А у этого зверька

Ни кормушки, ни кутка…

Мама Прекрати волынку эту!

Дед Что за шум, а драки нету?

Почему в слезах девчонка?

Девочка Я нашла в саду котенка,

Только мама…

Дед Стой, стой, стой,

Где найденыш этот? Ой!

До чего же страшный зверь!

Вот что сделаем теперь :

Ты пойди к себе, умойся

И немножко успокойся.

Да, найденному плеснуть

Молочка не позабудь…

Дед к маме Разве ты забыла?

Как у нас в семействе было :

Две собаки, два кота,

Куры, гуси. Красота!

Не могу поверить чтобы…

Мама У котов в шерсти микробы!

И собаки и коты все заразны!

Дед Это ты говоришь слова такие?

Без любви к животным

Вырастают дети злые… Дочь!

Ты отбрось сомненья прочь,

Разреши коту остаться…

Ну куда ему деваться?

Оставляем значит?

Дед Внученька, иди сюда!

Все уладилось прекрасно!

Девочка Он хорошенький ужасно :

Мама! Дедушка!

Дед Ну вот, как по маслу все идет.

Если б каждому ребенку

По щенку или котенку,

Не осталось бы зверька

Без кормушки и кутка!

11. Ведущий : Ребята, не забывайте о своих четвероногих друзьях, послушайте, какой совет дают вам ребята :

1 чтец Берегите своих кошек и собак,

Надевайте поводок, когда ходите гулять!

Не забудьте вовремя кормить и поить,

Прививки им делать и просто любить!

2 чтец Давайте любить все живое,

Ведь это чудесно, ребята!

Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,

Чтоб хомка свой нос любопытный не прятал,

Бежал по дорожке щенок без помех,

И кошки доверчивы были,

Вместе Нам нужно всегда быть в ответе за тех,

Кого мы к себе приручили!

12. Ведущий (выходя из-за кулис) : Что для тебя планета Земля?

3 чтец (с другой стороны кулис) : Земля – это чистое синее небо…

4 чтец : Земля – это яркое солнце…

5 чтец : Зелёный лес и пение птиц

6 чтец : Земля – это хрустальная вода в реке, которую так и хочется зачерпнуть, чтобы напиться…

13. Выступление танцевального коллектива «Вальс цветов»

14. Мелодия песни переходит в тревожную музыку :

1 чтец : Но с каждым новым днём всё темнее небо – это дымят заводы,

2 чтец : Всё тусклее солнце – смок не даёт пробиться его лучам.

3 чтец : Стареют и умирают леса - заражены почвы.

4 чтец : И давно прошли времена, когда из реки можно было пить.

Вместе : Внимание люди! Опасность грозит планете! Экологическая опасность !

15. Ведущий : Все мы понимаем, как важно сохранить чистой воду, леса. И ведь не очень трудно выполнять элементарные вещи - не захламлять реки и озёра, не сливать в них грязь и нечистоты, не оставлять после себя мусор в лесу, не ломать деревья.

От нас с вами зависит, в каком мире мы будем жить : среди мусорных развалов или на зелёно – голубой счастливой планете Земля.

16. Выступление хора с песней «Солнечный круг»

Конечно, это мероприятие - только маленькая частичка большой работы школы по формированию экологической культуры учащихся , воспитанию у ребят осознания природы как высшей ценности, понимания ее красоты, развитию способностей чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее.

Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Вот почему для нас экологическое воспитание школьников является необходимой формой работы как на уроках, так и во внеурочное время.

Статью по итогам декады Экологии и сценарий литературно-музыкального праздника-призыва «Мы в ответе…»

подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 935»

Долгова Людмила Викторовна

Управление образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск

Методическая разработка

Декада экологии в школе

Номинация: Подготовка к проведению Года экологии,

Года особо охраняемых природных территорий

и к 100-летию юннатского движения

Разработана : Казаковой Людмилой Михайловной,

учителем биологии, Квасовой Екатериной

Сергеевной, учителем химии и географии

пгт. Троицко-Печорск

2016 год

Аннотация

В данной методической разработке представлен план проведения экологической декады на второй ступени обучения школьников. Проводится в школе ежегодно в апреле месяце в рамках экологической программы школы. Цель данных мероприятий: формирование основ экологической культуры, экологическое просвещение, непрерывное экологическое образование школьников. В план включены разнообразные мероприятия познавательного и творческого характера, которые позволяют охватить всех учащихся на данной ступени обучения.

Ценность материалов состоит в том, что приложенные разработки имеют практико-ориентированную направленность, являются своеобразным инструментарием для организации внеклассной работы.

Материалы могут быть использованы в работе учителями естественного цикла для проведения предметных декад, а так же для работы в тематических летних лагерях.

Пояснительная записка

Актуальность. Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны. Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) определены основные направления развития организации экологического воспитания. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности экологической направленности в основной школе, позволяющей существенно дополнить и восполнить недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

Цель данных мероприятий: формирование основ экологической культуры, экологическое просвещение, непрерывное экологическое образование школьников.

В данной работе решаются следующие задачи :

1) расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;

2) углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии;

3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Содержание

План

мероприятий экологической декады

Мероприятия

класс

Сроки

Ответственные

Акции: «Зеленый наряд школы», «Помоги лосенку» (сбор сухарей для лосефермы в заповеднике)

5-9

В течение

года, итоги подводятся в апреле

Классные руководители, озеленители класса, родители

Вторичная переработка мусора в разных странах

13.04

Учитель географии

8-9

В течение

декады

ученик 8а класса

Биолого-географическая

5-6

14.04

Консультанты, члены жюри, учащиеся 8-9 класса

Игра «Юный химик»

15.04

Учитель химии

Конкурсы: «Самый, самый… умный» по , (участие в дистанционных олимпиадах)

5-11

В течение декады

Учителя биологии, географии, химии, учащиеся

Классные часы: (исследовательские работы ребят) «Да, здравствует мыло душистое!»; «Влияние шума на здоровье школьников»

5-9

По графику, на классных часах

Ученица – 5б класса,

Ученик – 8а класса

Экологическая игра

18.04

Учитель биологии

«Мы - против наркотиков!»

5-9

04 в актовом зале

Классные руководители

10.

По озеленению школьного участка

5-9

Классные руководители, родители, учащиеся

11.

Всероссийские « » и

5-9

В течение декады

Учителя биологии и географии

12.

Участие в межрегиональном дистанционном проекте

5а, 8б

апрель

Учитель географии

5, 7,8

апрель

Учителя, совместно с методистами ЦРБ

Газета «Экологический вестник» - учитель биологии

Стенд «Мир профессии глазами химика» - учитель химии

При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:

1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.

2. Количество заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения.

4. В связи с тем, что экологическая декада нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера

5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности.

Принцип проведения декады : каждый учащийся является активным участником всех событий декады. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

Успех проведения декады экологии во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа.

Чтобы повысить интерес школьников к проведению декады, следует организовывать соревнования с приданием широкой гласности отличившихся учащихся и поощрением их.

Одним из условий педагогической эффективности предметной декады является включение учащихся по планированию предстоящей деятельности. Вместе с учащимися так же разработать сами мероприятия.

Кроме этого условием плодотворной работы предметной декады является подведение итогов, которое должно состояться открыто.

Учителя – предметники осуществляют:

    руководство по организации и проведению декады;

    подготовку необходимой материальной базы;

    подготовку эмблем, грамот, призов, памятных сувениров и т. д;

    проведение торжественной линейки в начале и конце декады;

    разработку критериев оценок;

    проверку и оценку выполненных заданий;

    определяют победителей;

    подготавливают отчёт о результатах недели.

Прогнозируемый результат

Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

Приказ

О проведении предметной декады по экологии

В связи объявленному в России Году экологии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 января 2016 г. «О проведении в Российской Федерации Года экологии» и Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий», согласно плана методической работы школы в 2016-2017 учебном году, плана работы детской организации, с целью привлечения внимания учащихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе, формирования экологической культуры, экологического стиля мышления, ценностного отношения к природным объектам, создания условий для проявления творческих способностей учащихся

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести предметную декаду по экологии в 1-11 классах.

Назначить ответственным за организацию и проведение предметной декады по экологии руководителя методического объединения естественно-гуманитарного цикла - Паршукову Надежду Алексеевну.

Сроки проведения: с 03 по 09 апреля - подготовительный и организационный этап; с 10 по 30 апреля - основной этап.

Утвердить план проведения предметной декады, согласно Приложения

Классным руководителям 1-11 классов содействовать в обеспечении участия учащихся во всех мероприятиях, предусмотренных планом.

Ответственность за жизнь и здоровье детей, а также за соблюдение правил техники безопасности во время проведения мероприятий возложить:

Учителям - предметникам Паршуковой Надежде Алексеевне, Вараксиной Валентине Васильевне;

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе Тутриновой Людмиле Серафимовне.

  1. Паршукову Надежду Алексеевну, учителя биологии и экологии;

    Вараксину Валентину Васильевну, учителя биологии и географии;

    Калинину Надежду Ивановну, библиотекаря, старшую вожатую

    Подготовить и предоставить аналитическую справку по результатам проведения предметной декады заместителю директора по учебно-воспитательной работе - Тутриновой Людмиле Серафимовне в срок до 05.05.2017 г.

    Обсудить аналитическую справку на заседании методического объединения.

    Разместить информационный материал о проведении предметной декады на школьном сайте до 10.05.2017 года.

Директор _____________________ Н.А. Паршукова

Приложения

План декады экологии

с 03 по 09 апреля - подготовительный и организационный этап;

Мероприятия

Участники

Ответственные

Экологические уроки - сказки:

  1. «Наш адрес - не дом и не улица»

    «Серая шапочка и красный волк»

    «Сказка о человеке и золотой рыбке»

1.4. «Травинка - путешественница»

1-4 классы

Калинина Н.И., библиотекарь

Конкурс рисунков «Природа глазами юного художника».

Критерии: интересный замысел; аккуратность исполнения; выразительность изображения; цветовое решение.

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Эколого - социальный проект «Скворечник».

Девиз: «Добро пожаловать, перелетные птицы»

1 - 11 классы

Калинина Н.И., старшая вожатая

Конкурс мудрейших «Проба пера».

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Экологическая сказка - быль « SOS - спасите Землю».

Паршукова Н.А.

История Красной книги (презентация).

5-6 классы

Паршукова Н.А.

Фоторепортаж

«Исчезли с лица Земли. Их нужно спасти».

5-6 классы,

Паршукова Н.А.

Охрана и значение растений (презентация, беседа)

5-6 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

По страницам экологической летописи

«Редкие исчезающие животные и растения»

5-7 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Охрана животных. Экологические правила (презентация, беседа, дискуссия)

5-7 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Экологический проект: «Природа - бесценный дар»

5-11 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Загрязнение атмосферы (презентация, беседа, дискуссия)

9-11 классы

Паршукова Н.А.

9-11 классы

Вараксина В.В.

5-11 классы

Вараксина В.В.

Заповедные уроки «Особо охраняемые природные территории» (ООПТ)

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Экологические кризисы и катастрофы (презентация, беседа, дискуссия)

9-11 классы

Паршукова Н.А.

Эколого - социальный проект - Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами»

10-11 классы

Паршукова Н.А.

Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

10-11 классы

Паршукова Н.А.

Всероссийский экологический диктант.

5-11 классы

Паршукова Н.А. Вараксина В.В.

Акция «Батарейки собираем - природу спасаем»

Ответственные по классам

Паршукова Н.А.

Оформление тематических стендов

«Мы в ответе за планету».

Участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А. Вараксина В.В.

Т.А. ЖАРИНОВА,
учитель экологии,
И.В. КУДРЯВЦЕВА,
учитель физики,
Е.В. АМЕЛИНА,
зам. директора школы по информационным технологиям
ГОУ СО школа-интернат № 58, г. Москвы

Экологические декады по предметам естественного цикла

Методика проведения

Сегодня достигнуть нового качества образования, используя устаревшие педагогические методы, невозможно. Нужны другие стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии, интеграция предметов.

Межпредметная интеграция создаст у школьников целостное представление об окружающем мире и поможет построению общей платформы сближения предметных знаний.

В нашей школе мы накопили богатый опыт по интегрированию самых разнообразных предметов: физика и музыка, литература и технология, история и физика. Такая работа проводится и в рамках школьной программы, и во внеурочное время.

Эффективной формой работы на этом пути стали в нашей школе ежегодные предметные декады. Так, с 21 января по 2 февраля 2008 г. успешно прошла декада физики–информатики–экологии.

Не правда ли, необычное сочетание учебных предметов? Как же связаны между собой эти науки? Чтобы узнать мнение школьников, мы провели анкетирование. Было опрошено 98 респондентов. Результаты опроса получились следующими.

На вопрос: «Какая наука, на ваш взгляд, определяет ускорение научно-технического прогресса?»

54 человека ответили, что это физика;
31 человек – информатика;
26 человек – математика;
23 человека – химия;
14 человек – экология.

Однако 68% опрошенных считают, что наш мир находится на грани экологической катастрофы и поэтому, чтобы удержать равновесие и сохранить мир, необходимо изучать такую науку, как экология.

Степень значимости учебных предметов выбранного цикла для учащихся школы выглядит так:

38% – физика;
12% – экология;
11% – информатика.

Началась декада физики–информатики–экологии с информационного обозрения декады – телепередачи «Мы и мир вокруг нас», созданной в школьной телестудии.

Началом праздника наук стали предметные олимпиады. Около 70 учащихся проявляли свою эрудицию при решении предложенных задач.

Прошел конкурс экологического рисунка. Школьный холл пестрел плакатами и призывами не загрязнять планету, спасать мир. Победители этого конкурса были выявлены в ходе общего голосования.

Младшие школьники знакомились с науками в игровой форме. Игра называлась «Поезд наук». Кабинеты физики, экологии и информатики превратились на это время в различные станции: Экологическая, Волшебная, Информационная, где ребятам предлагалось построить свой Экоград, применить имеющиеся у них знания и даже увидеть различные чудеса. Все станции были для ребят интересными, но особой популярностью пользовались гонки на водородных автомобилях.

Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Экология – наука о доме» стал самым массовым. В нем приняли участие ребята с 5-го по 11-й класс. 19 из 34 компьютерных презентаций претендовали на призовые места. Проекты получились яркими, содержательными, нестандартными. Особый интерес к этому конкурсу проявили ученики 5-х классов. Нужно было видеть, с каким удовольствием они бежали в компьютерный класс и как серьезно относились к каждому пункту своей работы.

На базе Политехнического колледжа № 39 и кафедры информатизации журналистики МИРЭА состоялась интернет-конференция. На интернет-мост были приглашены гости: ведущие специалисты, профессора в области вычислительной техники, химии, журналистики, и ребята смогли задать ученым все интересовавшие их вопросы.

В открытом уроке по физике «Транспорт мира и экологические проблемы» принимали участие старшеклассники. Ребята увидели и оценили ущерб, наносимый биосфере транспортом, использующим традиционные источники энергии. Сравнили принципы действия автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и солнечно-водородных автомобилей, выявили преимущество последних и определили пути выхода из сложившейся ситуации.

Завершающим мероприятием декады стало интеллектуальное кафе. Здесь было всё: соревнование между командой учащихся и командой родителей, награждения, танцы, песни, обмен мнениями. А самое главное – всем стало понятно, что знать и уметь воспользоваться своими знаниями вовремя, приятно и престижно. Это был настоящий праздник, праздник знаний, души и единения учащихся, учителей и родителей.

В очередном, февральском, номере школьной газеты «Школьник 58» освещались результаты прошедшей декады, а заключительным аккордом прозвучала телепередача со многими интервью, отзывами участников и зрителей.

На совместном заседании методобъединений был проведен анализ результатов прошедшей декады и отмечены возросшее стремление учащихся к приобретению новых знаний и умений, их творческая активность, способность к осознанному анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям и суждениям.

Да и для педагогов проведение декады явилось своеобразным опытом повышения квалификации на рабочем месте. Подобная работа требует особой четкости, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала. Это возможно было осуществить только при наличии слаженной и дружной команды, где взаимопонимание и взаимовыручка являются ключевыми моментами.

Управление образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск
Методическая разработка
Декада экологии в школе
Номинация: Подготовка к проведению Года экологии,
Года особо охраняемых природных территорий
и к 100-летию юннатского движения

Разработана: Казаковой Людмилой Михайловной,
учителем биологии, Квасовой Екатериной
Сергеевной, учителем химии и географии
пгт. Троицко-Печорск
2016 год
Аннотация
В данной методической разработке представлен план проведения экологической декады на второй ступени обучения школьников. Проводится в школе ежегодно в апреле месяце в рамках экологической программы школы. Цель данных мероприятий: формирование основ экологической культуры, экологическое просвещение, непрерывное экологическое образование школьников. В план включены разнообразные мероприятия познавательного и творческого характера, которые позволяют охватить всех учащихся на данной ступени обучения.
Ценность материалов состоит в том, что приложенные разработки имеют практико-ориентированную направленность, являются своеобразным инструментарием для организации внеклассной работы.
Материалы могут быть использованы в работе учителями естественного цикла для проведения предметных декад, а так же для работы в тематических летних лагерях.

Пояснительная записка
Актуальность. Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны. Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) определены основные направления развития организации экологического воспитания. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности экологической направленности в основной школе, позволяющей существенно дополнить и восполнить недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.
Цель данных мероприятий: формирование основ экологической культуры, экологическое просвещение, непрерывное экологическое образование школьников.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
2) углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии;
3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Содержание
План
мероприятий экологической декады
с 11-23 апреля 2016 года
№ Мероприятия класс Сроки Ответственные
1. Акции: «Зеленый наряд школы», «Помоги лосенку» (сбор сухарей для лосефермы в заповеднике) 5-9 В течение
года, итоги подводятся в апреле Классные руководители, озеленители класса, родители
2. Вторичная переработка мусора в разных странах 5 13.04 Учитель географии
3. Виртуальная экскурсия «По заповедным уголкам района»8-9 В течение
декады ученик 8а класса
4. Биолого-географическая игра по станциям5-6 14.04 Консультанты, члены жюри, учащиеся 8-9 класса
5. Игра «Юный химик» 8 15.04 Учитель химии
6. Конкурсы: «Самый, самый… умный» по географии, биологии, химии (участие в дистанционных олимпиадах) 5-11 В течение декады Учителя биологии, географии, химии, учащиеся
7. Классные часы: (исследовательские работы ребят) «Да, здравствует мыло душистое!»; «Влияние шума на здоровье школьников» 5-9 По графику, на классных часах Ученица – 5б класса,
Ученик – 8а класса
8. Экологическая игра 7 18.04 Учитель биологии
9. Защита плакатов «Мы - против наркотиков!» 5-9 04 в актовом зале Классные руководители
10. Мини-проекты по озеленению школьного участка 5-9 К 22 апреля Классные руководители, родители, учащиеся
11. Всероссийские эко уроки:«Мобильные технологии в экологии» и «Хранители воды»5-9 В течение декады Учителя биологии и географии
12. Участие в межрегиональном дистанционном проекте «Экоград»5а, 8б апрель Учитель географии
13. Встреча с чернобыльцами5, 7,8 апрель Учителя, совместно с методистами ЦРБ
Газета «Экологический вестник» - учитель биологии
Стенд «Мир профессии глазами химика» - учитель химии
При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:
1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.
2. Количество заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.
3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения.
4. В связи с тем, что экологическая декада нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера
5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности.
Принцип проведения декады: каждый учащийся является активным участником всех событий декады. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Успех проведения декады экологии во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа.
Чтобы повысить интерес школьников к проведению декады, следует организовывать соревнования с приданием широкой гласности отличившихся учащихся и поощрением их.
Одним из условий педагогической эффективности предметной декады является включение учащихся по планированию предстоящей деятельности. Вместе с учащимися так же разработать сами мероприятия.
Кроме этого условием плодотворной работы предметной декады является подведение итогов, которое должно состояться открыто.
Учителя – предметники осуществляют:
руководство по организации и проведению декады;
подготовку необходимой материальной базы;
подготовку эмблем, грамот, призов, памятных сувениров и т. д;
проведение торжественной линейки в начале и конце декады;
разработку критериев оценок;
проверку и оценку выполненных заданий;
определяют победителей;
подготавливают отчёт о результатах недели.
Прогнозируемый результат
Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.

error: Content is protected !!